Из-за какого гормона мы переедаем?

Юлия Булдыгина, врач-эндокринолог, д.мед.н., ведущий научный сотрудник Института эндокринологии и обмена веществ имени В. П. Комиссаренко. /Фото из собственного архива
Юлия Булдыгина, врач-эндокринолог, д.мед.н., ведущий научный сотрудник Института эндокринологии и обмена веществ имени В. П. Комиссаренко. Фото из собственного архива

Когда мы говорим об избыточной массе тела, ожирении и предпосылках развития сахарного диабета, то обычно упоминаем инсулин, глюкагон, грелин, лептин и адипонектин. Но среди причин переедания, приводящего к ожирению, есть еще один «тайный игрок».

О «тайном игроке», который хоть и заставляет нас заедать стресс, и все же оказывает много положительных влияний, рассказала врач-эндокринолог, д.мед.н., ведущий научный сотрудник Института эндокринологии и обмена веществ имени В. П. Комиссаренко Юлия Валерьевна БУЛДЫГИНА.

То ли мы, «заедая» стресс, стремимся получить наслаждение (чтобы успокоить/наградить себя), то ли пролактин на фоне стресса блокирует действие лептина и нам просто сложно унять свой аппетит? Это важный вопрос, положительный ответ на который делает пролактин основным виновником переедания, в частности, на фоне стресса.

Избыточный вес и ожирение

Когда «заедаешь стресс», кто поможет – диетолог-эндокринолог, психиатр, а может самодисциплина или какие-то лекарства?

Прежде всего, я бы отметила распространенность проблемы в нашей стране – 59% украинцев имеют лишний вес, а 25% наших граждан живут с ожирением. Это много! Врачи бьют тревогу, главным образом, из-за тех осложнений, которые ассоциируются с чрезмерной жировой массой. Ведь речь идет о более чем 200 различных осложнениях, нарушающих работу всех (!) органов и систем. И это только прямые последствия, а ведь есть еще и опосредованные!

А все начинается с дисбаланса между поступлением энергии и ее расходованием. Современный человек имеет большой недостаток – мы чрезмерные гедонисты, мы постоянно стремимся к удовольствию, поэтому плохо переносим малейший дискомфорт, отсюда и эта привычка – заедать стресс. А она формируется еще и «по вине» гормона, о котором мы будем сегодня говорить.

Но прежде следует отметить, что дело не только в биохимии. Тратить столько же энергии, сколько мы получаем с едой, нам мешают факторы, которые мы вполне можем корректировать – больше двигаться, заниматься спортом, закаляться (вместо того, чтобы кутаться в пуховики), учиться контролировать стресс, отказаться от вредных привычек, сформировав новые, полезные, например, осознанно заботиться о своем здоровье, своевременно и адекватно реагируя на изменения в его состоянии.

Возвращаясь к вопросу, если у человека есть нарушение аппетита (он избыточный/отсутствует), я бы советовала обязательно обратиться к семейному врачу, который, в случае необходимости, направит к узкому специалисту.

Что касается массы тела, на какие показатели ориентироваться?

Несмотря на то, что сейчас много нареканий на «малую информативность» индекса массы тела (ИМТ = масса тела (кг): рост (м²)), им продолжают пользоваться для определения и классификации избыточного веса и ожирения у взрослых.

Трактование результатов ИМТ
Классификация ИМТ (кг/ м²)
Недостаточная масса тела < 18,5
Нормальная масса тела ≥ 18,5 та < 25
Чрезмерная масса тела ≥ 25 та < 30
Ожирение > 30
Ожирение, класс Ⅰ ≥ 30 та < 35
Ожирение, класс Ⅱ ≥ 35 та < 40
Ожирение, класс Ⅲ ≥ 40

А показатель окружности талии (ОТ) поможет определиться с риском ожирения и избыточной массы тела для здоровья. Риск осложнений значительно увеличивается, если у женщин ОТ свыше 88 см, а у мужчин свыше 102 см.

То есть лишние килограммы при тонкой талии не будут иметь такого негативного влияния на здоровье, как при «сверхширокой».

Так что это важный прогностический маркер, и поэтому лента для измерения талии сейчас на столе у ​​большинства врачей наряду с фонендоскопом, тонометром и т.д. Ведь ожирение давно проблема не только эндокринологов.

Гормоны и аппетит

Но ведь и гормональный статус тоже имеет значение. Кроме известных грелина и лептина, какие еще гормоны участвуют в регуляции аппетита?

Безусловно. Например, известно, что изменения калорийности рациона женщин зависит от фазы менструального цикла. Так, в лютеиновой фазе и в период менструации калорийность рациона женщины возрастает на 20-25%, а в период овуляции калорийность минимальная. Так что половые гормоны играют свою роль.

А что касается «загадочного» гормона – главной интриги сегодняшнего разговора, который побуждает нас к перееданию, особенно в условиях стресса?

