Новые нюансы НПР: что изменится для врачей, чего ждать фармацевтам, кто будет финансировать и контролировать процесс

Сергей Убогов. /Пресс-служба Министерства здравоохранения Украины
Сергей Убогов. Пресс-служба Министерства здравоохранения Украины

Несмотря на отсрочку аттестации для врачей, совершенствование системы НПР набирает обороты. 2023 год обещает много новаций: разработку новых порядков аттестации для всех категорий, пересмотр таблиц начисления баллов, расширение перечня мероприятий, создание и апробацию е-системы НПР.

Как изменятся «правила игры» после принятия пакета новых документов, когда их ожидать и какие будут особенности НПР для новых категорий работников здравоохранения, — рассказал начальник управления медицинских кадров, образования и науки Минздрава Украины, доктор фармацевтических наук, профессор Сергей УБОГОВ.

Основные векторы усовершенствования системы НПР

…провайдеры обязательно должны предоставить программу мероприятий НПР, в частности, тренингов, семинаров. Пусть она будет не столь объемной, как в вузах, но мы пропишем к ней минимум требований: какие разделы содержит, на какой контингент рассчитана, какой формат обучения предполагает, какие компетентности получит участник и как их проконтролировать. 

В свое время Минздрав анонсировал разработку пакета изменений в нормативку по НПР и внедрение их в 2023 году. Чего ожидать?

Изменения нарабатывались в течение всего 2022 года, хотя с началом войны работа в этом направлении ненадолго приостановилась. Однако уже через несколько месяцев процесс снова активизировался. То есть, даже в условиях военного положения мы не останавливаем развитие системы – работаем над основными направлениями изменений.

Первое – расширение контингента работников сферы здравоохранения, на которых распространяется система НПР.

Второе – совершенствование и расширение образовательной составляющей мероприятий НПР, соответственно и повышение требований к провайдерам.

Третье – внедрение электронной системы НПР, что обеспечит прозрачность этого процесса и минимизирует коррупционные риски.

Финансирование НПР – за комбинированной моделью

Практически всех интересует вопрос финансирования: если обязательно набирать ежегодно 50 баллов, то компенсирует ли государство расходы на обучение?

Минздрав уже разработал проект постановления Кабмина, которое утвердит порядок использования средств на осуществление НПР (в настоящее время документ уже находится на согласовании в Минфине). Предварительно мы планировали, что не менее 50% врачей, работающих в коммунальных учреждениях здравоохранения, получат государственное финансирование на НПР.

К сожалению, из-за войны произошел секвестр расходов государственного бюджета, в том числе на образование.

В настоящее время хватает средств только для 40% врачей, чтобы ввести так называемую модель капитационного финансирования.

То есть врачи, которые в течение года посещают мероприятия НПР, будут подавать документы в подтверждение своих расходов на эти мероприятия, и им будет возмещаться по 2 тыс. грн на каждого (такая сумма предусмотрена на 2023 год).

Минздрав будет выделять деньги на областные департаменты, которые будут пропорционально распределять их между учреждениями здравоохранения. Со своей стороны, учреждения должны составить соответствующий план: сколько врачей в текущем году будет проходить НПР по такой схеме.

Зачем нужен такой план?

Во-первых, руководитель отвечает за обучение и профессиональное развитие персонала. Во-вторых, таким образом он может спланировать, сколько врачей будет обучаться по капитационной модели, а сколько — на бюджетных циклах тематического усовершенствования в вузах. Один и тот же человек не может идти по обоим направлениям. Но на следующий год эти списки можно поменять местами.

То есть мы предлагаем комбинированную систему оплаты НПР: по капитационной оплате плюс выделяем средства по другой бюджетной программе для вузов, где организуются циклы тематического усовершенствования.

Следовательно, и те врачи, которые не смогли воспользоваться капитационной оплатой, не будут платить за обучение из своего кармана. Конечно, при желании они могут посещать другие, платные мероприятия, но государство уже свидетельствует о готовности выделять бюджетные средства на поддержку и стимулирование НПР по двум составляющим.

После утверждения нового порядка использования средств на НПР, мы хотим предусмотреть приказом Минздрава критерии, по которым руководитель коммунального учреждения должен определять очередность включения врачей в такой план. Чтобы все было справедливо, на равных условиях, а не «для своих».

Также на 2023 год мы предусматриваем в бюджете определенную сумму средств на администратора НПР.

Когда появится национальное агентство НПР

Кто выполняет эту роль?

На промежуточном этапе становления системы функцию агентства НПР выполняет Центр тестирования МЗ. Хотя в перспективе планируется отдельный институт, вроде Аккредитационных советов непрерывного медицинского образования в Европе и США, который будет развивать систему, осуществлять мониторинг мероприятий НПР и т.д.

В настоящее время эти задачи уже нужно выполнять, поэтому государство выделяет средства для функционирования подразделения, которое будет рассматривать заявки будущих провайдеров, работать с их документацией, регистрировать мероприятия НПР и т.д.

Конечно же, хотелось бы создать отдельное агентство как можно быстрее, однако все упирается в средства. Сейчас в приоритете – оборона государства. Однако даже в таких условиях мы продолжаем совершенствовать систему НПР.

