Pfizer, Roche и Johnson&Johnson присматриваются к портфелю GlaxoSmithKline. Повторит ли GSK судьбу AstraZeneca?
Инна Бурбан, по материалам FirstWordPharma
Эксперты задаются вопросом, почему активы британского производителя препаратов GlaxoSmithKline оказались в поле зрения мировых игроков индустрии. Что сделало компанию слабой мишенью для поглощения? Акции GSK упали на 14% за последние несколько лет. Большинство одобренных в 2013 году препаратов после выхода на рынок (с учетом того, что компания довольно успешно сотрудничала с регуляторами) показали успешный коммерческий рост, тогда как продажи портфеля респираторных препаратов и лекарственного средства Advair упали. В GlaxoSmithKline надеялись на совершенно другие результаты с учетом того, что в период с 2016 по 2017 год ожидается давление со стороны производителей дженериков.
Такое развитие бизнеса компании вызвало обеспокоенность правления, поэтому генеральный директор Эндрю Уитти (Andrew Witty) почувствовал давление со стороны менеджмента. Это могло стать причиной его увольнения. Председатель Филип Хэмптон (Philip Hampton) принял решение дать ему последний шанс. Напомним, что после назначения Хэмптона на эту должность в индустрии заговорили об изменении стратегии развития бизнеса GlaxoSmithKline. Под ударом оказался Уитти. Однако он получил поддержку со стороны некоторых топ-менеджеров и экспертов фармы, которые считают, что Уитти не успел использовать весь свой потенциал. Почему действия CEO вызвали такое неоднозначное отношение индустрии? После завершения сделки по обмену активами со швейцарским производителем Novartis ему не удалось представить инвесторам убедительные доказательства того, что бизнес компании развивается успешно. Генеральный директор сфокусировался на портфеле брендированных препаратов, что негативно отразилось на инвестициях в инновации. GlaxoSmithKline оказалась уязвимой, несмотря на то, что заключила не одно соглашение о партнерстве с ориентацией на внедрение современных технологий в сферу здравоохранения.
Что получит самый смелый?
В то время как некоторые эксперты обеспокоены доходностью GSK в перспективных областях фармацевтического рынка, внимание игроков фармы продолжают привлекать стабильные показатели прибыли в вакцинном бизнесе, потребительских товаров для здоровья и препаратов, срок патента на которые истек. Более привлекательными они стали на фоне падения роста акций компании, что дает возможность сократить накладные расходы потенциальным покупателям бизнеса производителя. Подразделение по производству препаратов для ВИЧ-инфицированных, которое было запущено совместно с Pfizer и Shionogi, продолжает показывать успешный рост. Так что мировым компаниям есть за что побороться.
Второй шанс Pfizer
Аналитики Deutsche Bank первыми увидели в GlaxoSmithKline потенциальный объект для поглощения Pfizer. Они считают, что портфель активов британского производителя препаратов станет вторым шансом для американской компании после того, как год назад сорвалась сделка с AstraZeneca. Эксперты до сих пор обсуждают развитие их бизнеса после неудачного слияния активов. Некоторые аналитики предполагают, что Pfizer следует сделать крупное приобретение или разделить бизнес на несколько частей. Генеральный директор Ян Рид (Ian Read) считает, что нужно расширить портфель, а потом раздробить.
Ранее Pfizer не удалось провести удачный маневр на рынке, чтобы сократить налоговое бремя за счет приобретения шведско-британского производителя препаратов. Администрация Обамы направила усилия на то, чтобы заблокировать проведение инверсионных сделок. Поэтому Pfizer может попытаться завершить начатое, хотя еще непонятно, как к подобным действиям компании отнесутся британские регулирующие органы. Руководство американского производителя ранее столкнулось с сопротивлением со стороны правительства Великобритании из-за того, что сделка с AstraZeneca повлекла бы за собой сокращение штата, тогда как власти пытаются привлечь инвестиции в страну, чтобы создать новые рабочие места.
Johnson&Johnson и Roche тоже в игре
По последним слухам, которые распространяются на рынке со скоростью света, Johnson&Johnson и Roche также присматриваются к портфелю активов GlaxoSmithKline. Хотя эти компании являются менее вероятными кандидатами на заключение подобной сделки. Roche, в частности, может остаться только заинтересованной стороной с учетом того, что является одним из инновационных лидеров в сфере здравоохранения и имеет не такой уж и большой опыт в заключении крупных сделок (одна из последних – приобретение портфеля активов Genentech в 2009 году).
Теоретически каждый из игроков мировой индустрии может сделать шаг в сторону приобретения GlaxoSmithKline. В случае с Johnson&Johnson Уитти может заинтересоваться предложением руководства компании, так как подобное слияние активов совпадает со стратегией по диверсификации портфеля продуктов британского производителя. Аналитик Bloomberg Сэм Фазели (Sam Fazeli) считает, что отсутствие у GlaxoSmithKline инновационных ЛС стало поводом для разговоров о возможной M&A-сделке. Он не исключает тот факт, что кто-то из выше упомянутых компаний решится на такой шаг.
Реакция правительства Великобритании
Если слухи окажутся небеспочвенными и один из производителей сделает коммерческое предложение GlaxoSmithKline, то индустрия будет внимательно следить за реакцией британского правительства, которое достаточно агрессивно отреагировало на сделку с AstraZeneca. Даже если Pfizer останется в стороне, потенциальным покупателем придется использовать опыт компании в 2014 году. Johnson&Johnson, Roche и другим заинтересованным сторонам следует рассмотреть возможные варианты сотрудничества с регуляторами, чтобы обойти их убеждения по этому поводу. Что же касается возможного разделения бизнеса Pfizer, то еще непонятно, сможет ли компания завершить задуманное после поглощения GlaxoSmithKline, поскольку руководство британского производителяхочет избавиться от подразделений, которые замедляют его рост, и выделить «инновационное ядро» для того, чтобы направить свою научно-исследовательскую работу в этом направлении.
За последние несколько лет иностранные компании пытались приобрести активы британцев. Поэтому сделка с GlaxoSmithKline может стать одной из таких попыток. Даже просматривается сходство в потенциальном поглощении бизнеса двух британских игроков, так как Pfizer пыталась завладеть активами AstraZeneca в прошлом году из-за котировки акций. Однако разница между ними в том, что AstraZeneca в настоящее время восстанавливает свои силы с поддержкой правительства Великобритании, которое пытается помочь ей сохранить независимость. Такая же история может повториться и с GlaxoSmithKline.
В Squared Asset Management считают, что GlaxoSmithKline, скорее всего, останется независимой компанией, несмотря на слухи.