Речь идет о пролактине. Одним из общих для обоих полов проявлений повышенного уровня пролактина (или гиперпролактинемии) является увеличение веса.

Другие симптомы пролактинемии у женщин и мужчин:

  • нарушение МЦ, бесплодие у женщин,
  • снижение либидо у мужчин,
  • боль в груди, галакторея (спонтанное выделение молока из молочных желез) у женщин,
  • ухудшение качества спермы, бесплодие,
  • головная боль, депрессия, тревога – для обоих полов,
  • увеличение веса – для обоих полов.

Итак, научные исследования последнего десятилетия предлагают ученым и клиницистам сосредоточиться на пролактине как метаболическом гормоне.

То есть уровень пролактина важен не только для беременных женщин?

Да, ведь, кроме классических хорошо известных влияний на функцию половых желез, репродукцию и лактацию, ученые обнаружили, что пролактин (PRL) играет определенную метаболическую роль. Вот только несколько из таких эффектов.

В частности, он оказывает влияние на метаболический гомеостаз, регулируя ключевые ферменты-транспортеры, связанные с метаболизмом глюкозы и липидов в нескольких органах-мишенях.

В жировой ткани пролактин обычно угнетает хранение липидов и высвобождение адипокинов.

PRL поддерживает рост β-клеток панкреатических островков и стимулирует секрецию инсулина.

И, наконец, PRL может участвовать в проявлении резистентности к инсулину.

А исследователи, рассмотревшие влияние PRL на печень и поджелудочную железу, увидели, что он модулирует рост β-клеток и резистентность к инсулину через прямое воздействие на поджелудочную железу. А именно, блокируя дофаминовые рецепторы поджелудочной железы, что может приводить к непереносимости глюкозы, гиперинсулинемии и увеличению веса.

На физиологическом уровне пролактин может играть определенную защитную роль в печени, поскольку рецепторы пролактина широко представлены в печени. Пролактин действует на эти рецепторы, предотвращая стеатоз печени путем уменьшения накопления триглицеридов.

Также было продемонстрировано, что рецепторы пролактина и рецепторы дофамина 2 типа экспрессируются как на β-клетках поджелудочной железы, так и на адипоцитах, что подтверждает их ключевую роль в регуляции периферического метаболизма.

А каков механизм влияния пролактина именно на аппетит?

Пролактин участвует в т.н. нейрогормональной регуляции аппетита. Как мы знаем, аркуатное ядро ​​гипоталамуса объединяет сигналы от инсулина, лептина и циркулирующих питательных веществ. При этом лептин выделяется жировой тканью и ингибирует нейроны аркуатного ядра, чтобы уменьшить аппетит.

Пролактин также может связываться с рецепторами аркуатного ядра, что приводит к их нечувствительности к лептину.

Известно также, что на фоне стресса растет уровень пролактина.

Итак, вопрос: то ли мы, «заедая» стресс, стремимся получить наслаждение (чтобы успокоить/наградить себя), то ли пролактин на фоне стресса блокирует действие лептина и нам просто сложно унять свой аппетит? Это важный вопрос, положительный ответ на который делает пролактин основным виновником переедания, в частности, на фоне стресса.

То есть, пролактин оказался довольно коварным гормоном?

Будем справедливы, да, этот гормон таки имеет, как выяснилось, свою «темную сторону», но имеет и светлую!

К примеру, во время беременности, то, что мы считаем негативом, срабатывает как позитив! Ведь эти механизмы, регулирующие аппетит, заставляют женщину потреблять больше пищи, что обеспечивает энергетические потребности растущего плода и увеличивает накопление жира, который будет использован во время лактации.

С другой стороны, пациенты с фармакологической или опухолевой гиперпролактинемией подвержены набору веса, но нормализовав уровень пролактина с помощью агонистов дофамина, мы поможем пациенту потерять вес. Такие случаи мне известны не только из литературы, но и из собственной практики. И это очень важно, ведь известно, что уменьшение массы тела даже на 5-10% уже снижает риски и улучшает течение заболеваний, связанных с ожирением.

Резюме

В последние годы ученые довольно тщательно изучили метаболическую роль пролактина и выяснили, что его избыток способствует увеличению веса из-за влияния на системы, регулирующие аппетит, провоцируя гиперфагию, которая и приводит к увеличению веса вплоть до возникновения ожирения и метаболического синдрома.

Сегодня уже известно, что нормальные уровни пролактина считаются метаболически благоприятными, тогда как высокие и (внимание!) слишком низкие уровни – метаболически неблагоприятны. Зная это, мы имеем еще один инструмент, который для многих людей может стать ключом к решению проблемы лишнего веса с драматической перспективой формирования ожирения и метаболического синдрома.

Итак, похоже, мы стали гораздо ближе к выходу из этого жуткого лабиринта под названием «Ожирение».