Будут ли фармацевты оказывать медицинскую помощь: право и обязанность

Фармацевт на рабочем месте /freepik
Фармацевт на рабочем месте freepik

Согласно нормам Закона Украины № 2347-IX во время карантина, чрезвычайного или военного положения к оказанию медицинской помощи могут привлекать фармацевтов. Новация вызвала дискуссии: от «фармацевты – не врачи и это нонсенс» до «давно пора, это одна сфера».

О том, чем могут помочь фармацевты в этом направлении и к чему они будут обязаны, мы спросили у представителей Минздрава и фармацевтической общественной организации.

Главное – спасать человеческие жизни

Олег ДЕВИНЯК, заведующий кафедрой фармацевтических дисциплин, заместитель декана медицинского факультета Ужгородского национального университета, председатель Закарпатского филиала Всеукраинской фармацевтической палаты.

Олег Девиняк /Фото из личного архива
Олег Девиняк Фото из личного архива

Принимая решение о том, какую помощь могут и должны оказывать фармацевты, следует учесть несколько аспектов.

Во-первых, будущие фармацевты проходят углубленную фундаментальную медицинскую подготовку. Да, им не хватает профессиональных клинических знаний, которые приобретаются в условиях больницы, но у них есть базовые знания.

Во-вторых, мы живем в особенное время, когда на значительной территории Украины ведутся боевые действия, а жители временно оккупированных территорий, крайне нуждающиеся в медицинской помощи, часто не имеют доступа к медработникам. К примеру, пациенту с сахарным диабетом нужно ввести инсулин, а сам он этого сделать не в состоянии. Это может сделать фармацевт, если ему будет разрешено, ведь это медицинское вмешательство, компонент медицинской помощи. До выхода данного закона фармацевтам было запрещено вводить лекарства пациентам.

Или другой пример. Сейчас проводится много тренингов по тактической медицине (кстати, для всех желающих, независимо от образования), и там учат, в частности, как поставить катетер в вену, что необходимо сделать при сильном кровотечении. Даже если нет крови для срочного переливания, надо как можно быстрее поставить катетер, потому что со временем у пострадавшего спадутся вены и обеспечить внутривенный доступ будет невозможно.

Так же при пневмотораксе кто-то должен поставить потерпевшему специальную декомпрессионную иглу – она есть в военных аптечках, но сам раненый не сможет ею воспользоваться. То есть мы учим делать эти вещи тех, кто окажется рядом, хотя с точки зрения предыдущего законодательства это было прерогативой исключительно медиков. Так почему это не может сделать фармацевтический работник, когда медика рядом нет?

Пределы компетенций фармацевтов целесообразно расширить

Я убежден, что в экстремальных условиях фармацевт может и должен выйти за рамки домедицинской помощи, если умеет провести подобные медицинские вмешательства. Потому что даже сделать укол – это медицинская помощь.

В законе об усовершенствовании медпомощи указано на возможность привлечения студентов, интернов, фармацевтов на период карантина или чрезвычайной ситуации к оказанию медицинской помощи – в порядке, установленном Кабмином. И это очень важно – установить четкие границы: какую именно медицинскую помощь они могут оказывать.

Но сама легализация такой возможности защищает от неправомерных исков в суды к тем, кто спасал жизни людей. А научиться этому фармацевт сможет не только во время формального обучения, но и во время своей деятельности, дополнительных курсов и т.п. Во время войны такие знания и узаконенная возможность их использовать – бесценны. Следовательно, уместно расширить пределы помощи, которую может предоставлять фармработник.

Не только война, но и мировые тенденции

В мире такая тенденция появилась даже в мирное время, ведь врачи и фармацевты относятся к одной сфере — здравоохранения. И последние эволюционируют в своих функциях, становятся помощниками системы ПМП. В частности, в Великобритании выпуск фармацевтов этом году – особенный, их обучали по углубленным программам, включающим больше медицинской подготовки. Теперь эти фармацевты имеют право не только назначать симптоматическое лечение безрецептурных препаратов, но и самостоятельно выписывать рецепты. Таким образом они «заходят» на территорию врачей, медицинской помощи, то есть фармацевтическая помощь переплетается и даже совмещается с медицинской, границы между ними становятся менее четкими.

Во время пандемии COVID-19 во многих странах фармацевты проходили специальное обучение и после этого их официально привлекали к проведению вакцинации населения в аптеках. Это свидетельствует о том, что вовлечение фармацевтов в отдельные аспекты медицинской помощи во время экстренных, чрезвычайных ситуаций отвечает мировой практике и является эффективным шагом, направленным на сохранение здоровья граждан.

Хорошо, если речь идет о мирных временах, когда система работает должным образом, и каждый знает свою роль в ней и выполняет свою функцию. Тогда фармацевт может спокойно направить пациента к врачу-специалисту или вызвать скорую, если его компетенции ограничены. Но в экстремальных условиях все по-другому. А во время боевых действий такой алгоритм часто вообще нереален.

Поэтому количество людей, имеющих право оказывать медицинскую помощь, следует увеличить и легализовать такой подход. В реальной жизни таких людей все равно становится больше, но не должно быть так, чтобы они при этом оказывались вне закона.

