- Категория
- Бизнес
10 крупнейших слияний и поглощений в фармотрасли, запущенных в 2022 году
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
563
Совокупная стоимость десяти крупнейших M&A-сделок, заключенных в фармацевтической отрасли за период 2022 года, составила около $65 миллиардов.
Это расчеты Fierce Pharma, чьи специалисты оценивали сделки по слиянию и поглощению, заключенные в прошлом году, на основе стоимости в долларах.
Впрочем, не так интересна сумма, как мотивы покупателей, решившихся не только потратить деньги, но и пройти трудоемкие процессы, сопряженные со слияниями и поглощениями.
1. Amgen + Horizon Therapeutics
Стоимость сделки: $27,8 миллиарда. Дата объявлена: 12 декабря
Для Amgen эта сделка стала крупнейшей в истории ее существования, ее сравнивают с поглощением Astrazeneca Alexion за $ 39 миллиардов: обе стоили немалых денег и фокусировались на продуктах, применяемых при орфанных и аутоиммунных заболеваниях. Поглощение Horizon Therapeutics даст Amgen три таких бестселлера: Tepezza, Krystexxa и Uplizna. Все три препарата, по словам аналитиков, имеют «многообещающий потенциал роста».
В течение первых девяти месяцев 2022 года Horizon зафиксировал чистые продажи в размере $2,69 миллиардов и отметила годовую цель продаж в размере $10 миллиардов – теперь они будут одной из статей доходов Amgen.
2. Pfizer и часть Biohaven
Стоимость сделки: $11,6 миллиардов. Дата объявлена: 10 мая
Американский фармгигант признает, что продажи его ковидных продуктов со временем будут падать, но он все равно ожидает значительного увеличения доходов в течение десятилетия. Рост частично обеспечат удачные покупки – такие, как Biohaven, владеющая перспективным препаратом от мигрени Nurtec. Nurtec является единственным пероральным антагонистом CGRP, одобренным как для предотвращения, так и для лечения приступов мигрени, и Pfizer считает, что это сделает его хитом.
Следует отметить, что Pfizer купила не всю компанию – часть Biohaven по-прежнему независима и работает над продвижением орфанных препаратов для лечения редких неврологических заболеваний. В соответствии с уникальной структурой соглашения Biohaven развернула свои операции в отдельный бизнес непосредственно перед закрытием сделки с Pfizer. Pfizer также владеет долей акций в «новой» Biohaven.
3. Pfizer + Global Blood Therapeutics
Стоимость сделки: $5,4 миллиарда. Дата объявлена: 8 августа
Поглощение Global Blood Therapeutics проходило совсем небыстро и легко – Pfizer пришлось побороться за эту цель с другим фармгигантом, Johnson & Johnson. (Global Blood Therapeutics привлекала соперников своими разработками в области серповидноклеточной анемии.)
Oxbryta( вокселотор) – ведущий препарат Global Blood Therapeutics, предназначенный для патогенетического лечения серповидноклеточной анемии. Oxbryta также одобрен в ЕС, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане и Великобритании.
Кроме Oxbryta Pfizer получила позднестадийных кандидатов GBT601 и инклакумаб. Оба препарата уже имеют орфанный статус и вместе смогут генерировать более $3 миллиардов годовых продаж.
Pfizer планирует ускорить распределение продуктов поглощенной компании в эндемичных по серповидноклеточной анемии регионах.
4. Bristol Myers Squibb + Turning Point Therapeutics
Стоимость сделки: $4,1 миллиарда. Дата объявлена: 3 июня.
Эта сделка поддерживает стратегию среднего и долгосрочного роста Bristol Myers Squibb за счет расширения линейки прецизионных онкопрепаратов. Целью поглощения был главный актив Turning Point, ингибитор тирозинкиназы следующего поколения репотректиниб, который уже утвержден по ускоренной процедуре в трех показаниях и ждет к концу года четвертого, НМРЛ.
Кроме репотректиниба Bristol Myers Squibb заполучила четыре перспективных экспериментальных препарата. Три из этих активов – таргетные онкопрепараты, которым придется конкурировать с продуктами, уже находящимися на рынке.
5. Amgen + Chemocentryx
Стоимость сделки: $3,7 миллиарда. Дата объявлена: 4 августа.
