Петр Багрий: «Отечественная фарма – клад государства, и не только в трудные времена»

Петр Багрий, президент ассоциации «Производители лекарств Украины» /Фото из личного архива
Петр Багрий, президент ассоциации «Производители лекарств Украины» Фото из личного архива

Отечественные фармпроизводители достойно выдерживают испытание пандемией и войной и готовятся к работе в едином европейском поле. Примут ли их в объятия на международном рынке, какие вызовы им придется преодолеть и какие задачи должно решить государство, чтобы приумножить их возможности и перспективы?

Об этом разговор с президентом ассоциации «Производители лекарств Украины» Петром БАГРИЕМ.

Перестраиваться пришлось всем

Украина сегодня в состоянии войны, поэтому должна позаботиться о своих национальных интересах, отечественной фарме, создании и содержании рабочих мест, наполнении бюджета и максимальной доступности лекарств для населения.

Какие уроки войны извлекли для себя фармпроизводители?

– Во время войны, как и в разгар пандемии COVID-19, когда возникли проблемы со снабжением лекарствами, нарушением логистики, все убедились, что наличие отечественного производителя в государстве – это огромное преимущество. Потому что он всегда рядом и способен решать задачи любой сложности по обеспечению системы здравоохранения лекарственными средствами.

Сразу после начала широкомасштабного вторжения войск РФ в Украину наши производители проявили себя с наилучшей стороны. В то время как представительства иностранных компаний закрылись, выехали на запад Украины или вообще за границу, отечественная фарма не прекратила работу и продолжала обеспечивать население необходимыми лекарствами. Когда возникали проблемы с той или иной номенклатурой лекарств, наши производители оперативно проводили совещания, выясняли, что именно необходимо рынку, и в кратчайшие сроки решали вопрос дополнительного производства.

Это была собственная инициатива производителей или такова была и политика государства?

– Это была и политика государства, призывающая к возобновлению работы всех сфер промышленности и поддержке экономики страны в условиях военного положения, и ответственная инициатива наших предприятий.

Надо отдать должное Минздраву Украины, деятельность которого была направлена на поддержку отечественной фармацевтической промышленности, и сейчас эта политика продолжается. Во время госзакупок Минздрав отдает преимущество именно отечественным производителям. Законодательно это пока не урегулировано, но таковой была и есть политическая воля Минздрава, лично министра и его первого заместителя.

Мы обратились в Минэкономики, чтобы на период правового режима военного положения внести изменения в законодательство и предусмотреть возможность закупок исключительно отечественной фармпродукции, если таковая производится в Украине.

Мы понимаем, что это не европейская норма, но Украина сегодня в состоянии войны, поэтому должна позаботиться о своих национальных интересах, отечественной фарме, создании и содержании рабочих мест, наполнении бюджета и максимальной доступности лекарств для населения. Государство во время войны уже потеряло почти половину своей экономики, значительно уменьшились поступления в бюджет, поэтому каждая гривна чрезвычайно важна для поддержки нашей страны и ее граждан.

На конвейере – не то, что выгодно, а то, что необходимо

Легко ли было производителям перестраиваться «на ходу» да еще и в условиях войны?

– Бесспорно, это было сложно. Но ведь справились! Несмотря на то, что некоторые компании сильно пострадали в результате боевых действий. В частности, в склад готовой продукции компании «Фармак» попала ракета. Поэтому были утрачены запасы лекарств, что тут же ощутил рынок. Однако компания сразу наладила надлежащую посменную работу и в максимально сжатые сроки покрыла потребности рынка в препаратах собственного производства. Да и другие производители сразу перестроили свою работу, усилив производство необходимых фронту и мирному населению лекарств. То есть акцент был не на доходной номенклатуре, а на жизненно необходимой.

Во время совещаний в Минздраве и Минобороны наши компании выясняли, в чем нуждаются военные госпитали, больницы, и в первую очередь производили эти лекарства.

Как выходили из ситуации, когда нарушилась логистика сырья?

– Фармпромышленность не работает по принципу «сегодня – на завтра». То есть, на складах всегда есть определенные запасы сырья, комплектующих и т.д., и с этим можно работать определенное время. Сейчас запасы действительно исчерпываются и фармпроизводители испытывают трудности со снабжением. Ведь порты не работают, авиаперевозки заблокированы, единственным действующим логистическим каналом остается перевозка через западные страны. А это время на длинную цепь поставок, очереди на границах, более высокие цены поставщиков и логистов. Сегодня производители ждут сырье иногда месяц, а то и дольше. То есть, логистические сроки поставки сырья, комплектующих, вспомогательных материалов, оборудования, запасных частей увеличились очень существенно.

Следующая проблема: если раньше украинские компании могли договориться с партнерами — поставщиками об отсрочке платежей, страховании груза, дополнительных гарантиях возврата средств и т.п., то сегодня все поставщики хотят получить предварительную оплату. Аргумент – они работают в зоне риска.