С прицелом на перспективу

Также необходимо думать о завтрашнем дне. Фармацевт в мирной жизни должен разгружать медицинскую систему от пациентов, которые не нуждаются в особенной медицинской помощи. То есть он распознает типичные несложные заболевания, требующие только симптоматической терапии, и обеспечивает фармопеку. Так работает весь мир. А если кто-то считает, что при этом наши фармацевты могут «далеко заходить» в своих рекомендациях, эта проблема решается путем обучения специалистов, контроля за их действиями, улучшения взаимодействия в цепочке врач – пациент – фармацевт.

Я более чем уверен: если бы между нашими фармацевтами и врачами существовала более эффективная взаимосвязь, нежели сегодня, а кроме семейного врача пациенты имели бы и «своего» фармацевта, который был бы на связи с семейным врачом (как это налажено в других странах), система работала бы идеально. И никто бы ни заходил на «чужую территорию». Эти вопросы нам еще предстоит решить. После победы. А сегодня наша задача – спасти как можно больше жизней, совместными усилиями.

Фармацевты не будут выходить за рамки домедицинской помощи

Сергей УБОГОВ, генеральный директор Директората медицинских кадров, образования и науки Минздрава Украины

Сергей Убогов /Фото из личного архива
Сергей Убогов Фото из личного архива

Прежде всего хочу отметить, что фармацевтические работники (провизоры, фармацевты, ассистенты фармацевтов) внесены в перечень лиц, которые не имеют медицинского образования, но согласно своим служебным обязанностям должны овладеть практическими навыками оказания домедицинской помощи и обязаны оказывать ее пациентам в неотложном состоянии.

Этот перечень определен пунктом 1 статьи 12 Закона Украины «Об экстренной медицинской помощи». Учебно-тренировочные программы трех уровней по подготовке таких лиц утверждены приказом Минздрава от 04.08.2021 г. № 1627. В зависимости от уровня подготовки объем программ составляет соответственно 8, 40, 120 учебных часов. Порядки предоставления домедицинской помощи лицам при неотложных состояниях утверждены приказом Минздрава от 09.03.2022 г. № 441.

Своевременное оказание и правильное проведение мероприятий домедицинской помощи не только спасает жизнь пострадавшему, но и в значительной степени обеспечивает успех медицинской помощи, оказываемой на следующих этапах.

Умение оказывать домедицинскую помощь больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях и при неотложных состояниях – одна из обязательных профессиональных компетенций, приобретаемых на этапе получения степени магистра по специальности 226 «Фармация, промышленная фармация». Непосредственно эти знания, умения и навыки усваиваются будущими фармацевтами во время прохождения учебных дисциплин «Экстремальная медицина» (90 часов), «Подготовка офицеров запаса медицинской службы» (90 часов), «Первая доврачебная помощь с ознакомительной медицинской практикой»(90 часов).

Соискатели степени профессионального младшего бакалавра по специальности 226 «Фармация, промышленная фармация» – будущие ассистенты фармацевта также проходят учебные дисциплины «Домедицинская помощь» (90 часов), «Медицина катастроф и медицина чрезвычайных ситуаций» (90 часов).

Программа подготовки в интернатуре по специальности «Фармация» также предусматривает усвоение умений и навыков по оказанию домедицинской помощи при неотложных состояниях и включает курс «Фармация в условиях чрезвычайного положения» (60 часов – образовательная часть, 45 часов – практическая часть). Таким образом, программы подготовки фармацевтических работников обеспечивают достаточный уровень подготовки по вопросам оказания домедицинской помощи.

Важно, чтобы работодатели обеспечивали дальнейшее регулярное (не менее одного раза в 5 лет) обучение фармацевтических работников по вопросам домедицинской помощи в соответствии с требованиями Порядка подготовки и повышения квалификации лиц, обязанных оказывать домедицинскую помощь, утвержденного постановлением КМУ от 21.11.2012 г. №1115.

Такое обучение может проходить в учреждениях предвысшего и высшего медицинского (фармацевтического) образования, учебно-тренировочных отделах центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, учебно-тренировочных отделах Общества Красного Креста, других учебно-тренировочных подразделениях, в том числе в рамках непрерывного профессионального развития.

Когда учреждения здравоохранения будут нуждаться в фармацевтах

В соответствии с Законом Украины от 1 июля 2022 года № 2347-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию оказания медицинской помощи» статья 33 Основ законодательства Украины о здравоохранении была дополнена новыми положениями, согласно которым на период установления карантина, введения чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения фармацевтические работники и студенты старших курсов по специальностям отрасли знаний 22 «Здравоохранение» могут привлекаться к оказанию медицинской помощи.

Очевидно, что фармацевтические работники смогут оказывать помощь больным и пострадавшим исключительно в пределах своей профессиональной компетенции, то есть на уровне домедицинской помощи. В обычных условиях она предоставляется фармацевтическим работником в помещении аптеки (где и выявлен пациент, нуждающийся в такой помощи) или рядом с аптекой, или на месте происшествия, если там отсутствует медицинский работник.

В свою очередь, целенаправленное привлечение фармацевтических работников к оказанию домедицинской помощи может осуществляться в чрезвычайных ситуациях при массовых поступлениях больных, раненых и пострадавших, когда в учреждении здравоохранения или в очаге массовых поражений не хватает медперсонала.

Поэтому Министерство здравоохранения обращает внимание учреждений медицинского (фармацевтического) образования, работодателей и профессиональных ассоциаций на важность надлежащей подготовки и регулярного повышения квалификации фармацевтических работников по вопросам экстремальной медицины и домедицинской помощи.

Похожие материалы