- Категория
- Новости
Европейский суд должен решить кризис прозрачности на очередном этапе Pfizergate
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
214
Дело также будет иметь далеко идущие последствия для того, как фон дер Ляен собирается руководить ЕС во время своего второго срока.
В последнюю пятницу Европейский суд начал слушание по делу, возбужденному газетой New York Times против Еврокомиссии: медиа возмутил отказ обнародовать смс-переписку между Урсулой фон дер Ляен и генеральным директором Pfizer Альбертом Бурлой, в котором речь шла о многомиллиардных контрактах на ковидную вакцину.
Как отмечает Euobserver, это дело выходит далеко за рамки закупки вакцин – речь идет о более широкой практике ЕК, скрывающей доступ к публичной информации.
Доступ к документам в ЕС регулируется Регламентом 1049/2001. Но этот краеугольный камень прозрачности ЕС сталкивается с постоянными преградами во внедрении, поскольку институтам ЕС очень легко пренебрегать своими обязанностями. В деле «Pfizergate» ЕК заняла удобную для себя позицию – мол, запрашиваемых [The New York Times] сообщений не существует, не предоставляя при этом никаких доказательств — и явно в нарушение своей обязанности указывать причины при отказе в запросе на доступ», – объясняет Euobserver.
Издание считает, что если бы суд – единственное в ЕС учреждение, имеющее полномочия привлекать Еврокомиссию к ответственности – принял сторону New York Times, это создало бы мощный прецедент, заставив ЕК обнародовать запрашиваемую информацию. Ну, а это, в свою очередь, может изменить весь ландшафт прозрачности в ЕС.
В настоящее время Европейский суд получил уникальную возможность установить новый принцип, согласно которому все формы общения, в т.ч. на частных каналах, таких как WhatsApp и Signal, признаются частью общедоступной информации и подлежат запросам на доступ.
Прецедент уже существует: в 2021 году британское Управление Уполномоченного по информации обновило указания, согласно которым все коммуникации в частных каналах подлежат запросам для публичного обнародования. В Великобритании удаление или сокрытие такой информации является уголовным преступлением для государственных служащих.
«В то время, когда доверие к институтам ЕС так хрупко, поддержание культуры секретности рискует разжечь общественный цинизм и антиевропейские настроения как в государствах-членах ЕС, так и в странах-кандидатах, не в последнюю очередь в Молдове и Грузии», — предупреждает Euobserver .