Это влияет на финансовое состояние производителей, а значит, и на ценовую политику?

– И не только это. Во всем мире подорожали энергоносители, что также не может не отразиться на стоимости лекарственных средств. Или же посмотрите на курс доллара. Не все сырье для лекарственных средств вошло в перечень критического импорта, поэтому на обеспечение производственного процесса наши предприятия тратят больше, чем в довоенный период.

Рынок «просел», но дефицита лекарств не будет

Уменьшились ли объемы отечественного производства лекарств за последние месяцы и изменилась ли номенклатура?

– Да, объемы производства уменьшились. Рынок лекарственных средств в рознице за 6 месяцев нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого просел на 3,6%. В то время как он вышел в плюс 38% за два довоенных месяца, в течение марта – июня засвидетельствовал минус 23%.

Значительную роль в этом сыграло и то, что за пределы Украины выехали миллионы наших граждан, часть территории оккупирована. То есть пациентов, покупающих лекарства на рынке, существенно уменьшилось. Поменялась и структура в разных лекарственных нозологических группах. В частности, значительно возросло производство препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, устранения стресса, улучшение сна.

Стоит ли ожидать дефицита лекарства, учитывая трудности, с которыми сталкивается украинская фарма?

– Такого риска в данный момент не существует. Я недавно общался с представителями аптечных сетей, они уверяют, что проблем с лекарствами нет, все как до войны. Стресс на рынке миновал. Впрочем, и в первые месяцы войны, когда на полках аптек исчезали лекарства, это совсем не значило, что их не было в Украине. Просто физически их сложно было довезти в аптеки, много работников эвакуировалось в безопасные места, и это не только фармацевты, но и работники складов, комплектовщики, водители и т.д. В начале войны их количество уменьшилось в разы, а заказы оставались прежними, потому возникали задержки в поставках товара.

Сохраняется ли кадровый дефицит в фармотрасли сегодня?

– Да, проблемы с кадрами существуют, особенно если речь идет о специалистах, например, технологах, аппаратчиках и т.д. Фармпромышленность предъявляет достаточно высокие требования к уровню квалификации таких специалистов, обучать их долго, потому что нужно овладеть сложными производственными процессами, работать на высокотехнологичном оборудовании и т.д., а вот потерять легко. Поэтому некоторые компании повысили зарплату таким специалистам, лишь бы они вернулись на рабочие места, и производство работало должным образом.

С аптечными заведениями несколько проще, ведь в Украине их 22 тысячи, то есть в расчете на душу населения в 2,5 раза больше, чем, например, в Германии. Поэтому, если их количество несколько уменьшилось в городах, это не критично, просто увеличится расстояние между аптечными заведениями, а вот если исчезают единичные аптеки в сельской местности, возникают серьезные проблемы с доступностью лекарств.

Изменилась ли цепочка поставок между производителями лекарств и аптеками?

– Сегодня работает классическая модель, как и во всем мире,- больше полагаемся на дистрибьюторов, которые «закрывают» почти весь рынок и по номенклатуре, и по объему. В отдельных случаях производители сотрудничают непосредственно с аптечными сетями, но это скорее исключение, чем правило.

Членство в ЕС – новые возможности или вызовы

Все ожидают членства Украины в ЕС. Каким видят свое место на мировом рынке отечественные производители?

– А они уже там и сегодня присутствуют! Некоторые представлены только одним препаратом, некоторые – несколькими, а некоторые и десятками. К примеру, в странах ЕС зарегистрировано 25 продуктов от «Фармака». Членство Украины в ЕС еще больше упростит процедуру выхода на международный рынок.

Я считаю, что этот процесс сдерживается не по вине производителей, а из-за несоответствия нашей регуляторной системы мировым образцам. Наши фармкомпании справятся со всеми вызовами, если увидят впереди новые возможности — наверстают, научатся, упорядочат свои досье, проведут необходимые исследования и т.д. Как пример: в советское время украинские лекарства присутствовали только на территории СССР и СЭВ, а сейчас они – в более чем 70 странах мира.

Экспорт в общей сложности составляет 20% от общего объема производства и его доля с каждым годом растет, как, кстати, и география поставок. Это свидетельство того, что украинские лекарства качественные. В противном случае возникали бы претензии со стороны других государств и, как следствие, уменьшились объемы экспорта.

Поэтому подписание соглашения о вступлении в ЕС должно подтолкнуть к активным действиям, прежде всего, регулятора. Украинская система оборота лекарств должна работать, как в Швейцарии, Германии, США, Японии, где она является гарантией того, что лекарства – лучшие, то есть их эффективность, качество, безопасность даже не вызывают никаких сомнений в мире. Деятельность нашего регулятора должна вызывать такое же доверие, он должен работать по тем же правилам и принципам.

