Во всем мире фармацевты получают карт-бланш: выходят из-за прилавка и становятся у кровати пациента рядом с врачами.
Любомира Протасюк, Pharma Magazine
Люди привыкли к тому, что фармацевт выполняет только одну роль – «выдает» таблетки. Между тем, еще несколько сотен лет назад эта профессия была не менее почетна, чем звание мага: провизор помогал в исцелении недугов, предотвращал их осложнения и спасал от смерти. Сейчас во всем мире престиж профессии фармацевта снова возрастает и его полномочия расширяются.
Новая формация фармации
Во всем мире фармацевты получают карт-бланш: выходят из-за прилавка и становятся у кровати пациента рядом с врачами. В Великобритании, например, еще начиная с середины 2000-х фармацевтам предоставили возможность получать права независимых специалистов, назначающих лекарственные средства. Это позволило британцам освободить врачей от малозначимых клинических случаев, чтобы те могли сосредоточить внимание на пациентах с более сложными проблемами.
На Западе фармацевт фактически становится полноправным провайдером медицинских услуг. Наиболее четко подобные тенденции прослеживаются в Соединенных Штатах, что неудивительно: эта страна первой начала активно вовлекать фармацевтов в процесс терапии. Не так давно власти штата Вашингтон решили дополнительно расширить зону компетенции фармацевтов: чиновники анонсировали законопроект, согласно которому они получают в некоторых случаях право корректировать рекомендации врачей и прописывать пациентам обезболивающие. Согласно комментарию Ассоциации фармацевтов штата Вашингтон (Washington State Pharmacy Association), этот шаг позволит снизить расходы на медицинское страхование.
Необходимость участия фармацевтов в процессе лечения пациентов возросла по мере осознания важности того, насколько могут быть опасны для здоровья и жизни больного лекарственные взаимодействия, как могут сказаться на его ведении побочные реакции (которые часто можно принять за симптомы болезни), насколько значим в прогнозе комплаенс — осознанное сотрудничество пациента, а также членов его семьи с медицинскими работниками, неукоснительное следование требованиям врача. К слову, о приверженности терапии: во Франции фармацевты отслеживают, насколько тщательно пациенты выполняют предписания врача, обрабатывая данные рецептов. Такой контроль снижает финансовую нагрузку на систему здравоохранения страны.
Аптека в больничной палате
Изменение модели взаимодействия «фармацевт — медицинский работник — пациент» связано не только с попытками снизить финансовую нагрузку (на пациента и государство), но и возникает как ответ на впечатляющий рост фармацевтической промышленности и перманентное изменение схем фармакотерапии. В тех же Соединенных Штатах внедрили различные схемы круглосуточного участия персонала больничной аптеки в ведении пациентов. Часто бывает, что хорошо подготовленные клинические провизоры более компетентны в корректировке доз или схем терапии, чем врачи.
В любом случае пристальное внимание и контроль выгодны как самому пациенту, так и положительно отражаются на статистике лечебно-профилактического учреждения.
В Соединенных Штатах фармацевт консультирует врачей и младший медицинский персонал относительно использования тех или иных лекарственных средств уже не первое десятилетие — его роль начала возрастать еще в 60-е годы прошлого столетия. Первым шагом в развитии клинической фармации в США стало применение профессионального опыта отдельных фармацевтов при ведении пациентов. Такие новшества, как мониторинг уровня препарата, коррекция дозы, поиск аналогов приблизили фармацевтов к принятию самостоятельных решений относительно медикаментозной терапии — порой реагировать приходится незамедлительно.
Параллельно возрастает потребность во внутрибольничных информационных службах по лекарственным средствам, и во многих странах они уже признаны как отдельное направление госпитальной фармации.
Специализированные аптеки требуют специальных навыков
Под этим лозунгом готовит специалистов в данной сфере американская система здравоохранения. Акцент на сотрудничестве фармацевта и врача, консультировании пациентов с целью исключения неблагоприятных последствий приема лекарственных средств или контроля комплаенса смещается в сторону подготовки специалистов узкого профиля. От фармацевтов теперь ожидают специализированных навыков и знаний, которые пользуются у работодателей особым спросом.
Новая система сертификации аптечных работников направлена на то, чтобы дать выпускникам передовые знания и опыт, необходимые для поддержки пациентов группы риска (с хроническими заболеваниями), которые часто принимают одновременно несколько лекарственных средств. Последнее поколение американских фармацевтов стремится получить сертификаты (причем многие — сразу несколько) в таких направлениях, как управление болью, ядерная фармация, онкология, фармакотерапия ВИЧ и пр. Этот документ подтверждает наличие знаний в конкретной сфере и демонстрирует способность обладателя оказывать поддержку пациенту при сложных патологиях или неотложных состояниях. Спрос на услугу сертификации растет: число фармацевтов, получивших документы, подтверждающие их компетентность в определенной специальности, удваивается каждые 5 лет (с 3 600 в 2002 г. до более чем 18 000 в 2013 г.).
По подсчетам экспертов Американской ассоциации страхования здоровья (America’s Health Insurance Plans) к 2020 г. затраты на лекарства достигнут $400 млрд, что составит около 9% всех расходов на здравоохранение в США. Около половины этой суммы уйдет на поддержку онкобольных, пациентов с ревматоидным артритом и рассеянным склерозом. Для студентов и выпускников фармацевтических вузов это означает необходимость узкой специализации: аптеки будут искать квалифицированных работников с навыками в своей нише. Наиболее перспективные направления — фармакотерапия ВИЧ и гепатита С, онкология, иммунология, офтальмология, ревматология, дерматология, гастроэнтерология.
Работодатели даже сейчас особо ценят таких сотрудников: специализированные аптеки являются одним из наиболее быстро растущих сегментов рынка. При желании карьерного роста фармацевты «старой закалки» также могут пройти соответствующее обучение и получить сертификат. Впрочем, аптеки по-прежнему с особым радушием принимают на работу провизоров, имеющих клинический опыт, который позволяет им расширить кругозор и увидеть полную картину проблемы посетителя.
Электронные консультации: «фармацевт 2.0»
Технологии вовлекли фармацевтов в виртуальный мир: во многих европейских странах провизоры консультируют и мониторят пациентов онлайн и таким образом способствуют оптимизации процесса медикаментозного лечения. Фармацевты подробно отвечают на рутинные вопросы в режиме реального времени, используя либо почту, либо другие средства общения, в том числе видеосвязь. Улучшить безопасность и эффективность терапии помогает также то, что «виртуальный консультант» может получить более быстрый и более полный доступ к важным данным (диагноз пациента, результаты лабораторных исследований), в то время как оффлайн такая информация для первостольников часто недоступна.
Эта модель устраивает потребителей. В частности, опрос, проведенный в 2015 г. для французской компании Doctipharma, предоставляющей услуги фармацевтического консультирования в интернете, показывает: потребители готовы приобретать свои лекарства онлайн — но только в том случае, если получат адекватные советы провизора. Также клиенты были бы не против, чтобы такой сотрудник формировал заказ, сообщал о его готовности по мобильному телефону, а в случае необходимости записывал посетителей на очный прием в аптеке.