Сергей Убогов: Рейтинговое распределение в интернатуру повлекло за собой «ментальный излом» и не все к этому готовы

начальник Управления медицинских кадров, образования и науки Минздрава Украины, доктор фармацевтических наук, профессор. /Пресс-служба Министерства здравоохранения Украины
начальник Управления медицинских кадров, образования и науки Минздрава Украины, доктор фармацевтических наук, профессор. Пресс-служба Министерства здравоохранения Украины

В этом году госзаказ на поступление в интернатуру выполнен только на 76%. Около 40% выпускников отказались от предложений комиссий по распределению. Какой выход для них дальше, и как обеспечить баланс их интересов и государства. которые не всегда совпадают. 

Когда заработает и что изменит е-система распределения, повысят ли интернам зарплату и вернется ли принудительная отработка для бюджетников, – рассказал начальник Управления медицинских кадров, образования и науки Минздрава Украины, доктор фармацевтических наук, профессор Сергей УБОГОВ.

В этом году госзаказ на поступление в интернатуру выполнен только на 76%. Чем это можно объяснить?

[ … ] годами доминировали традиции договариваться о так называемых гарантийных письмах, благодаря которым можно было пройти на престижные специальности интернатуры независимо от того, как выпускник учился в университете. А в этом году все вдруг изменилось: рейтинговое распределение, все прозрачно и справедливо, то есть согласно результатам обучения.

Причин несколько. Главная из них – война. Часть выпускников уехала за границу и пока не определилась – одни ищут возможность поступить на последипломную подготовку на новом месте, другие ждут мира в Украине, чтобы вернуться и продолжить учебу дома.

Однако было немало выпускников, которые не согласились с условиями распределения в интернатуру, предложенные им университетскими комиссиями. Общий показатель доли отказников по Украине составляет 40%. То есть далеко не все оказались готовы к изменению ментальности. Ведь годами доминировали традиции договариваться о так называемых гарантийных письмах, благодаря которым можно было пройти на престижные специальности интернатуры независимо от того, как выпускник учился в университете. А в этом году все вдруг изменилось: рейтинговое распределение, все прозрачно и справедливо, то есть согласно результатам обучения. Кто выше в рейтинге, получает самые престижные специальности и лучшие базы стажировки. Даже надежды отстающих в обучении выбрать «желаемую» специальность на контрактной форме интернатуры не оправдались: согласно приказу Минздрава выпускникам, которые обучались по госзаказу, не разрешено проходить интернатуру по контракту в коммунальной сети ЗОЗ, где и были основные места. И это также отчасти повлияло на статистику.

Какой выход у «отказников», чтобы получить диплом врача?

Мы предоставили им несколько возможностей. Во-первых, будет вторая волна – дополнительное распределение в интернатуру на места государственного заказа на специальности, которые государство считает самыми нужными на сегодняшний день (их 10). Во-вторых, они могут проходить интернатуру по контракту, но не в коммунальном, а в государственном или частном учреждении. И третий вариант – ждать следующего года.

Положение об интернатуре предусматривает, что выпускники прошлых лет могут поступать в интернатуру на любую специальность, но только на контрактную форму. Это было сделано для того, чтобы максимально стимулировать выпускников принять предложения комиссий по распределению. Необходимо искать баланс интересов государства и частного лица, которые не всегда совпадают.

Новая модель интернатуры – испытание в особых условиях

Пришлось ли отказаться от некоторых новых правил вступления в интернатуру в связи с войной?

Единственное, чего не достигнуто – запуска электронной системы распределения в интернатуру, которая будет обеспечивать еще большую объективность и минимизировать влияние человеческого фактора на этот процесс. Остальные правила работают. В этом году мы обнародовали (не только на сайтах вузов, но и на сайте Минздрава) имеющиеся места для прохождения интернатуры и в университетах, и по областям, чтобы обеспечить полную прозрачность. И распределяли их по рейтинговому принципу, чего давно добивались.

Многие больницы во время войны разрушены. Хватит ли баз для прохождения интернатуры во всех регионах?

В целом университеты и базы стажировки взаимодействуют на должном уровне. По состоянию на 2023 год, у нас есть 109 государственных, 1238 коммунальных и 80 частных учреждений здравоохранения, которые определены как базы стажировки. На некоторых из них может быть всего 1-2 специальности, а мощные многопрофильные заведения могут обеспечить их и десять. К тому же, эти цифры не учитывают малые базы стажировки для фармацевтов и стоматологов (аптеки, стоматологические центры). Их мы позволили определять самим университетам при обязательном условии опубликования таких перечней на своих сайтах.