К сожалению, сегодня его деятельность практически не финансируется, у наших инспекторов даже нет возможности учиться за границей, чтобы быть имплементированными в Международную систему сотрудничества фармацевтических инспекций. Государство не выделяет на это средства, а другим способом это профинансировать невозможно, потому что если за обучение инспектора заплатит фармпроизводитель, это будет расценено как коррупция, конфликт интересов. Поэтому государство должно повысить эффективность работы регуляторной службы, стать равноправным членом взаимодействия инспекций ЕС.

Для этого нужно привести в соответствие всю регуляторную базу, заняться профессиональной подготовкой наших инспекторов и внедрить такие же процедуры контроля, как в ЕС. Мы надеемся, что статус кандидата Украины в члены ЕС ускорит (в рамках уже подписанных Украиной Соглашения об ассоциации и Соглашения о свободной торговле с ЕС) подписание отдельного секторального Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции, так называемого «промышленного безвиза», которое будет распространяться на сектор промышленной фармацевтической продукции.

Это заставит наших чиновников привести фармацевтический сектор экономики сферы здравоохранения в соответствие с требованиями европейского законодательства.

Соревнования в разных весовых категориях?

Выдержат ли наши производители напор конкурентов?

– Для этого необходимо, чтобы все имели равные права. Сегодня, чтобы поставить лекарственное средство за границу, наши производители должны провести контроль его качества в Украине, а затем еще и в стране экспорта, то есть и заплатить дважды (нашему контролю качества страны ЕС не доверяют).

В то же время лекарства из стран ЕС к нам завозят без двойного контроля – мы всем доверяем, несмотря на то, что эти страны производят лекарства как для внутреннего рынка, так и отдельно на экспорт. Если речь идет о последних, возникает вопрос: можно ли их завозить бесконтрольно? Это с точки зрения качества, эффективности и безопасности. А с точки зрения цены на лекарства или перспектив выиграть тендер, отечественные производители – однозначно в проигрыше. Даже если они использовали те же технологии, сырье, оборудование, платили такие же налоги и т.д. Но дополнительная процедура контроля за границей повышает цену лекарства и существенно влияет на конкурентоспособность отечественного производителя.

Ведь производство лекарственных средств очень сложное – контролируется не только основное сырье, но и вспомогательные вещества, упаковочный материал, и все эти затраты закладываются в цену на лекарства. Поэтому так важно добиться внедрения международной процедуры взаимного признания результатов инспекций, чтобы наши производители чувствовали себя на рынках других стран, как иностранные компании чувствуют себя в Украине. Мы открыли для них дверь настежь.

Украинские производители поднимали этот вопрос?

– Мы говорим: если лекарство производится в Европе и продается в Европе, то оно не должно подлежать контролю в Украине.

Если же европейская компания имеет производственный участок, например, во Вьетнаме, Китае или Индии и продает эти препараты не на территории своего государства, а в странах третьего мира, тогда необходимо их проверить. Не хочу никого обидеть, но есть вопросы к качеству таких лекарств. Жизнь и здоровье наших граждан – главное.

Пока глаз государственного контроля дремлет

Может быть, стоит усилить «внутренний» контроль за оборотом лекарств на других этапах?

– Раньше государство выделяло средства на эти нужды, и в любой момент Гослекслужба могла прийти в аптеку, взять любые лекарственные средства на проверку. В случае выявления недостатков компания должна была возместить государству стоимость процедуры контроля, а «забракованные» лекарства запрещали к продаже.

Сейчас же такой контроль фактически отсутствует (разве что придирчивый пациент, которому стало плохо от приема лекарства, «поднимет на ноги» контролирующие органы). Поэтому существует клондайк для дельцов, работающих с фальсифицированной, некачественной продукцией. Конкурировать с ними отечественной фарме трудно, несмотря на то, что она вкладывает значительные средства в обеспечение системы качества и контроль качества, обучение персонала и т.д.

Украинские производители хотят выйти на европейский рынок, поэтому понимают, что одна ошибка может стоить очень дорого, и ответственно относятся к производству продукции. Тот же, кто зашел на украинский рынок с целью найти возможности для злоупотреблений, реализуют свои намерения, потому что государственный контроль качества лекарственных средств у нас практически отсутствует.

Ждут ли украинскую фарму на европейском рынке «с объятиями»?

– В условиях жесткой конкуренции об этом никто и не мечтает. Но утешает то, что в Европе нет субъективизма в принятии решений: это регистрируем, а это нет, кого-то контролируем, а кому-то потакаем. Работают четко установленные процедуры, стандарты.

Например, если производитель подал досье и отвечает всем требованиям, можно быть уверенным в прохождении процедуры регистрации. Поэтому наши фармлидеры успешно регистрируют препараты в Европе и выходят на эти рынки. Я уверен в том, что их деятельность будет еще более успешной, и они будут наращивать там свое присутствие.

Похожие материалы