- Категория
- Бизнес
Пробиотики: уже не БАДы, а полноценные лекарства
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
2816
Фармацевтические компании смогли показать, что пробиотики работают как полноценные лекарственные средства, например, как и созвучные им антибиотики.
Вы твердо уверены в том, что пробиотики – не более чем катализаторы роста доходов аптеки, средства допродажи, модный тренд… да что угодно, но только не серьезные лекарства? Пора избавиться от этого стереотипа!
Фармацевтические компании, ведущие разработки в этом направлении, четко показали, что пробиотики работают как полноценные лекарственные средства, например, как и созвучные им антибиотики.
Seres Therapeutics: реконструкция микробиома
Первой на этом поле преуспела американская Seres Therapeutics, специализирующаяся на создании композиций из различных штаммов «дружественно настроенных» к организму человека бактерий. При поддержке своего главного партнера, Nestlé, компания разработала уже несколько таких кандидатов, продемонстрировавших обнадеживающие результаты в клинических исследованиях с участием людей.
- Один из флагманских проектов компании, SER-109, разработан для борьбы с распространенной инфекцией, провоцируемой Clostridium difficile, более известной как дисбиоз. Препарат представляет собой набор из более чем полусотни видов спорообразующих бактерий-комменсалов, таких как Ruminococcaceae, Lachnospiraceae, полезных Clostridiaceae, реализованный в виде капсул для приема внутрь. Основная задача SER-109 – коррекция сдвига дисбиотического желудочно-кишечного микробиома в сторону нормы для того, чтобы полезные бактерии смогли изгнать Clostridium difficile из среды собственного обитания, причем без помощи антибиотиков. Мало того, пробиотики в этом случае намного предпочтительнее, ведь антибактериальные препараты хоть и уничтожают вырабатывающие токсины Clostridium difficile, но не оказывают никакого влияния на клостридий, то есть, по сути, не устраняют инфекцию полностью. Более того, они даже могут усугубить это состояние: нередко применение антибиотиков сокращает численность колоний дружественных бактерий, тем самым повышая риск рецидива дисбиоза. SER-109 уже успешно прошел клинические исследования, в том числе III фазы, подтвердив как эффективность, так и безопасность: профиль побочных эффектов экспериментального пробиотика вполне предсказуемо не отличался от такового у плацебо, при этом препарат сокращал риск рецидива инфекции более чем на 83%. SER-109 получил от FDA статус препарата прорывной терапии.
- Второй по счету кандидат Seres Therapeutics, SER-287, пероральное средство для симптоматического лечения неспецифического язвенного колита, в первую очередь пациентов, не отвечающих на стандартную терапию. SER-287 создан на основе фармацевтически выверенной композиции из жизнеспособных спор бактерий (неактивных форм микроорганизмов, устойчивых к воздействию желудочной кислоты) и также включает виды бактерий, которые в норме присутствуют в здоровом кишечнике. Сейчас разработчик изучает безопасность и эффективность SER-287 в исследовании фазы 2b у пациентов с активным язвенным колитом легкой и средней степени тяжести.
- Еще один продукт этой компании, SER-401, разрабатывался для совершенно неожиданной области – онкологии. Этот пробиотический препарат предназначен для изменения микробиома с целью повышения терапевтического ответа на препараты иммунотерапии рака. Сейчас он проверяется в исследовании у пациентов с метастатической меланомой в сочетании с ингибиторами контрольных точек.
Ключевые игроки формирующегося рынка
Хотя продукты Seres Therapeutics еще находятся на разных стадиях развития, у компании уже появились многочисленные конкуренты. Прежде всего, это американская Vedanta Biosciences, проверяющая сейчас концепцию, согласно которой реконструкция кишечной микрофлоры способна повысить эффективность препаратов иммунотерапии рака – этот стартап также работает над аналогичным SER-401 проектом, комбинированным с ингибиторами контрольных точек. Портфель разрабатываемых препаратов этой компании практически копирует программы Seres Therapeutics – это пробиотики от Clostridium difficile, язвенного колита и болезни Крона, находящиеся на разных этапах развития. Впрочем, совсем недавно у Vedanta Biosciences появился и уникальный проект: пробиотик для коррекции… пищевой аллергии.
Примерно тем же путем, что и Seres Therapeutics, следует и швейцарская Ferring Pharmaceuticals – ее экспериментальный препарат RBX2660, унаследованный в результате поглощения Rebiotix, также оценивается в качестве терапии инфекции Clostridium difficile. Правда, он однозначно менее удобен: если аналогичное средство Seres Therapeutics можно применять внутрь в форме капсул, то RBX2660 используется в виде клизм.
Кроме этого, в данном направлении активно продвигаются шведская Infant Bacterial Therapeutics с кандидатом IBP-9414 от энтероколита у младенцев и словенская Lek (часть Novartis) с LRG-002, разработанной для предотвращения антибиотикоассоциированной диареи.
Новые пробиотики: смелые проекты фармкомпаний
Удивляться клиническим успехам пробиотиков на самом деле не стоит: развитию этого класса препаратов поспособствовал колоссальный прогресс в научных исследованиях связи состава микробиома человека (не только кишечного, но и кожи, полости рта и т.д.) с различными медицинскими состояниями. Выяснилось, что микробиом задействован в патогенезе различных заболеваний – от инфекционных, аутоиммунных и неврологических до онкологических. Например, было показано, что дисбаланс микрофлоры полости рта ассоциируется с кардиологическими патологиями, а нарушения в составе микрофлоры кожи – различными аллергическими заболеваниями.
Так за последнее несколько лет к фармразработчикам постепенно пришло понимание того, что модулирование микрофлоры способно оказать положительное влияние на здоровье человека при заболеваниях, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к бактериям – ни плохим, ни хорошим.
Потенциал модулирования микробиома интригует даже больше биотехнологических стартапов, и некоторыми их разработками уже заинтересовались несколько ведущих фармпроизводителей. Так что наверняка в скором времени отношение к пробиотикам изменят даже самые заядлые скептики.