Россия обходит санкции и получает западное медоборудование: раскрыты схемы поставок

Россия обходит санкции и получает западное медоборудование: раскрыты схемы поставок

Ни для кого не секрет, что РФ импортирует большую часть своего медицинского оборудования, такого как кардиостимуляторы и устройства для лучевой терапии, из ЕС и США. Зависимость России от западной медтехники особенно выражена в отношении самых сложных и критических технологий.

По данным аналитического центра Vademecum, доля импортного диагностического медоборудования, установленного в крупнейших госмедучреждениях и, сответственно, нуждающегося в сервисе, составляет 80–100%, в зависимости от категории. При этом доля изношенных аппаратов варьируется в диапазоне о10–20%.

Вторжение России в Украину 24 февраля, которое Москва упорно называет «специальной военной операцией», временно заморозило экспорт медтехники и сопутствующих продуктов: компании накрыл шквал санкций против Кремля. Медицинская сфера в РФ начала скатываться в Средневековье энергичнее…

Страна-агрессор в своей обычной манере ответила «На каждое ваше НО найдется наше АГА». На прошлой неделе министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров озвучил на совещании с российскими производителями медоборудования, минздравом и другими регуляторами амбициозные планы: к 2024 году половина медицинской техники в стране станет отечественной.

Конечно же, государство заявило, что «для реализации поставленных задач готово оказать всестороннюю поддержку отрасли».

Да только отрасли вряд ли понадобится исполнение голословных обещаний: вопреки санкциям, поставки качественного медоборудовония от авторитетных производителей в Россию не только не прекратились – а можно даже сказать, что возобновились!

Дела налаживаются?

Как сообщает Medscape со ссылкой на Reuters, экспорт важнейших изделий медицинского применения, в поставке которых Россия зависит от Запада, был частично восстановлен, что снизило непосредственный риск опасного для жизни дефицита, возникшего после почти полного коллапса с началом вторжения в Украину.

Хотя медицинские устройства и рецептурные лекарства не подпадают под действие санкций, их доставка в Россию блокируется с транспортными, страховыми и таможенными вето и различными и ограничительными мерами, наложенными из-за агрессии.

Внедрение этих мер существенно нарушило поток поставок, который до конфликта, согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), оценивался на сумму около 1,5 миллиарда евро (1,6 миллиарда долларов СЩА) в год. Как и всегда, это аукнулось конечному потребителю – с учетом цены запчастей медуслуги подорожали на 25–30%.

Но спустя более двух месяцев конфликта, торговля возобновилась, и теперь экспорт медтехники в Россию составляет примерно половину довоенных объемов.

Об этом агентству рассказал источник в западной отрасли, который отказался назвать свое имя из-за «чувствительности предмета разговора».

Половины довоенных объемов, как заявил инсайдер в отрасли, вполне хватит, чтобы рассеять опасения по поводу немедленного дефицита – хотя недостаточно, чтобы полностью его исключить.

Medscape добавил, что риск дефицита выше для сложных аппаратов, например, таких как системы диализа и ИВЛ, которые требуют регулярного обновления запчастей и расходных материалов.

«Логистика в РФ довольно сложна из-за ограниченных транспортных возможностей. Тем не менее, мы просчитываем все варианты и до сих пор нам удавалось удерживать открытыми некоторые логистические каналы», – цитирует Reuters слова крупнейшего производителя медицинского оборудования Siemens Healthineers.

Siemens, кстати, сразу же осудившая вторжение в Украину и даже на днях закрывшая в РФ свой бизнес, экспортирует в Россию оборудование для визуальной диагностики и лучевой терапии.

Логистика, санкции, правовые проблемы? Они адаптировались!

По словам двух источников в отрасли, несмотря на то, что логистические препятствия остаются, компании и сотрудники таможни теперь приспособились к первоначальным осложнениям, вызванным санкционным режимом.

По словам одного из инсайдеров, транспортные риски, которые обычно покрываются западными страховщиками, теперь берут на себя российские страховые компании.

Товары часто доставляются в соседние с Россией страны, такие как Турция или Латвия, а российские транспортные компании уже отвечают за окончание этого путешествия.

Некоторые компании даже не скрывают того, что они быстро адаптировались к новому порядку. «Мы продолжаем тесно сотрудничать с соответствующими властями, чтобы обеспечить соблюдение санкций, но в настоящее время мы не видим никаких результатов», – заявил Reuters представитель GE Healthcare.

Ожидается, что новые санкции, введенные ранее странами ЕС и запрещающие российским грузовикам и судам въезд в ЕС, на несколько дней осложнят ситуацию. Но они рассматриваются как временное препятствие, тем более что представитель Еврокомиссии заявил, что медицинские устройства не подпадают под действие транспортных санкций, а также запретов на ввоз и вывоз, поскольку они считаются товарами первой необходимости.

Примечательно, что когда перебои со снабжением были наиболее критичными, компании полагались на

  • запасы, уже находящиеся в России (в попытке предвосхитить дефектуру и растущие расходы заказчики пытались закупиться впрок),
  • или же на местное производство (вопреки предсказуемой нерелевантности запчастей),
  • или же на ограниченные поставки импортных запчастей и расходных материалов,

 – так что медицинские центры, использующие такое оборудование, даже и не прекращали свою работу.

Как медицина России реагирует на международные санкции

Ответные шаги

Производители медицинского оборудования до сих пор пользовались особым отношением со стороны России из-за их важной функции, что позволяло им получать оплату в иностранной валюте и не подвергаться риску ареста активов. Однако угроза существует, и неопределенность заставила многие компании свернуть свою деятельность в РФ. Несколько западных компаний сократили ассортимент продуктов, которые они предлагают в России, а некоторые из них перестали использовать Россию в качестве бизнес-центра в регионе Центральной Азии.

Минпромторг РФ, отвечая на санкции, уже начал предлагать отечественных производителям и поставщикам медоборудования льготы, но, как обычно, не учел интересы конечных пользователей техники – медучреждений, укомплектованных главным образом импортной аппаратурой, нуждающейся в регулярном сервисе и запчастях.

Параллельно заговорили о конфискации, хотя не все русские так безрассудны, как их глава государства. Например, шеф «Интерроса» – одной из крупнейших в РФ частных инвестиционных компаний – Владимир Потанин предложил вместо этого ввести на западных предприятиях внешнее управление. «Это позволит владельцам сохранить собственность, а компаниям – избежать развала, продолжать выпускать продукцию и платить деньги работникам», – заявил олигарх.

«Инновации» в фармацевтике: хитрые схемы

Тем временем в этой серой зоне появились посредники, предлагающие решить проблемы с несанкционированной доставкой грузов в РФ. На каналах появилась специфическая реклама…

Скриншот с телеграм-канала
Скриншот с телеграм-канала

Тем временем, медицинские учреждения, таки пострадавшие в результате реализации санкций, «активизировали работу с российскими производителями и ведут переговоры о проектах с фарминдустрией из Азии» — и свято верят в то, что «в нынешней ситуации ответные экономические меры России не должны привести к дополнительным трудностям для отечественной экономики». Ну, и надеются, что западные производители одумаются и вернутся.

Похожие материалы