Производитель лекарств от редких заболеваний начал искать подходящих покупателей еще в 2020 году — тогда он обратился аж к 13 компаниям, чтобы взвесить их интерес и оценить собственную стоимость. Наиболее заинтересованной в портфеле Chemocentryx оказалась Amgen.
С этой сделкой Amgen получила препарат от васкулитов Tavenos (авакопан) — первый коммерческий продукт Chemocentryx, который та смогла вывести за всю свою 25-летнюю историю. Tavenos заработал в первом квартале 2022 года $5,4 млн. И с этим продуктом можно еще поработать: авакопан проверяется также при гнойном гидрадените и волчаночном нефрите.
Кроме того, Chemocentryx передаст Amgen трех кандидатов на ранней стадии, комплиментарных портфелю Amgen – все они связаны с лечением иммунно-воспалительных заболеваний.
6. «Дочка» BioCon и биоаналоговый бизнес Viatris
Стоимость сделки: $3 миллиарда. Дата объявлена: 28 февраля.
BioCon сотрудничала с Viatris и ее предшественником Mylan более десяти лет, так та что являлась логичной целью для поглощения. Теперь Biocon Biologics получила контроль над всем портфелем биосимиляров Viatris, включающих как инсулины, так и средства против рака и аутоиммунных состояний.
Как отметил управляющий директор Biocon Biologics Арун Чандаваркар, сделка обеспечивает «стратегическую гибкость и оперативную эффективность, которая поможет нам снизить цены на в конкурентном глобальном ландшафте биоподобных препаратов».
7. GSK + Affinivax
Стоимость сделки: $2,1 миллиарда. Дата объявлена: 31 мая.
Поглощение Affinivax – часть плана GSK, позиционирующую себя как ведущего производителя вакцин. Среди прочего в Affinivax GSK привлекли экспериментальная вакцина AFX3772 и доступ к платформе, предназначенная для индукции B- и Т-клеточного ответа.
Что касается AFX3772, то британской компании придется соперничать с Pfizer и Merck: у обеих есть утвержденные вакцины следующего поколения. Но GSK надеется на то, что запаздывающая с выходом на рынок AFX3772 превзойдет конкурентов и обеспечит более широкую защиту от РСВ, чем Vaxnevance или даже Prevnar – Affinivax утверждает, что потенциальные преимущества ее вакцины выходят за рамки количества охваченных серотипов.
8. UCB + Zogenix
Стоимость сделки: $1,76 миллиарда. Дата объявлена: 19 января.
UCB начал испытывать давление из-за появления дженериков своего блокбастера Vimpat и долго присматривалась в вариантам его замены. Преемником Vimpat в итоге стал Fintepla (фенилфурамин) – ведущий препарат калифорнийской биотехнологической компании Zogenix, который изначально разрабатывался для лечения редкой формы эпилепсии, синдрома Драве.
Бельгийская компания продает четыре разных препарата для лечения различных типов эпилепсии. Добавив к ним фенилфурамин, она сможет расширить аудиторию пациентов, живущих со специфическими или редкими формами этого неврологического заболевания.
9. GSK + Sierra Oncology
Стоимость сделки: $1,9 миллиарда. Дата объявлена: 13 апреля.
С этим выкупом GSK сделала ставку на один-единственный продукт: ингибитор JAK момелотиниб, который может занять место не самого удачного продукта компании Blenrep. В целом, онкопрепарат Sierra Oncology отличается от всех конкурирующих продуктов в этом классе более высоким профилем безопасности и – как продолжают подтверждать КИ – более стабильной эффективностью.
10. Sumitomo и Myovant Sciences
Стоимость сделки: $1,7 миллиарда. Дата объявлена: 23 октября.
Sumitomo заинтересовали два продукта Myovant Sciences, уже утвержденных на момент подписания соглашения: потенциальный блокбастер Myfembree и Orgovyx. Оба препарата содержат релюголикс, однако в случае Orgovyx, предназначенного для лечения распространенного \ прогрессирующего рака предстательной железы, это единственный компонент. Myfembree же включает еще два гормона помимо релюголикса и применяется для купирования боли, связанной с эндометриозом и кровотечениях при миоме матки.