Константин Косяченко: «Внедрению самоуправления должен предшествовать закон о фармдеятельности»

Константином Косяченко /Фото из личного архива
Константином Косяченко Фото из личного архива

Давно продолжаются дискуссии: нужен отдельный закон о фармсамоуправлении или оно будет действовать по общим правилам всех медицинских профессий. Новый проект закона о самоуправлении в сфере здравоохранения предлагает объединенную модель. Это консенсус или все же принуждение дружить палатами?

И готово ли все для становления самоуправления? Об этом – разговор с доктором фармацевтических наук, профессором, Заслуженным работником фармации Украины Константином КОСЯЧЕНКО.

Нужны ли «свои правила»

Это уже не первая попытка принять закон о самоуправлении. Будет ли она удачной?

По моему мнению, чтобы ввести самоуправление профессий, надо было начинать с законодательного регулирования статуса и функций самоуправляющихся организаций в целом. Ведь в Украине это общественные объединения, поэтому должны быть добровольными.

Фото из собственного архива

В то же время фармацевтическому самоуправлению должен предшествовать еще и закон о фармацевтической деятельности, он является базовым для деятельности отрасли, в том числе и для ее саморегулирования. Это было бы идеальным вариантом. Как и отдельная самоуправляющаяся организация для профессии фармацевта. Хотя фармация и является частью системы здравоохранения, однако она определенным образом отличается от оказания медицинской помощи и развивается по собственным правилам. Хотя это вовсе не означает ее обособленность – если бы на законодательном уровне все было правильно прописано и имплементировано, фармация могла бы во многом помочь системе здравоохранения, особенно на первичном уровне.

Ведь во многих странах мира аптеки — это еще и пункты вакцинации, первичного осмотра, тестирования, например, на беременность и т.д. В Украине же аптеки работают больше как торговля, поєтому фармацевтам сложно будет вместе со всеми медицинскими палатами.

Закон о фармацевтической деятельности должен был прописать не только функции фармацевта, но и функции аптеки, как учреждения здравоохранения, как это установлено в нормативных актах Минздрава.

Профессиональные стандарты уже на подходе

В таком случае надо было бы вносить изменения в квалификационные требования к фармацевтам?

— Этот процесс не стоит на месте. Не дожидаясь закона, мы уже разрабатываем и предоставим для публичного обсуждения профессиональные стандарты для фармацевта, ассистента фармацевта, промышленного, клинического фармацевта и даже специалиста по фармаконадзору и эксперта по оценке медицинских технологий.

Сейчас Национальное агентство квалификаций занимается тем, чтобы для большинства профессий были разработаны профессиональные стандарты, как это существует во всем мире. Очень многие из них разработаны в педагогической сфере, в рабочих профессиях. Мы инициировали стандарты для фармацевтических специальностей.

Кто занимается их разработкой?

— Если говорить о мировом опыте, то больше всего на этот процесс влияют работодатели, а не те, кто, например, обучает профессионалов или они сами. К сожалению, в Украине работодатели от фармации больше заинтересованы в других «показателях успеха» – финансовых, то есть сколько получено прибыли, а не сколько предоставлено фармуслуг, фармпомощи, которые, кстати, уже пописаны в новом законе о лекарственных средствах.

А если бы еще и закон о фармдеятельности прописал требования к владельцам аптек, мы бы двигались в правильном направлении еще быстрее и увереннее. В большинстве стран собственники аптек работают в этих учреждениях, такое явление, как наши мегасети, там неизвестно.

Поэтому все эти моменты следует упорядочить и прописать. Например, в законе о фармдеятельности обязательно должны быть прописаны требования к отпуску препаратов, а, возможно, даже некоторые регулировочные моменты относительно цен на лекарства и т.д.

О чем свидетельствует мировой опыт организации фармацевтического самоуправления – мы его перенимаем или игнорируем?

— Опыт разных государств отличается, но в большинстве стран существует отдельная организация, прописывающая собственные правила. Она сотрудничает с другими общественными объединениями и настолько влиятельна (не только в отрасли, но и государстве в целом), что с руководителями фармпалат встречаются премьер-министры, главы парламентов. Это свидетельствует о значительном авторитете профессии и ее влиянии на общественную деятельность.