«Группы равных» дополнят перечень мероприятий

Коснется ли это образовательной составляющей?

Конечно! Мы расширили перечень мероприятий неформального образования, которые могут проводиться провайдерами, а также усовершенствовали процедуру их дистанционного проведения в синхронном и асинхронном формате. В этот список входят не только различные тренинги, семинары, но и ноу-хау – участие в «группах равных». Это когда на площадке одного из учреждений здравоохранения будут собираться небольшие группы специалистов из других учреждений, обмениваться опытом, точками зрения, обсуждать клинические случаи.

Мы разработаем отдельное положение о функционировании «групп равных»: требования, критерии проведения, чтобы это действительно было качественное мероприятие НПР, а не его имитация.

Мы изучили мировой опыт такого формата, он хорошо себя зарекомендовал. Поэтому должны ввести его и в Украине.

Думаете, приживется на наших традициях?

Согласен, у нас привыкли к традиционным формам образования, где участники более пассивны: кто-то слушает, а кто только делает вид, что слушает. Также у нас немало мероприятий в дистанционном формате, когда спикер говорит, а слушатель «за кадром» занимается своей работой, например принимает пациента. Это фикция, а не обучение. Поэтому надо думать, как контролировать активность и реальное участие в мероприятиях слушателей во время дистанционных форм обучения, чтобы с ними была обратная связь и возможность проверить, «в процессе» ли они.

Еще одно требование к образовательной составляющей – провайдеры обязательно должны предоставить программу мероприятий НПР, в частности, тренингов, семинаров.

Пусть она будет не столь объемной, как в вузах, но мы пропишем к ней минимум требований: какие разделы содержит, на какой контингент рассчитана, какой формат обучения предполагает, какие компетентности получит участник и как их проконтролировать. Чтобы не было пассивного слушания теории там, где нужно приобрести практические навыки. Тогда можно выдавать сертификат и говорить о качестве таких мероприятий. В то же время, должны быть прописаны требования к преподавателям и тренерам, которые их проводят.

Провайдеров и слушателей будут проверять «на марше»

Реально ли проверить вовлеченность дистанционного слушателя в процесс обучения и обеспечить его активность?

Во-первых, должны быть определенные ограничения по количеству участников на разных мероприятиях. Если это семинар, тренинг, то аудитория из 100 слушателей – нонсенс, она должна быть не более 12 человек. Тогда есть возможность с каждым пообщаться индивидуально, получить обратную связь.

Во-вторых, преподаватель также должен уметь удерживать аудиторию и владеть для этого соответствующими техническими навыками.

И, наконец, необходимо делать выборочные проверки мероприятий. По идее это функция агентства НПР, его представители должны иметь доступ к зарегистрированным мероприятиям, чтобы проверить, соответствуют ли они задекларированным программам, на каком уровне проходят, не содержат ли рекламы и т.п. Провайдеры должны предоставить представителю агентства слушателей посетить дистанционное мероприятие – выборочно или по жалобе.

В течение нынешнего года мы наработаем более действенную систему мониторинга качества мероприятий НПР в плане их организации и наполнения. Для этого следует привлекать экспертов по определенным направлениям и представителей профессиональных ассоциаций.

В перспективе этими вопросами будет заниматься и самоуправление – врачебные, фармацевтические, медсестринские палаты, которые получат такие полномочия после принятия закона о самоуправлении в сфере здравоохранения.

Электронная система – НПР без коррупции?

Говорят, что уже в первом полугодии этого года следует ожидать запуска электронной системы НПР.

Война внесла свои коррективы в наши планы. По самым оптимистичным прогнозам, запуск системы состоится только осенью — с целью ее апробации. Более полноценно она должна заработать с 1 января 2024 года. Прежде всего, необходимо разработать порядок ее функционирования.

На данный момент Центр тестирования МЗ разработал на своем вебсайте отдельный раздел «НПР», где размещена вся нормативная база, технический регламент, перечень провайдеров и мероприятий НПР.

По состоянию на прошлый год было зарегистрировано около 270 провайдеров и около 3600 мероприятий НПР.

Это еще не реестр провайдеров в полном смысле этого термина, но со временем такой будет сформирован. Новая е-система НПР, которая сейчас нарабатывается, будет более совершенной, защищенной, с лучшим сервисом для подачи документов провайдерами и главное, что мы разрабатываем ее с «привязкой» к будущему реестру работников сферы здравоохранения.

Такой реестр станет эффективным инструментом управления кадровыми ресурсами в здравоохранении, ведь Минздрав будет видеть, какие специалисты, какой квалификации, с каким стажем работают в отрасли. И можно будет отслеживать профразвитие каждого специалиста от студенческой скамьи или окончания интернатуры на протяжении всей профессиональной жизни.

Также будут создаваться личные кабинеты медицинских и фармацевтических работников, проходящих НПР, преподавателей и членов аттестационных комиссий. Понимаем, насколько это амбициозная задача, но это еще и мощный инструмент для преодоления коррупционных рисков в данной сфере.