Также вузы обязательно должны заключать соглашения о сотрудничестве с базами стажировки, чтобы обеспечить методическое сопровождение и контроль условий прохождения практической составляющей программы подготовки интернов, то есть, соответствует ли эта база требованиям Положения об интернатуре. Чтобы и руководители интернов на базах стажировки контактировали с преподавателями университетов, решали, как улучшить процесс подготовки.

Относительно охвата базами стажировки регионов, безусловно, в Луганской и Донецкой областях их почти нет, они временно переместились в другие регионы (Днепр, Киев и т.д.). Очень пострадала Запорожская область, поэтому подавляющее количество баз стажировки сейчас сконцентрированы в областном центре, где много мощных ЗОЗ, но основные потребности этих регионов мы удовлетворили.

Повысят ли интернам зарплату

В свое время руководители учреждений здравоохранения не хотели брать интернов. Что-то изменилось?

После того, как был решен вопрос финансирования (государство централизованно смогло обеспечить интернам коммунальных ЗОЗ минимальную зарплату), у руководителей этих учреждений сразу изменилось отношение к проблеме. Сейчас все они активно подают заявки, чтобы подписать контракт с НСЗУ на введенный в прошлом году пакет финансирования подготовки в интернатуре через ПМГ и охотно приглашают интернов. Хотя Минздрав понимает, что минималка никого не устраивает и выискивает возможности повысить уровень оплаты труда интернов. Сегодня, пока у государства нет бюджетных возможностей это сделать, предлагаем, чтобы учреждения самостоятельно выискивали средства из заработанных ими на доплаты интернам а также их руководителям, которые тратят дополнительное время и усилия на подготовку будущих врачей.

На фармацию – аншлаг, на реабилитацию – меньше всего

На какие специальности в интернатуре в этом году был наибольший спрос?

В топ-5 медицинских специальностей, на которые было зачислено больше всего интернов вошли «Внутренние болезни» (почти 1000), «Хирургия» (620), «Анестезиология, интенсивная терапия» (более 500), «Общая практика, семейная медицина» (почти 500), «Акушерство и гинекология» (свыше 360). Отдельно можно отметить «Фармацию» (около 1500).

К сожалению, меньше всего поступающих – на специальности «Медицинская психология», «Эпидемиология», «Инфекционные болезни», «Патанатомия» и «Физическая и реабилитационная медицина». Это очень социально значимые и нужные на сегодняшний день специальности. Но выпускники руководствуются, прежде всего, своими частными интересами. В частности, на «Эпидемиологию» было зачислено только 50 человек, что вдвое меньше, чем в прошлом году. Поэтому нужно думать, как повышать престижность упомянутых специальностей, оплату труда, профессиональное развитие, чтобы они стали интересными выпускникам и перспективными.

Какой результат дополнительного набора интернов на бюджетную форму обучения по самым необходимым для государства специальностям?

Мы дали квоту каждой области от 5 до 25 мест, в зависимости от потребностей, чтобы они добрали интернов на бюджетные места по отдельным специальностям не через комиссии вузов, а через ДЗО. Пока что окончательных данных с мест об этом не поступило, но предварительно могу сказать, что ощутимый результат не достигнут, за исключением нескольких областей, то есть на общую картину это не повлияет.

Какие трудности возникают и как их «смягчить»

Пойдет ли государство навстречу тем, кто из-за войны не мог вовремя прибыть на место прохождения интернатуры?

Да, были отдельные случаи, когда выпускники с прифронтовых или временно оккупированных территорий не могли вовремя прибыть на учебу. В Положении об интернатуре по этому поводу очень строгие требования: если поступающий не начал обучение на бюджетной форме в течение 10 дней после его начала, он должен быть отчислен, и может снова вступать только через год на контракт. Поэтому еще в прошлом году Минздрав издал приказ № 1327 «Об особенностях прохождения интернатуры в период военного времени», который дает упомянутой категории поступающих отсрочку обучения до середины октября. Но они должны своевременно сообщить об уважительных причинах и впоследствии наверстать упущенное согласно учебному плану по индивидуальному графику.

С контрактниками упомянутых проблем не возникает?

Да, у них больше свободы выбора места обучения и стажировки. Единственное, что в Положении об интернатуре прописано четкое соотношение количества интернов – бюджетников и контрактников (1:3), которые могут брать к себе коммунальные учреждения, и его нельзя нарушать. Потому что у многих руководителей будет соблазн заработать таким образом средства, отдав все места контрактникам. Мы должны обеспечить справедливость. И качество подготовки интернов.

