Хроническая болезнь почек: что нового?

Заведующая кафедрой нефрологии и почечнозаместительной терапии Национального университета здравоохранения имени П.Л. Шупика, доктор медицинских наук, профессор Стелла Викторовна Кушниренко. /Фото из собственного архива
Заведующая кафедрой нефрологии и почечнозаместительной терапии Национального университета здравоохранения имени П.Л. Шупика, доктор медицинских наук, профессор Стелла Викторовна Кушниренко. Фото из собственного архива

Хроническая болезнь почек всегда среди тех «трагических лидеров» – болезней, которые уносят больше всего жизней людей каждый год по всему миру. Противопоставить этому можно современные знания и привычку заботиться о своем здоровье.

Предлагаем сегодня рассмотреть важные нововведения, вошедшие в Руководство KDIGO 2024 года по оценке и менеджменту пациентов с ХБП, вместе и с помощью заведующей кафедрой нефрологии и почечнозаместительной терапии Национального университета здравоохранения имени П.Л. Шупика, доктора медицинских наук, профессора Стеллы Викторовны КУШНИРЕНКО.

Что такое хроническая болезнь почек и насколько она распространена в мире

Украина – не исключение, здоровье почек – глобальная проблема?

Хроническая болезнь почек (ХБП) – это аномалии структуры или функции почек, наблюдающиеся у пациента в течение не менее 3 месяцев и имеющие последствия для здоровья.

Распространенность ХБП в мире колеблется от 11 до 15%, а это более 843 миллионов человек! Причем самые высокие показатели в США и Турции. Но, согласно данным исследования INSIDE-CKD по прогнозу распространенности ХБП на 100 тыс. человек между 2021 и 2026 годами, почти все страны мира демонстрируют рост: Австралия 10,4%, Бразилия – 15,6%, Канада – 11,8% , Франция – 12, 9%, Китай – 14,6%, Япония – 12,3% и т.д.

Почему так, в современном мире больше факторов риска относительно ХБП?

Кроме тех причин, которые влияют на распространенность ХБП прямо или косвенно – старение населения и рост случаев болезней, ухудшающих здоровье почек, сегодня ученые-клиницисты отмечают и дополнительные факторы риска развития ХБП.

В частности, в обновленном Руководстве KDIGO-2024 (KDIGO – это инициатива по улучшению глобальных результатов лечения почек) расширен домен «Общие факторы риска». К таким состояниям – традиционным факторам риска (ФР) – как сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечно-сосудистые заболевания, сейчас добавлено предварительное острое поражение почек/острое заболевание почек.

Домен «Мочеполовые расстройства» содержит теперь помимо структурных болезней, мочекаменную болезнь (в т.ч. рецидивирующую форму). Так, пациенты с МКБ так же, как и со структурными заболеваниями мочевыводящих путей (гиперплазия предстательной железы, врожденные пороки развития почек и органов мочевой системы) нуждаются (!) в скрининге и диагностике ХБП.

Домен «Мультисистемные заболевания/хронические воспалительные состояния» включает системную красную волчанку (СКВ), васкулиты и вирус иммунодефицита человека.

Домен «Профессиональное влияние, способствующий риску ХБП» – это влияние кадмия, свинца, ртути, полициклических углеводов и пестицидов.

Ну и, конечно же, «Семейный анамнез или известные генетические варианты, ассоциированные с ХБП»: наследственные болезни почек, связанные с генетическими отклонениями (поликистозная болезнь почек, синдром Альпорта и т.п.).

«Ятрогенное влияние на почки, связанное с медикаментозным лечением и процедурами» – это лекарственная нефротоксичность и радиационный нефрит.

И, наконец, отдельный домен «Гестационные состояния» – это такие ФР как преждевременные роды, малый срок беременности, преэклампсия и эклампсия. К сожалению, эти события/состояния не проходят бесследно, а со временем имеют риск развития ХБП – вплоть до терминальной стадии почечной недостаточности (напомним, что речь идет о 5 стадии ХБП, при которой скорость клубочковой фильтрации (СКФ) составляет <15мл/мин/1,73 м²).

Диагностические критерии хронической почечной болезни: современные доказательные уравнения

Кому следует проводить скрининг на ХБП?

Поскольку ХБП вплоть до последних стадий носит асимптомный характер, скрининг необходим для людей, живущих с артериальной гипертензией, СД, ССЗ, а также при наличии других ФР, о которых мы уже упоминали – заболеваний, представляющих высокий риск развития ХБП (структурная почечная недостаточность, рецидивирующая МКБ, СКВ, подагра и т.п.), факторов среды, профессиональных, генетических и т.п. Ну и, конечно же, пациентам, у которых уже есть в анамнезе эпизод острого поражения почек.

