Сезонная аллергия: выявлен более информативный показатель риска тяжелого поллиноза, чем количество пыльцы

Дівчина, яка потерпає від алергії. Ілюстративне фото /freepik
Дівчина, яка потерпає від алергії. Ілюстративне фото freepik

Активные потребители антигистаминных препаратов – люди, страдающие сезонной аллергией – хорошо осознают, насколько важно минимизировать влияние триггерной пыльцы. Хотя в новом исследовании респираторные симптомы поллиноза неизменно сильнее коррелировали с наличием аллергена Phl p 5, чем с количеством самой пыльцы растений.

Phl p 5 – основной и один из наиболее реактивных аллергенов тимофеевки, провоцирующий симптомы аллергического ринита и бронхиальной астмы у сенсибилизированных пациентов. Антитела IgE, специфичные к Phl p 5, обнаруживаются у 65-90% лиц с аллергией на пыльцу луговых трав.

Другие известные аллергены, применяемые в диагностике, в частности, для выбора аллерген-специфической иммунотерапии: Phl p 1 – злаков, Bet v 1 – пыльцы березы, Der p 1, Der p 2 – клещей домашней пыли, Fel d 1 – кошек.

Результаты нового исследования, опубликованного специалистами из Национального института сердца и легких Имперского колледжа (Великобритания) в The Journal of Allergy and Clinical Immunology, показывают, что уровни аллергенов, в частности Phl p 5, могут быть более адекватным показателем степени тяжести сезонной аллергии, чем количество пыльцы и должны применяться для оценки аллергического потенциала в открытом воздухе.

Данные британского исследования

К испытанию под названием «Оценка низкодозовой внутрикожной терапии пыльцой» (Pollen Low dose Intradermal Therapy Evaluation \\ PollenLITE) было вовлечено 93 взрослых (средний возраст 33,5 года) с умеренным или тяжелым аллергическим ринитом, вызванным пыльцой трав. Участники ежедневно фиксировали свои симптомы и использование лекарства в дневниках, а также предоставляли образцы крови для анализа уровня IgE, специфических для Phl p 5. Также регистрировались случаи госпитализаций и визиты в больницу по поводу приступа астмы.

Исследователи ежедневно собирали количество пыльцы в воздухе с помощью стандартизированного объемного пробоотборника воздуха Херста в определенной локации во время сезона пыльцы трав в течение двух недель. Кроме того, в течение того же периода они использовали высокообъемный каскадный импактор ChemVol, расположенный в пределах 5 метров от пыльцеуловителя. В целом, по словам исследователей, отмечалась высокая корреляция между ежедневными уровнями Phl p 5 и количеством пыльцы трав.

Анализ результатов действительно продемонстрировал ожидаемую связь между количеством пыли и симптоматикой поллиноза, однако ассоциация между высоким уровнем Phl p 5 и тяжестью проявлений аллергии была гораздо сильнее.

На практике

Основываясь на этих выводах, авторы охарактеризовали свое исследование первым, которое смогло продемонстрировать, что уровни Phl p 5 более последовательно связаны с появлением аллергических и респираторных симптомов, чем количество пыльцы трав.

На практике это можно применять для того, чтобы улучшить самостоятельный контроль симптомов пациентам с аллергией и астмой, ведь на несоответствие между количеством пыльцы и уровнем аллергена вливают не учитываемые факторы: местонахождение, флора, метеорологические факторы и другие факторы окружающей среды влияют. В то же время на сегодняшний день для оценки рисков применяется в основном подсчет пыльцы, и по мнению исследователей, это не лучший инструмент для людей с поллинозом.

Триггерные факторы и осложнения: почему важно держать поллиноз под контролем

Аллергик со стажем знает, что его симптомы всегда связаны с определенными триггерными факторами – а это не только буйство пыльцы на улице или споры плесени, пыль или шерсть определенных животных, но и такие раздражители, как дым, загрязнение и даже резкие запахи . Это все триггерные факторы, которые могут усугубить симптомы поллиноза. Кроме этого, они признаны распространенными триггерами вазомоторного ринита, коморибдного состояния при поллинозе, сопровождающегося отеком оболочек носа.

Здесь следует упомянуть и о других сопутствующих заболеваниях, сочетаемых с сезонным аллергическим ринитом. Прежде всего, это такие атопические заболевания, как астма или экзема (атопический дерматит). Неконтролируемый поллиноз может вызвать обострение этих состояний. Уместно рассмотреть и риск осложнений аллергического ринита – гайморита, отита, нарушений сна или апноэ, возникающих из-за блокады носовых путей.

Обсуждение возможных триггеров сезонной аллергии важно не только потому, что учит пациента избегать их. Как только они начинают понимать причины развития поллиноза и его осложнений, у них не возникает вопросов необходимости использования различных антигистаминных средств и деконгестантов, следовательно, статистически это снижает риск возникновения описанных проблем.

Важно, чтобы пациент понимал, как правильно использовать лекарство от аллергии, например назальные спреи, и то, что можно от них ожидать. Поэтому провизор должен потратить несколько минут на подбор антигистаминного препарата или комбинации противоаллергических средств, не забыв объяснить, что ни одно лекарственное средство не излечивает аллергию, а только устраняет ее симптомы – соответственно, сам аллергик должен избегать влияния раздражителей более тщательно.