Фармакотерапия ПТСР: что предлагают биотехнологии?

Фармакотерапия ПТСР: что предлагают биотехнологии? /freepik

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – серьезное состояние, с которым ежегодно сталкивается большое количество людей. Так, по американской и европейской статистике, распространенность ПТСР (соответственно критериям DSM-5-TR) варьируется на уровне 6-8%, хотя некоторые авторы указывают цифру 20%, правда, среди женщин, более склонных к развитию этого расстройства.

Посттравматическое стрессовое расстройство считается опасным для жизни заболеванием, связанным с повышенной смертностью, кардиометаболической заболеваемостью и риском суицида. ПТСР негативно влияет на повседневную жизнь человека, часто приводя к социальной изоляции, депрессии, снижению повседневной активности, ухудшению когнитивных и психосоциальных функций, злоупотреблению психоактивными веществами.

Комплексная природа ПТСР ассоциирована с обострением симптомов, резистентностью к лечению и отменой терапии. Лечение этого расстройства особенно осложняется в таких случаях, как диссоциативный подтип ПТСР, повторное влияние травмы, наличие амбаров бедных патологий, включая аффективные расстройства и расстройства, связанные с употреблением алкоголя и психоактивных веществ.

Фармакотерапия ПТСР: неудовлетворенная потребность

Золотым стандартом лечения ПТСР считается психотерапия, однако у многих людей симптоматика сохраняется, в то время как частота отказа от лечения – стабильно высока. Фармакотерапия же, обычно заключающаяся в приеме селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), не обеспечивает должного эффекта у большой доли пациентов – на нее не отвечает как минимум треть людей с ПТСР.

Свой вариант медикаментозного лечения ПТСР предлагает Bionomics – австралийская биотехнологическая группа, специализирующаяся на поиске лекарства от психоневрологических расстройств. Эта биотехнологическая компания утверждает, что ее кандидат BNC210, отличающийся «уникальным и дифференцированным механизмом действия», превосходит текущий стандарт лечения ПТСР.

BNC210: новые механизмы действия + улучшенный профиль безопасности

На сегодняшний день доказано участие определенных звеньев холинергической системы в этиологии и моделировании поведения, связанного со страхом. Bionomics обратила внимание на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы (nAChR). В целом NAChR представляет собой неселективные катионные каналы, причем подтип α7 особенно проницаем для кальция, а также для натрия.

Исследования на животных моделях подтвердили участие определенных субтипов nAChR в тревожном поведении. В Bionomics предположили, что модуляция этих сигнальных путей поможет обеспечить выраженное анксиолитическое действие, поэтому для этой цели был разработан кандидат BNC210 — отрицательный аллостерический модулятор никотинового ацетилхолинового рецептора α7 (α7 nAChR), предназначенный для перорального применения.

В доклинических исследованиях BNC210 сработал как анксиолитик в различных парадигмах поведения, в том числе превзошел плацебо в тестах на тревожность среди мышей и крыс. Изучение профиля безопасности и переносимости BNC210 в раннестадийных клинических исследованиях тоже дало обнадеживающие результаты: BNC210 не проявлял седативного эффекта, присущего стандартным анксиолитикам, а также не влиял на аппетит. Оптимизма добавили дальнейшие испытания, позволившие получить более зрелые данные.

В плацебо-контролируемом исследовании фазы 2b ATTUNE, которое закончилось в конце прошлого года, эффективность BNC210 значительно превзошла достигаемую при стандарте терапии ПТСР. Как утверждает разработчик, эффект, обеспечиваемый BNC210, превышает таковой при применении СИОС. Например, если сертралин снизил общий балл тяжести симптомов ПТСР по шкале CAPS на абсолютных 6,8-9,8 пункта, пароксетин – на 11-14 пунктов, то BNC210 смог обеспечить снижение почти на 20 пунктов.

BNC210, который в данном исследовании применяли в дозе 900 мг дважды в день, также достиг вторичных конечных точек. В частности, на 12 неделе лечения было отмечено облегчение симптомов депрессии и сна, согласно шкале Монтгомери-Асберга для оценки депрессии (MADRS) и индекса выраженности бессонницы (ISI). Кроме того, наблюдалась положительная динамика по другим показателям, оцениваемым по шкалам: общего клинического впечатления о тяжести заболевания (CGI-S), общего впечатления пациента о тяжести заболевания (PGI-S), шкале инвалидности Шихана (SDS). Примечательно, что эффект BNC210 проявлялся уже с четвертой недели после начала приема.

Вооружившись этими результатами, Bionomics готовится к запуску клинической программы, которая должна стать для регистрационной BNC210.

Компания также изучает BNC210 в условиях социального тревожного расстройства (не так успешно), генерализованного тревожного расстройства и при некоторых других тревожных расстройствах.

Нестандартные варианты

Более мощным – чем существующие антидепрессанты или даже описанный выше препарат – выглядит экспериментальная комбинация психотерапии +MDMA (метилендиоксиметамфетамин, «экстази»), которая в позднестадийных исследованиях продемонстрировала значительное снижение баллов CAPS.

Ожидается, что MDMA с его уникальными фармакологическими механизмами в сочетании с психотерапией будет иметь преимущества перед существующими препаратами, которые используются в лечении посттравматических стрессовых расстройств в схемах первой линии – с точки зрения безопасности, эффективности и продолжительности ремиссии.

Впрочем, вряд ли этот вариант лечения ПТСР получит одобрение регуляторов раньше препарата, предложенного Bionomics. Проблема в том, что психоделики очень трудно продвигать: в испытания по их оценке очень сложно набирать пациентов, которых сложно наблюдать; такие исследования непросто проводить, ведь их трудно ослепить. Ну и, конечно, не нужно забывать, что к психоактивным веществам госорганы все еще относятся слишком предвзято.