И при такой самостоятельности никто не ставит прибыль выше профессиональных стандартов?

— Об этом не может быть и речи! Если кто-то будет так поступать, он вообще не сможет работать на рынке. Нарушаешь нравственные нормы сообщества – будешь вытеснен и из него, и из сферы деятельности.

Фармсообщество: за или против?

Насколько активно наше фармсообщество лоббирует свои интересы в разработке закона о самоуправлении и прислушиваются ли к нему?

— В свое время я разрабатывал много нормативных документов и точно знаю: все зависит от того, кто пишет закон. Общественное обсуждение необходимо, чтобы получить обратную связь, оно происходит, но эти предложения в соответствии с действующим законодательством могут учитываться, а возможно и нет. Очень важна политика государства в том или ином вопросе, а также настроенность авторов закона.

Поэтому нужно не только нарабатывать и подавать предложения, но и общаться с людьми, которые пишут законопроекты, вносят в них изменения. Необходимо убеждать их в том, что некоторые моменты крайне важны как для профессии, так и общества.

Тогда насколько заинтересовано фармсообщество в упорядочении правил, или все устраивает, как есть?

— По опыту работы над профессиональными стандартами могу сказать, что больше всего заинтересованы в их внедрении производители лекарственных средств. Они являются локомотивом положительных изменений в отрасли, поскольку сами уже живут по цивилизованным правилам и стандартам.

А вот аптечные сети, возможно, и не очень заинтересованы в подобных изменениях, в том числе и в самоуправлении профессии. Их все устраивает. И это не очень хороший знак, потому что нужно смотреть вперед. Современный фармрынок очень меняется. К примеру, введение е-рецептов уже привело к изменениям в лицензионных требованиях. Со временем будет развиваться индивидуальный подход к лечению пациентов, в результате чего значительно возрастет роль фармацевта и ценность фармуслуг. Врач «дорожает», поэтому он будет устанавливать диагноз, назначать лечение, а остальное должен будет сделать фармацевт – объяснить пациенту, как принимать лекарства, какой образ жизни при этом вести, чего опасаться, а о чем позаботиться. Поэтому придется идти в ногу с реалиями жизни, хочется этого или нет.

Кто защитит права фармацевта

Но пока реалии нашей жизни – большие аптечные сети, фармацевт зависим от работодателя. Сможет ли он при этом «самоуправляться» в профессии?

— В случае внедрения реального профессионального самоуправления фармацевт уже не будет оставаться один на один с работодателем, он будет в когорте профессионалов, где будут защищать его права. И не так формально, как это сейчас делают профсоюзы. В большинстве стран решение фармпалаты или организации самоуправления может просто выбросить с рынка нарушающего этические принципы или профессиональные стандарты.

Я, например, совершенно не воспринимаю того, что фармацевты и отпускают лекарства, и грузят товар, и даже моют пол в аптеке – «на все руки мастера», лишь бы работодатель сэкономил. Нельзя так пренебрегать специалистом или профессией, если сам фармацевт согласен за дополнительные деньги делать все подряд. Самоуправление должно защитить интересы фармработников и одновременно повысить авторитет и уважение к профессии. Каждый по отдельности этого не сделает. Сила только в сообществе.

А где гарантия того, что эту миссию самоуправление выполнит, а не отделается формальными пунктами закона?

— Уверенности в этом нет и не будет, пока сообщество само не организуется. Все зависит от людей, которые своими стремлениями, знаниями, усилиями будут отстаивать честь профессии, профессиональное единство, нравственные принципы деятельности.

Поддержит ли государство самоуправление

Государство вроде бы тоже заинтересовано в самоуправлении, поскольку перекладывает на него несколько важных функций. Удастся ли их выполнить, если для этого не будет финансовой поддержки от государства?