В конечном итоге это является главной целью создания реестра и е-системы НПР в целом: все будет максимально прозрачно, минимизируется человеческий фактор. Также благодаря е-системе медицинский или фармацевтический работник сможет выбрать лучшего провайдера. В то же время мы будем запускать систему обеспечения качества всех провайдеров НПР.

Порядки аттестации и баллы – разные для разных категорий

Знаковым стало расширение НПР на медсестер, фармацевтов, профессионалов с высшим немедицинским образованием. Необходима ли для этого дополнительная нормативка?

Да, все, кто работает в системе здравоохранения, даже если они не имеют базового медицинского образования, должны соответствовать определенным требованиям, в том числе и в плане постоянного профессионального развития. Такое новшество действительно требует разработки большого пакета нормативно-правовых актов, в том числе и юстированных приказов.

Прежде всего, необходимо разработать новые порядки аттестации (отдельно – для медсестер, фармацевтов и для профессионалов с высшим немедицинским образованием), где для них будет предусмотрена процедура набора баллов НПР.

В настоящее время разработаны проекты таких документов. А поскольку мы добавляем новые мероприятия неформального образования (те же «группы равных»), нужно совершенствовать и соответствующие документы, предусмотренные для врачей, в частности, вносить изменения в приложение 4 к положению о порядке аттестации врачей, критерии начисления баллов за соответствующие мероприятия НПР и т.п. Действующая таблица начисления баллов станет основой для других категорий – с учетом определенной специфики.

Какие нюансы предполагаются в организации БПР фармацевтов?

Сейчас мы обобщаем предложения по этому поводу от фармацевтического сообщества. Поскольку многие фармацевты работают в частных аптечных сетях посменно, мы должны предусмотреть для них более гибкие дистанционные формы НПР, например, в выходные дни, вечернее время и т.д.

Не менее важно разработать тематику такого обучения, поэтому провайдеры должны учесть, в том числе и актуальность современных вызовов: какие компетентности больше всего необходимы фармацевту, какие психологические навыки необходимо совершенствовать для коммуникации с посетителями аптек, как предотвратить профессиональное выгорание и приобрести определенные менеджерские качества и т.д.

Очень важная тематика – фармопека, внедрение новых подходов надлежащей аптечной практики. В конце концов почему бы не сделать «группы равных» и для фармацевтов?

Также сегодня для клинических психологов предусмотрены супервизии, поскольку они постоянно работают с людьми, у них большой риск профвыгорания. Я убежден, что в нынешних условиях супервизии надо проводить и для фармацевтов, и для врачей. Почему бы не сделать это формой обучения?

Будет ли одинаковым количество обязательных баллов НПР для фармацевтов, врачей и медсестер?

Пока ориентируемся на то, что для медсестер это будет 30-40 баллов, для фармацевтов – как и для врачей или чуть меньше. Проекты соответствующих документов будем выносить на общественное обсуждение и собирать предложения от коллег и профессионального сообщества.

Кто определяет, сколько баллов начисляется участнику мероприятия?

Когда провайдер проводит то или иное мероприятие НПР, он обязан заранее указывать количество баллов, которое должно соответствовать тому, что определено в приложении к приказу о порядке аттестации врачей. То есть, если за семинар приказом предусмотрено 10 баллов, провайдер не может выдать сертификат на 20 баллов. Центр тестирования может это проверить, и он контролирует ситуацию.

Однако существует еще один очень серьезный фильтр – аттестационная комиссия, которая изучает портфолио врача, все его сертификаты об участии в мероприятиях НПР и проверяет основания для начисления баллов согласно приказу. Если обнаружит несоответствие, то не засчитает «неправильные» баллы во время аттестации.

Об объективных и субъективных препятствиях

Не внесла ли война определенный хаос в НПР, ведь аттестация отменена, руководители не заинтересованы отпускать драгоценные кадры на обучение?

Да, война частично замедлила этот процесс. Ведь когда началось полномасштабное вторжение, основной акцент был сделан на то, чтобы максимально привлечь кадровые ресурсы к оказанию медицинской помощи. Даже на законодательном уровне были внесены изменения, чтобы привлекать интернов, студентов старших курсов, и тех врачей, у которых истек срок аттестации — не хватало кадров.

По тем же причинам была отменена аттестация врачей, следовательно, и обязательные ежегодные 50 баллов. Однако при этом ничто не мешает врачам и другим специалистам посещать мероприятия НПР. Если специалист формально относится к своему профессиональному развитию, он воспользуется тем, что это не обязательно. Но большинство врачей заинтересованы в повышении профессионального уровня, поэтому постоянно участвуют в мероприятиях НПР.

Что касается руководителей, которые должны способствовать такой инициативе, сейчас в коммунальных учреждениях с этим проще, ведь им поступают бюджетные средства. В то же время частные учреждения исходят исключительно из собственных финансовых возможностей, государственные имеют определенные бюджетные статьи, из которых могут выделять средства на повышение квалификации персонала. Хотя за счет хозяйственной деятельности руководитель может найти и больше средств, чтобы возместить расходы на обучение своих врачей. Главное, чтобы он делал это справедливо и обоснованно.