5 фармацевтических тенденций, за которыми нужно пристально следить в 2020 году

5 фармацевтических тенденций, за которыми нужно пристально следить в 2020 году

Готовясь к знаковой конференции J.P. Morgan, эксперты отрасли назвали пять наиболее выраженных тенденций, наметившихся в фарме. На них эксперты рекомендуют сосредоточиться в 2020 году. Но – если присмотреться – эти тренды довольно-таки противоречивы.

J.P. Morgan Healthcare – грандиозный ежегодный симпозиум лидеров индустрии, новых развивающихся компаний, создателей инновационных технологий и иных влиятельных участников фармацевтического рынка. В этом году конференция прошла 13-16 января в Сан-Франциско. Готовясь к этому важному событию, эксперты фармацевтической отрасли выделили 5 важных тенденций в биг-фарме.

Что ожидать в 2020 году – 5 фармтенденций

1. Переформатирование отрасли: следующими лидерами, возможно, станет новая группа

Поглощение Celgene компанией Bristol-Myers Squibb вывело из игры одного из пионеров биотехнологической индустрии. Остаются независимыми Amgen, Biogen и Gilead, как и Regeneron и Vertex, два других «древних» биотехнологических мамонта, которые выстояли в десятилетней борьбе за разработку, утверждение и маркетинг своих продуктов. Все это они делали самостоятельно, в качестве автономных компаний.

За ними стоит ряд компаний размеров помельче – в настоящее время стоимость каждой из них оценивается от 10 до 20 миллиардов долларов США. Но они рьяно сражаются за то, чтобы устанавливать свои стандарты в этом бизнесе. Некоторые из таких игроков, например, Seattle Genetics, Alnylam Pharmaceuticals и Sarepta Therapeutics, недавно получили одобрение для своих вторых по счету продуктов. Другие, такие как Alexion Pharmaceuticals и BioMarin Pharmaceutical, в течение некоторого времени работали как многопрофильные производители, но находятся в процессе переориентации на биопрепараты. Например, Alexion в конце 2018 года утвердила в США Ultomiris, преемника своего блокбастера Soliris, и в прошлом году продолжила курс через серию приобретений (только на Achillion Pharmaceuticals ушло почти 1 млрд долларов США). BioMarin, долгое время специализирующаяся на орфанных препаратах, достигла важного рубежа, представив регулятору досье на свой препарат валоктокоген роксапарвовек от гемофилии A. Если в 2020 году его утвердят (что более чем вероятно), BioMarin укрепит свой статус ведущей компании в сегменте генной терапии.

2. Биотехнологические платформы позволяют создавать концептуально новые препараты

Профиль фармпроизводителей когда-то жестко определялся типом лекарств, которые они создавали, – в основном, препаратами на основе больших молекул, получаемых из живых клеток. Теперь, после четырех с лишним десятилетий, эти так называемые биопрепараты воспринимаются как что-то устаревшее. Их место на передовом фронте занимает целый ряд более сложных лекарств, от новых моноклональных антител до средств терапии нуклеиновыми кислотами и генной терапии. Все они создаются при помощи специальных платформ, и в прошлом году удалось подтвердить жизнеспособность этого подхода в любом классе инновационных лекарств. Например, успешный запуск Zolgensma показывает, что даже дорогостоящие препараты могут быть вполне жизнеспособны на этом рынке, хотя до сих пор неясно, оправдают ли они все ожидания разработчиков и аналитиков-оптимистов.

Консервативная фарма также стремилась расширяться в сегменте генной терапии: были раскуплены Spark Therapeutics, Nightstar Therapeutics и Audentes Therapeutics. Ну, а сделки, заключающиеся между крупными фармацевтическими компаниями и небольшими разработчиками РНК-терапии, позволяют предположить, что фармгиганты не потеряют интерес к новым платформам.

3. Слияния и поглощения – двигатель развития (?)

Как отметили аналитики RBC Capital Markets, в течение многих месяцев 2019 года биотехнологические компании торговались как заброшенные бараки – но под конец года все изменилось в одно мгновение ока. Synthorx, ArQule, Audentes и Ra Pharmaceuticals расхватали как горячие пирожки с наценками, близкими или превышающими 100%. В общей сложности было заключено 12 сделок на сумму, превышающую 1 миллиард долларов США.

Считается, что ситуацию изменили удивительные клинические успехи продуктов, раскрывшие неизведанный потенциал биотехнологий. Аналитики ожидают, что эта тенденция сохранится, по крайней мере, в течение следующих нескольких кварталов 2020-го.

4. В прошлом году в биотехнологии вливались инвестиции – но будет ли это продолжаться дальше?

Общеизвестно, что разработка препаратов требует больших капиталовложений, и, поскольку в мире появляется все больше биотехнологических компаний, чем когда-либо прежде, отрасли требуется постоянный приток инвестиций, иначе лаборатории перестанут создавать новые лекарства.

По оценкам, более 200 государственных биотехнологических компаний должны будут в 2020 году найти где-то деньги на дальнейшее развитие проектов. Около половины из них не имеют достаточно средств, чтобы провести клинические исследования без привлечения дополнительных инвесторов.

В прошлом году в этот сегмент было инвестировано около 33 миллиардов долларов США, это чуть меньше по сравнению с 2018 годом, но значительно больше, чем в 2017 и 2016 годах. Вопрос в том, продолжатся ли денежные вливания. Аналитики SVB Leerink считают, что инвесторы, скорее всего, будут более осторожны в отношении этой отрасли, но в основном это связано не с экономикой, а политикой. Но если случится рецессия, как предсказывают многие эксперты, сильнее всех может пострадать именно биотехнологическая отрасль. «Если в 2020 году проявятся симптомы рецессии, компании с менее устойчивым балансом могут потерять свои позиции», – пишут аналитики.

5. Небольшие компании больше не будут нуждаться в биг-фарме, чтобы организовать лонч своих продуктов

Биотехнологические компании тратят годы и сотни миллионов, если не миллиарды долларов, чтобы собрать досье на свои новые препараты и предоставить его Управлению по контролю за продуктами и лекарственными средствами. Тем не менее, чаще всего одобрение регулятора ведет к снижению стоимости их акций компании. Эта довольно-таки своеобразная закономерность обусловлена по большей части скептицизмом инвесторов: считается, что мелкие биотехнологические группы, долгое время специализировавшиеся лишь на исследованиях и разработках, то есть доклиническом этапе, плохо справляются с задачами реальной продажи своих продуктов.

Однако несколько небольших компаний, в том числе GW Pharmaceuticals, Karyopharm и Acadia Pharmaceuticals, поразили взлетом продажами своих новых препаратов. Тем временем, более крупный игрок Neurocrine доказал свою способность противостоять сопернику Teva:

Этот год проверит, смогут ли добиться успеха другие игроки. Global Blood Therapeutics буквально только что получила одобрение своего препарата от серповидно-клеточной терапии Oxbryta. Ожидается, что Amarin, дождавшаяся, наконец, расширения показаний для капсул Vascepa на основе рыбьего жира, сорвет куш на рынке сердечно-сосудистых заболеваний.

Нормативные решения также ожидаются для мега-новинок производства Intercept Pharmaceuticals, Aimmune Therapeutics, Esperion Therapeutics, Biohaven Pharmaceuticals и Epizyme: разработчики собрали и подали досье самостоятельно. Чтобы сохранить независимость, им лишь необходимо внимательно контролировать лончи своих продуктов.

Похожие материалы