Фармацевтическая опека в Польше: ищем сходства (и отличия) с украинским опытом

Измерение давления в аптеке. Иллюстративное фото: /freepik
Измерение давления в аптеке. Иллюстративное фото: freepik

Полномасштабное вторжение никак не улучшило доступ украинцев к медицинской помощи, поэтому вопрос внедрения фармацевтической опеки и улучшения ее качества приобретает дополнительное значение.

В то же время все больше аптечных работников сетуют на то, что бизнес делает из них продавцов, и вместо фармопеки практикуется так называемая первая рекомендация. На то же жалуются и их клиенты.

А если сравнить ситуацию с соседями? Вот что по этому поводу рассказывает польский профильный ресурс MGR.FARM.

Фармацевтическая помощь как источник конфликта между фармацевтами и врачами

«Как собака с котом»: так можно охарактеризовать ауру дискуссий между фармацевтами и врачами, которые проходят в последнее время в польском сегменте интернета. В чем проблема? Некоторые врачи считают фармацевтическую опеку посягательством на их компетенции. В этой дискуссии возникло еще несколько спорных вопросов, первый из которых: есть ли шансы на успешное сотрудничество врача и фармацевта?

Для многих людей в Польше фармацевтическая опека – все еще нечто эфемерное. И это несмотря на то, что все больше фармацевтов демонстрируют профессионализм — видно, что предоставление медицинских услуг в этих рамках не является чем-то невыполнимо-фантастическим.

И пока в соседней стране ведутся споры о том, есть ли фармацевтическая помощь расширением компетенции врачей, в Великобритании буквально вот-вот успешно запустили сервис Pharmacy First – «Сначала аптека». Он предусматривает вовлечение провизоров в консультирование пациентов с неосложненными проблемами, касающимися здоровья. То есть пациент не бежит к врачу, а обращается к работнику первого стола, скажем, с насморком или синуситом, и тот назначает ему соответствующее лекарство.

Британский пример

Pharmacy First позволяет фармацевтам продавать рецептурные препараты, включая антибиотики и противовирусные средства, если это клинически уместно, для лечения семи распространенных состояний: синусита, боли в горле, боли в ухе, укусов насекомых, импетиго, опоясывающего лишая и неосложненных инфекций. Это исключает необходимость посещения врача общей практики и снижает нагрузку на «первичку». Сэкономленные средства британское правительство планирует потратить на развитие компетенций фармацевтов.

Запущенная в конце января 2024-го услуга Pharmacy First предоставляется в 90% аптек по всей Великобритании. Каждая из аптек-участников получает 2000 фунтов стерлингов в месяц, которые можно потратить среди прочего и на подготовку своих сотрудников.

Как и в Великобритании, в Польше главная цель введения фармопеки — уменьшение количества визитов к врачу и связанных с этим расходов. Но там все еще задаются вопросом: не фармацевтическая ли помощь «посягательствам» на полномочия врачей?

Польские реалии

Дискуссии, которые идут на X (Twitter), показывают, что многие до сих пор не знают, что именно включают услуги фармацевтической опеки. К сожалению, в эти «незнайки» входят представители медицинских профессий, в том числе врачи. Такая ситуация, конечно, не способствует сотрудничеству.

Многие врачи категорически против консультаций в аптеке, считая, что такая деятельность не будет должным образом контролироваться, а последствия придется «разгребать» им самим в больницах.

По всей видимости, информационной кампании, которая объясняла бы цели услуг фармацевтической опеки и определяла ее границы, в Польше не проводится. А она необходима. Причем, такую ​​кампанию следует начинать среди представителей медицинской профессии, чтобы между профессионалами с обеих сторон развивалось желание и понимание надлежащего сотрудничества.

Здесь еще раз следует обратиться к примеру Великобритании. Там услугу Pharmacy First активно рекламируют не только местные минздрав и служба здоровья, но и лидеры мнений и политики. Даже сам британский премьер публиковал в соцсетях призывы пользоваться новой услугой в аптеках.

Главное – коммуникация

Впрочем, среди врачей также можно узнать положительные отзывы о сотрудничестве с фармацевтами: они видят шанс улучшить качество медицинского обслуживания.

«Да, сотрудничество между врачами и фармацевтами необходимо для улучшения качества обслуживания пациентов и повышения доступности услуг, – цитирует MGR.FARM президент Польского общества семейной медицины упрека Агнешку Масталерц-Мигас.

Некоторые врачи и фармацевты уже публикуют конструктивные предложения, например, внедрение и улучшение обмена данными между сторонами в национальной электронной системе здравоохранения. Также высказываются резонные мнения, что представители медицинских профессий должны сначала узнать больше о компетенции друг друга. Каждый должен понимать, чем занимаются другие в рутинной работе. А пока контакта нет, и это видно по отзыву одного из врачей, который приводит MGR.FARM:

«Я не могу представить себе разговор с фармацевтами о фармацевтической опеке. Нельзя говорить о том, чего нет. За 10 лет моей работы единственный контакт с фармацевтами произошел, когда мне звонили и сообщили, что я неправильно выписал рецепт. Тема сотрудничества никогда не поднималась».

С юридической точки зрения

Хотя в Польше, как признаются специалисты, фармацевтической опеки вроде бы и нет, в польском законодательстве есть четкое определение понятия фармопики. Закон о профессии фармацевта объясняет, что

«Фармацевтическая опека – это медицинская услуга (…), предоставляемая фармацевтом и задокументированный процесс, в котором фармацевт, сотрудничая с пациентом и леча врачом пациента, и, если необходимо, с представителями других медицинских профессий, контролирует правильный курс индивидуальной фармакотерапии…».

Объяснение этого определения всем медицинским работникам, выступающим против аптечной помощи, безусловно, поможет избежать дальнейших конфликтов. Это также станет основой для начала развития сотрудничества между аптекарями и врачами. А качество медицинской помощи населению стимулирует взаимоуважение.