Состоит скрининг на ХБП из оценки рСКФ и соотношения альбумин/креатинин (САК) в утренней порции мочи.

По каким признакам острая почечная недостаточность переходит в хроническую форму и выставляется диагноз ХБП? Есть ли новые рекомендации по этому поводу?

Хронизацию устанавливают не только на основании болезни в течение 3 месяцев. Еще следует учитывать расчетную скорость клубочковой фильтрации (рСКФ), составляющую < 60 мл/мин/1,73м² и/или категорию альбуминурий А2 или А3.

Для правильного расчета СКФ врачи используют специально разработанные формулы. К таковым сегодня относятся:

  • CKD-EPI 2021 года;
  • CKD-EPI 2009 года.

Обе – на основе показателей креатинина сыворотки крови.

Иногда врачи пользуются монопоказателем цистатина С, на этот случай Руководство оставляет версию CKD-EPI Cystatin C 2012 года.

А выший уровень доказательности – 1B – у комбинированной формулы CKD-EPI Creatinine-Cystatin 2021 года. Руководство указывает на целесообразность использования именно этой формулы.

Нововведением Руководства является уравнение, которое сегодня считается самым точным – EKFC 2021 года и EKFC 2023 года.

Для всех ли «нормальные» показатели рСКФ одинаковы?

Нет. Следует обратить внимание на то, что, например, для людей пожилого возраста они другие. 

Нормальные значения рСКФ
Возраст  Средняя рСКФ
20-29 116
30-39 107
40-49 99
50-59 93
60-69 85
70+ 75

Данные с сайта Национального почечного фонда США.

Раннее определение риска почечной недостаточности

Это одно из новых положений Руководства KDIGO 2024, а именно – рекомендация учитывать не только СКФ, но и риск формирования почечной недостаточности.

Это можно и необходимо делать в первичном звене медицинской помощи, а также смежными с нефрологами специалистами – урологами, кардиологами, эндокринологами и ревматологами.

Ведь при получении пациентами с ХБП специализированной помощи на начальных этапах развития заболевания (СКФ >90 мл/мин/1,73 м2) риск формирования терминальной стадии почечной недостаточности составляет <3-5% в ближайшие 5 лет. В то же время при наличии СКФ <30 мл/мин/1,73 м2 необходимость в проведении почечнозаместительной терапии увеличивается у ≥10% пациентов уже в течение следующих двух лет.

Лечение ХБП: современные стратегии

Изменилось ли что-нибудь в подходах к лечению ХБП, согласно последним международным рекомендациям?

Современная комплексная стратегия лечения, согласно Руководству KDIGO-2024, направлена ​​на уменьшение прогрессирования ХБП и связанных с ней осложнений.

Эта стратегия включает многие аспекты – от обучения, модификации образа жизни, физических упражнений и отказа от вредных привычек, до диетотерапии и медикаментозной терапии (по показаниям).

Ⅰ этап лечения. Обычно лечение стартует с нефармакологических методов ренопротекции:

  • диета,
  • физические упражнения,
  • отказ от курения,
  • нормализация массы тела.

ⅠⅠ этап лечения – назначение ингибиторов натрийзависимого котранспортера глюкозы 2 типа (иНЗКТГ 2) у лиц с СКФ >20 мл/мин/1,73м2, постоянно, вплоть до проведения диализа.

Использование ¬иНЗКТГ 2 является новым, современным и мощным шагом в проведении консервативного лечения ХБП, ведь эти ЛС препятствуют воспалению и фиброзу.

Для лиц с АГ важно достичь и поддерживать целевой уровень САД < 120 мм рт.ст. (блокаторы ренин-ангиотензиновой системы); статинотерапия.

ⅠⅠⅠ этап лечения – таргетная терапия ХБП у пациентов с осложнениями и поражением органов-мишеней.

На всех этапах лечения (!) важно применять мультидисциплинарный подход. Ведь по мере прогрессирования нефросклероза, изменяется и наслаивается симптоматика – начиная с нарушений сна, депрессии, появления периферических отеков, запоров, нарушения аппетита и т.д. А ближе к терминальной стадии добавляются еще и уремический зуд, судороги мышц, когнитивная дисфункция, тошнота, рвота, кардио-, гастроинтестинальные симптомы, сексуальная дисфункция и т.д.

По сути, не остается ни одного органа и системы, которые не вовлекались бы в патологические процессы ХБП. Поэтому обеспечить эффективное лечение, которое улучшит качество жизни человека может только мультидисциплинарная команда специалистов.

Резюме

Итак, определение групп повышенного риска, своевременно и грамотно проведенный скрининг, раннее выявление и начало лечения с обязательным контролем симптомов ХБП, а также взаимодействие между специалистами – все это служит достижению конечной цели – качественной медицинской помощи, способной улучшить жизнь человека, живущего с ХБП.