В этом отношении есть две проблемы. Иногда интерн проходит интернатуру только формально, то есть практически не бывает на базе стажировки. Или наоборот, его используют, как черновую рабочую силу для не очень квалифицированной работы. И он не может должным образом пройти практическую программу подготовки и получить все необходимые навыки, а значит, и успешно сдать КРОК-3 и получить сертификат врача. Поэтому Минздрав работает над поиском эффективного механизма мониторинга качества подготовки в интернатуре.

Электронная система распределения заработает в следующем году

Правила вступления в интернатуру уже не будут меняться?

Могут измениться, потому что сейчас мы работаем над разработкой электронной системы рейтингового распределения. Этот проект оказался сложнее, чем казалось на уровне идеи. Из-за его сложности и войны он еще не стартовал. Но сегодня уже разработаны технические требования к е-системе и мы ищем доноров, чтобы разработать технические задачи и собственно программный продукт. Со следующего года планируем его использовать.

Это будет очень масштабный проект, поскольку согласно Положению об интернатуре рейтинговому распределению подлежат не только выпускники-бюджетники, но и контрактники, независимо от подчинения вуза. То есть, придется распределять не 4 тыс. человек, а 11-12 тыс. с учетом выпускников частных вузов и подчиненных МОН. Силами Минздрава этого не сделать. Поэтому нужно четко определить, кто будет администратором системы, возможно, это будет отдельное государственное предприятие, которое будет заниматься обслуживанием системы, ее администрированием и т.д. Если этого не успеем сделать, то для начала можем запустить систему только для всех бюджетников и апробировать ее, чтобы распространить остальных выпускников.

В Украине появится годичная интернатура

Во время войны значительно уменьшилось количество желающих учиться в Украине иностранцев. Как стимулировать этот процесс?

Да, это действительно стало значительной проблемой. Она очень отрицательно сказалась на объемах набора на контрактную форму обучения. Поэтому будем внедрять новый проект: интернатуру для иностранцев и лиц без гражданства в течение одного года, где обучение может быть и на украинском, и на английском языках. Также она не предусматривает сдачи КРОКов. В частности, такая модель функционирует в Индии (6 лет магистратуры и 1 год стажировки, как интернатура — без экзаменов типа КРОКов), поэтому она будет полностью устраивать студентов из этой и других стран. Со следующего года этот проект точно заработает.

Вернется ли принудительная отработка

Анализируя вступительную кампанию с точки зрения интересов государства в обеспечении отрасли здравоохранения достаточным количеством кадров, есть ли уверенность в том, что эта цель будет достигнута?

Курс, выбранный руководством Минздрава и Правительства Украины – это определение реальной кадровой потребности отрасли в разрезе специальностей и регионов. Чтобы наши университеты готовили специалистов, ориентируясь не только на спрос соискателей образования или на свои возможности и интересы. Нужно, чтобы система медицинского образования подстраивалась, прежде всего, под реальные потребности рынка и отрасли в конкретных специалистах.

К сожалению, методики, по которым раньше рассчитывались кадровые потребности, а, следовательно, и определяли объемы государственного заказа, уже существенно устарели, иногда работают формально. Поэтому мы привлекаем международных партнеров к разработке современной методики. На это нужно время, ресурсы, в том числе интеллектуальные. Но иного пути нет. Ведь в системе здравоохранения Украины прошли значительные реформы. Появилось другое видение того, сколько и каких специалистов нужно той или иной больнице. Обобщив эти подходы, можем планировать подготовку специалистов разных специальностей на несколько лет вперед, чтобы не случилось так, что есть «лишние» специалисты, а других очень не хватает.

Эффективным инструментом «выравнивания» такой ситуации является адекватное определение кадровых потребностей на этапе распределения в интернатуру. Соответственно, под эти нужды будут формироваться бюджетные места, возможно, они будут выделены не для всех специальностей, а только для социально значимых.

Вернут ли норму об обязательной отработке в течение трех лет для выпускников-бюджетников?

Война действительно актуализировала этот вопрос. Эта норма была отменена на этапе принятия Закона о высшем образовании и трактовалась как достижение в соблюдении прав человека. Однако если этот человек учился за государственный счет шесть лет, а потом еще и три года в интернатуре, то, пожалуй, справедливо будет требовать от него отработать 3 года по той специальности и на том месте, где это больше всего необходимо государству.