Перевод COVID-рынка на коммерческие рельсы: они долго этого ждали

Перевод COVID-рынка на коммерческие рельсы: они долго этого ждали

COVID принес фармпроизводителям, сумевшим занять лидирующие позиции в сегменте мРНК-вакцин, баснословную выручку. А в случае с никому неизвестной еще 2020 году Moderna коронавирус даже взрастил нового отраслевого монстра, отважившегося напасть на Pfizer.

Теперь правительство США рассчитывает отказаться от распространения вакцин и лекарств против COVID-19, передав инициативу коммерческому рынку. Администрация Байдена признала, что не в состоянии продолжать покупать лекарства и прививки от COVID для их последующего бесплатного распространения. «Аттракцион невиданной щедрости» закрывается, начиная со следующего года.

Денег нет – но вы держитесь

Прежде чем объявить эту новость, правительство США уже предприняло шаги по сокращению расходов на борьбу с ковидом: была прекращена программа бесплатного распространения тестов на коронавирус, проводимых на дому.

«Мы планировали этот переход в течение некоторого времени. К сожалению, сроки ускорились из-за отсутствия средств», — объяснили в американском минздраве \ HHS.

Что касается вакцин, HHS закупил на эту осень и зиму около 171 миллиона доз двухвалентных бустеров, нацеленных на «омикрон». Но, начиная с января 2023 года, у HHS не будет достаточно средств для поддержки таких программ.

А что касается ковидных лекарств, ожидается, что в начале 2023 года закончатся запасы антитела Evusheld (AstraZeneca), а не позднее второго квартала — перорального препарата Lagevrio (Merck). Также HHS ожидает, что госзапасы препарата Paxlovid (Pfizer) будут исчерпаны к середине 2023 года.

К свободному рынку – готовы!

На самом деле, переход на коммерческие рельсы может быть выгодным для производителей ковидных фармпродуктов: как только рынок откроется, компании получат доступ к большему количеству каналов сбыта плюс возможность использовать разнообразные маркетинговые инструменты.

Veklury (ремдесивир, Gilead) — первое утвержденное лекарство от COVID, после короткого периода распределения под управлением американского правительства перешло на коммерческий рынок еще в октябре 2020 года.

Далее было приостановлено распространение через госпрограммы нескольких антител против COVID от Eli Lilly, Regeneron и GSK \ Vir Biotechnology: специалисты сочли, что эти препараты неэффективны против «омикрона». Препарат Бебтеловимаб (Eli Lilly), который якобы сохранил свою эффективность, а, соответственно, и разрешение на применение, стал доступным на коммерческом рынке.

Тем временем разработчики продуктов от COVID готовятся к объявленным переменам. Генеральный директор Pfizer Альберт Бурла и глава Moderna Стефан Бансель уже рассказали о планах по выпуску своих продуктов на частный рынок.

«Глядя на 2023 год, мы готовы к переходу на коммерческий рынок США для COVID-бустеров, где рынок будет более фрагментирован, чем во время пандемии, когда единственным покупателем было правительство США», — заявила главный коммерческий директор Moderna Арпа Гарай, добавив, что ее компания уже обсудила эти вопросы со страховщиками, дистрибьюторами и аптеками.

Если предположить, что половина взрослого населения США, составляющего около 258 миллионов человек, будет проводить ежегодную ревакцинацию, Moderna и Pfizer займут частный рынок вакцин стоимостью около 12,9 миллиардов долларов США \ год. (Этот прогноз основан на потенциальной стоимости дозы в 100 долларов США.)

По мнению Бурла, Pfizer может стать «еще более конкурентоспособной», а ее коммерческие навыки «даже лучше подходят» для открытого рынка, чем для модели государственного заказа. В отличие от Moderna, Pfizer считалась одним из ведущих мировых производителей вакцин еще до пандемии (благодаря популярности пневмококковой вакцины Prevnar). Как уверена президент Pfizer Biopharmaceuticals Group Анджела Хванг, после полного перехода на коммерческие рельсы Pfizer сможет охватить «намного более широкий набор каналов сбыта, чем в настоящее время». Она также отметила, что сейчас Pfizer проводит информкампании для потребителей без упоминания бренда – зато в новых условиях они получат право на упоминание торговых марок, включая Comirnaty.

Чьи технологии?

А вот с Comirnaty может быть не все так просто: Moderna, прямой конкурент производителей мРНК-вакцин, строит козни – развязывает патентный спор сразу в Соединенных Штатах и Германии. В иске Moderna утверждается, что ее конкуренты в лице Pfizer и Biontech сплагиатили «авторскую» химическую модификацию, предотвращающую нежелательный иммунный ответ на введение вакцины.

Интересно, что, по мнению истца, ответчики умудрились нарушить его права еще до создания самой компании.

Интересно, что на Pfizer, BioNTech и Moderna еще раньше подала в суд Alnylam, специалист в области РНК-интерференции\ RNAi. Американская биофармацевтическая группа утверждает, что ответчики нарушили ее патент на систему доставки мРНК, задействованную в ковидных вакцинах. Судя по сообщениям в прессе, речь идет о технологи LNP – липидных наночасниц. Интересно и то, что даты получения патента на LNP и обращения в суд совпадают.

Moderna намерена зарабатывать на COVID из года в год

Возможно, оптимистичные прогнозы и поведение в целом претендента на технологию мРНК стоит связывать напрямую с его надеждами на выигрыш патентного спора.

Moderna всегда публиковала расплывчатые прогнозы относительно цен на свои прививки от коронавируса. В сентябре она стала конкретнее.

«Поскольку мы выходим на коммерческий рынок, мы будем рассматривать ценообразование, основанное на стоимости», — пообещала Арпа Гарай. Но какие цифры стоят за ее словами?

Биотехнологическая компания изложила сценарии, основанные на ценах на ковидные прививки в 82 и 64 доллара \ доза, которые откроют потенциальные частные рынки США с ежегодным объемом около 10,6 миллиардов долларов и 8,3 миллиардов долларов соответственно.

Естественно, даже минимальная ставка в 64 доллара – это намного, намного больше, чем от 15-16,5 долларов, за которые Moderna продавала американскому правительству свои прививки.

По мнению руководства компании, рынок вакцин против COVID начнет повторять рынок прививок от гриппа, поскольку ковидные бустеры станут ежегодным (и, по всей видимости, обязательным) мероприятием.

Становится очевидным, что доминирующие позиции в этой нише стоят любых рисков и судебных издержек.

Похожие материалы