От аппаратов — к препаратам: достижения энзимов в индустрии красоты

От аппаратов — к препаратам: достижения энзимов в индустрии красоты

Когда речь заходит о ферментах, первая наша ассоциация – хит всех времен и народов, невероятно популярный в праздники панкреатин. Реже – трипсин или бромейлайн. И уж совсем в единичных случаях – мощные энзимы, которые расщепляют тромбы.

И правда, нам чаще всего приходится сталкиваться с пищеварительными ферментами, такими как липаза, протеаза, амилаза, реже, при чистке ран, – с трипсином. Положа руку на сердце, эффекты таких препаратов с большой натяжкой можно назвать чудотворными. На самом деле, энзимы служат не только здоровью, но и красоте. Эти белки положили начало множеству новых эстетических методик, прежде всего «ферментотерапии» целлюлита, а также топическому и системному лечению угрей.

Действительно, эти неимоверно активные и юркие (универсальные свойства всех ферментов!) белки способны на большее, чем помочь справиться с перееданием. Например – избавить от чрезвычайно стойких, резистентных медицинско-эстетических проблем: «апельсиновой корки», акне и даже тяжелых расстройств пигментации. Главное – найти подходящий субстрат \ показание. Ну и сохранить свойства энзимов в процессе производства.

Ферменты против целлюлита: вся мощь клостридии

Несмотря на обширный «ассортимент» неинвазивных или минимально инвазивных методик лечения целлюлита, нельзя сказать, что потребители удовлетворены результатами их применения хотя бы минимально. Относительно недавно появилась альтернатива аппаратным методикам лечения «апельсиновой корки» – фермент, расщепляющий аномальные адипоциты, который вводится в виде инъекций: коллагеназа Clostridium histolyticum.

Два года назад на рынок вышли подкожные инъекции коллагеназы Clostridium histolyticum-aaes для лечения целлюлита ягодиц у женщин. Продукт, продаваемый под брендом QWO, был утвержден на основе данных рандомизированных исследований RELEASE-1 и RELEASE-2. В конце РКИ у 61,7% женщин наблюдалось улучшение как минимум на 1 уровень по Фотоцифровой шкале тяжести целлюлита, сообщаемой пациентами (PR-PCSS), по сравнению с 36,7% женщин из контрольной группы, получавшей плацебо.

Механизм действия: «клостридийный» энзим запускает процесс, называемый ферментативной субцизией, при котором коллагеназа Clostridium histolyticum разрушает зрелый коллаген и стимулирует образование нового, а также перераспределение жира, что в итоге позволяет добиться более гладкого контура кожи.

Следует отметить, что это новое показание для коллагеназы Clostridium histolyticum – но сам препарат не нов. Этот фермент уже использовали в течение многих лет для лечения контрактур с образованием фиброзных тяжей, а именно контрактуры Дюпюитрена и болезни Пейрони в качестве замены «маломощной» гиалуронидазе.

По новому показанию оценка антицеллюлитного энзима продолжается. В 5-летнем открытом расширенном исследовании фазы 3b ягодичные инъекции коллагеназы clostridium histolyticum-aaes (CCH) продемонстрировали «превосходную стойкость ответа через 6 месяцев наблюдения». В этом испытании бактериальный фермент проверяли в условиях лечения как умеренного, так и тяжелого целлюлита.

Тем не менее, есть важный нюанс: в этом исследовании, а также в более ранних опорных исследованиях результаты оценивались посредством субъективной оценки эстетического внешнего вида врачом и пациентом.

Только одно исследование оценивало объективный количественный эффект CCH на объем целлюлитных лунок на ягодицах с использованием метода трехмерной визуализации. Результаты указывали на то, что маленькие целлюлитные «ямочки» реагируют на инъекции энзима лучше, чем большие.

К сожалению, даже с появлением этих инноваций все еще сохраняется неудовлетворенная потребность в действительно эффективных антицеллюлитных средствах. А для того, чтобы их разработать, нужно все же окончательно прояснить все этапы и факторы механизма развития «апельсиновой корки».

Потенциал ферментов в лечении акне

Установлено, что от угревой сыпи способны помочь избавиться ферменты серратиопептидаза и наттокиназа – фибринолитики естественного происхождения. При этом первый из них считается «многопрофильным» потенциальным лекарством: во многих КИ было показано, что этот фермент срабатывает при различных аутоиммунных и воспалительных состояниях. По некоторым данным, в определенных условиях этот энзим проявляет более выраженное действие, чем кортикостероиды.

Определенные исследования также подтвердили, что серратиопептидаза способна «растворять» поврежденные и некротические ткани, которые являются побочными продуктами процессов заживления, не затрагивая при этом здоровые ткани. Серратиопептидаза также может усиливать действие некоторых антибиотиков, что также следует учитывать при назначении антибиотикотерапии в рамках лечения угревой болезни.

Сегодня в медицине используется рекомбинантная серратиопептидаза, продуцируемая штаммами Escherichia coli BL21 и Escherichia coli C43(DE3), а также Serratia marcescens ATCC 27117 и Serratia marcescens NRRL B 23112. Примечательно, что терапевтические свойства этого фермента варьируются в зависимости от микроорганизма-источника.

Совершенно новый механизм действия обойдет проблему антибиотикорезистентности

Сегодня разрабатываются и другие средства для лечения акне на основе бактериальных ферментов. Действие этих энзимных лекарств направлено на биопленку, защищающую патогенную бактерию Propionium acne, которая считается провокатором угревой болезни, от антибактериальных лекарств и естественных механизмов защиты. Попутно такие ферментные средства открывают закупоренные волосяные фолликулы и предотвращают образование новых прыщей. В комплексе этот подход помогает значительно сократить время лечения и провести терапию угревой болезни с минимумом системных и местных побочных эффектов.

Ферменты — спасение при тяжелом расстройстве пигментации

Эндонуклеазы — протеины из группы нуклеаз, гидролизирующих фосфодиэфирные связи в ДНК или РНК – способны помочь снизить проявления пигментной ксеродермы.

Пигментная ксеродерма – заболевание кожи, связанное с недостаточностью репаративных ферментов и проявляющееся повышенной чувствительностью к ультрафиолетовому облучению, которое постоянно прогрессирует. У людей с этой патологией отсутствуют или недостаточно активны энзимы, участвующие в устранении повреждений, возникающих в ДНК при облучении ультрафиолетом.

Эндонуклеаза (в данном случае фермент, который продуцирует Escherichia coli, зараженная бактериофагом Т4) восполняет дефицит репаративных ферментов и снизить такие проявления болезни, как гиперкератоз, меланоцитоз, отек и воспаление.

Похожие материалы