Моноклональные антитела против COVID-19: сработает ли этот класс препаратов?

Моноклональные антитела против COVID-19: сработает ли этот класс препаратов?

Если в период первой волны эпидемии коронавируса фармкомпании испытывали для лечения новой болезни уже утвержденные ранее моноклональные антитела, то сегодня разработчики конструируют новые лекарства этого класса, предназначенные для борьбы с COVID-19.

Разработчики предлагают новые моноклональные антитела, которые предназначены исключительно для борьбы с коронавирусной инфекцией.Часть таких препаратов уже продемонстрировала обнадеживающие результаты в ранних клинических исследованиях.

Как работают моноклональные тела при коронавирусной инфекции (и работают ли?)

В отличие от противовирусных препаратов лекарства этого класса не воздействуют непосредственно на возбудителя. Тем не менее, считается, что их использование целесообразно в терапии инфекции COVID-19, поскольку они могут снизить уровень воспаления в случае развития так называемого цитокинового шторма, или острого дистресс-синдрома, вызванного коронавирусной инфекцией, когда у пациентов развиваются тяжелая дыхательная недостаточность и тромбоз, связанный с повреждением сосудов. Ученые полагают, что определенные антитела помогают смягчить течение тяжелых воспалительных процессов, что в результате предотвращает развитие фатальных осложнений инфекции.

Однако в целом наука пока что не ответила однозначно на вопрос, способны ли моноклональные антитела облегчить состояние пациентов с COVID-19. Сможет ли такой подход спасти жизни больных коронавирусом, прояснят исследования, в которых оцениваются совершенно новые кандидаты.

Моноклональные антитела

LY-CoV555: новое моноклональное антитело против COVID от AbCellera и Biologics Eli Lilly

Недавно официальные лица из Национального института здоровья (NIH) США и представители Eli Lilly объявили о старте двух испытаний, в которых будет оцениваться экспериментальное моноклональное антитело LY-CoV555, созданное разработчиками фармкомпании специально для лечения коронавирусной инфекции в рамках программы NIH по ускорению разработки терапевтических вмешательств и вакцин против COVID-19 (ACTIV). Правда, результатов придется еще подождать: исследователи только начали набор подходящих добровольцев.

Антитело LY-CoV555 было выделено из образца крови мужчины из штата Вашингтон, выздоровевшего от COVID-19. Его клонировали биотехнологи компании AbCellera Biologics (Канада), после чего для дальнейшей разработки и производства LY-CoV555 к ним присоединились сотрудники Lilly Research Laboratories.

В первом испытании LY-CoV555 примут участие амбулаторные пациенты, инфицированные вирусом SARS-CoV-2, во втором – госпитализированные.

В исследовании второй фазы под названием ACTIV-2, ученые планируют оценить безопасность и эффективность LY-CoV555 в когорте из 200 человек с легкими или умеренными симптомами коронавирусной инфекции. Половина из них получит моноклональное антитело, половина – плацебо. Для участия в исследовании добровольцы должны получить положительный результат теста на SARS-CoV-2 в течение последних 7 дней, а также испытывать симптомы инфекции COVID-19 в течение 10 дней. Основная цель ACTIV-2 – определить, сокращает ли экспериментальный препарат продолжительность симптомов заболевания, а также снижает ли количество определяемых копий вируса в носоглотке в разные периоды времени (от 3 до 28 дней).

Другое испытание, ACTIV-3, представляет собой клиническое исследование третьей фазы, в котором безопасность и эффективность LY-CoV555 изучат у 300 госпитализированных пациентов (однако не в терминальной стадии). Как и в ACTIV-2, половина получит препарат, другая половина плацебо. Критериями включения в это исследование являются симптомы инфекции COVID-19, наблюдаемые в течение 12 дней или менее, требующие госпитализации. Основная цель – определить, обеспечивает ли LY-CoV555 устойчивое выздоровление, а также, насколько сокращает время пребывания пациента в больнице. Если кандидат окажется эффективным, он перейдет в следующую фазу развития – новое испытание с участием 700 пациентов.

Всего в программе ACTIV, запущенной в апреле 2020 года для ускорения разработки наиболее перспективных терапевтических методов и вакцин-кандидатов, принимает участие семь государственных организаций, 20 отраслевых партнеров и три некоммерческих ассоциации. Поэтому не возникает сомнений, что в скором времени в портфель разработок альянса к LY-CoV555 – независимо от его успехов – добавят новые антитела.

Лечение тяжелых случаев инфекции COVID-19: антитело от Omeros

Тем временем, другая американская компания, Omeros Corporation, сообщила об успешном завершении испытания своего моноклонального антитела в выборке тяжелых пациентов, которые нуждались в искусственной вентиляции легких.

Кандидат Omeros Corporation, нарсоплимаб (OMS721), продемонстрировал эффективность в небольшом исследовании с участием шести взрослых пациентов, находившихся на ИВЛ. Нарсоплимаб использовали внутривенно в течение 2–4 недель на фоне поддерживающей терапии, состоящей из антибиотиков, ингибиторов протеазы и других противовирусных агентов, антикоагулянтов, кортикостероидов, а также небезызвестного гидроксихлорохина. Все пациенты были выписаны из клиники живыми, даже несмотря на то, что у двоих из них заболевание осложнилось масштабными двусторонними легочными тромбозами. В этом исследовании не было ни одной контрольной группы, однако авторы провели ретроспективное сравнение, которое подтвердило то, что экспериментальное антитело снижает смертность при инфекции COVID-19. Профиль безопасности кандидата был признан удовлетворительным.

В компании объясняют терапевтическое действие препарата его противотромботическим эффектом. Нарсоплимаб – полностью гуманизированное моноклональное антитело к IgG4, не затрагивающее напрямую компоненты иммунного ответа на патогены, а вместо этого воздействующее на каскад коагуляционных процессов и таким образом блокирующее тромбоз.

Понятно, что такая маленькая когорта пациентов без «живой» группы сравнения не может служить надежным доказательством эффективности этого моноклонального антитела при коронавирусной инфекции – тем более, что его использовали в комплексе с другими препаратами, и неизвестно, какой из них влиял на клинический исход и как именно. Но препарат заслуживает внимания настолько, чтобы оценить его в более масштабной выборке пациентов с COVID-19. Omeros Corporation это понимает: сейчас компания ведет переговоры с правительством по поводу возможности софинансирования уже более масштабного исследования нарсоплимаба.

Похожие материалы