— На мой взгляд, то, что крайне необходимо для развития отрасли, будет сделано в любом случае:  компенсирует государство эти расходы или нет. Придется напрячься и сделать самим. Ведь сейчас очень многие общественные организации делают важные вещи. Если это будет прописано еще и на законодательном уровне – все будет выполнено. Тем более, если некоторые важные функции государство не выполняет, с этим нужно что-то делать. И игроки рынка к этому готовы.

Но не заложат ли они эти расходы в стоимость лекарства?

— Относительно цен – дело не в упомянутых компенсациях или их отсутствии. Я считаю, что государство должно регулировать цены на жизненно необходимые лекарства, как это происходит в мире. И это не отразится на их доступности или системе здравоохранения. К сожалению, у нас много лекарства с недоказанной эффективностью, а население платит за рекламу, которая включена в стоимость лекарственных средств.

Поэтому в государстве должна быть справедливая цена на лекарства, к тому же бюджетные средства на их закупки должны использоваться эффективно. То есть нужен комплекс мер. И референтная стоимость может быть одним из инструментов влияния на доступность лекарств.

Арбитром может быть только профессионал

Одно из замечаний к проекту закона: он наделяет организацию самоуправления правом привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения допуска к профессии, несмотря на то, что такие нормы уже прописаны в трудовом законодательстве.

— Во многих странах решение о допуске к работе, лишении права быть в профессии, наказании за нарушение этических норм и профессиональных стандартов принимает профессиональное сообщество, потому что оно их и устанавливает. Арбитром может быть только проіессионал. Поэтому и мы должны дорасти до этого.

Исключены ли при этом коррупционные риски?

— Чтобы их избежать, упомянутые механизмы должны быть прописаны таким образом, чтобы не допустить никаких двойных трактовок. Также должно быть установлено ограниченное количество причин, по которым, например, можно лишить специалиста допуска к профессии, а не устанавливать их широкий круг и отдавать это на чье-то личное усмотрение. Также должны быть установлены высокие критерии отбора людей, решающих такие вопросы. Это действительно своеобразный профессиональный суд, и если он несправедлив – все усилия навести порядок бесполезны.

Система – важна, но ее костяк – люди

Мы движемся в ЕС. Однако нормы, которые к этому приближают аптечную практику, откладываются на несколько лет. Успеем ли вскочить в последний вагон?

— Мне иногда кажется, что к этому все готово уже сегодня, то есть мы находимся на низком старте, но никто не хочет дать сигнал «марш». А если никто не ставит задач, то никто ничего и не делает. Поэтому я считаю, что мы все сделаем и успеем, если на это будет политическая воля.

Кстати, о пределе возможностей. Как считаете, аптечный рынок выдержал испытание войной?

— Там все происходило, как и в государстве в целом. Выдержала не система, а люди. Прежде всего, рядовые работники аптек, которые героически выполняли свои обязанности. Все зависело от конкретных людей, которые выходили на работу не потому, что так прописано в договоре, а потому, что другим нужна была помощь и они ее оказывали. Поэтому есть надежда, что и профессиональные стандарты и самоуправление будут держаться на таких людях, их приверженности к профессии и высокой ответственности. А их в отрасли подавляющее большинство.

И еще один аспект. Не знаю, устоял бы аптечный рынок и медицинские учреждения, если бы не наши фармпроизводители (Дарница, Фармак, другие), которые в первые же дни войны открыли склады для того, чтобы обеспечить население лекарствами. Единственное, о чем нужно было позаботиться – о транспорте и путях доставки. А сколько гуманитарной помощи было предоставлено переселенцам!

Надо признать: где-то аптеки закрылись, кто-то испугался. Но остался костяк людей, взявших на себя миссию спасения сограждан. Я восхищаюсь ими. А работа аптек в местах боевых действий, на оккупированных территориях – как на передовой. И сейчас на деоккупированных территориях тут же открываются аптеки. Это свидетельство высокой ответственности фармацевтов и собственников некоторых аптечных сетей. Критические моменты проверяют, кто чего стоит. Фармсообщество показало себя с лучшей стороны. Верю в то, что и профессиональное самоуправление в Украине состоится.