Олег Климов: «Социально направленные, сельские и малые аптеки обречены на банкротство»

Олег Климов /Фото из личного архива
Олег Климов Фото из личного архива

Сегодня украинцев больше всего интересует вопрос цены и качества лекарств. Однако нынешняя политика по решению этих вопросов или ее отсутствие пока не внушает оптимизма. Прихоти одних диктуют условия, другие загнаны в тупик. А в случае чрезвычайных ситуаций население вообще может остаться без лекарств. Почему?

Об этом – наш разговор с председателем правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата», членом Совета Международной Фармацевтической Федерации (FIP) Олегом КЛИМОВЫМ.

Контроль качества лекарств мизерный

Итак, можно ли считать достаточным контроль качества лекарств в Украине, если подделку уже можно купить даже в аптеках?

– Хотя реализация лекарств, не прошедших государственного контроля качества, запрещена отечественным законодательством и каждый препарат, поступающий на полки аптек, обязательно должен проходить такой контроль, отечественные реалии печальны. Сегодня и полномочия, и финансирование Гослекслужбы настолько ограничены, что она способна сделать полный количественный и качественный анализ только 1,4% поступающих в Украину лекарств, а в остальных случаях проверяется исключительно наличие сопровождающей документации. Таким образом, государство перекладывает свое бездействие в этой области на плечи фармацевтических работников.

Чтобы достичь положительных сдвигов в этом вопросе, нам нужна такая же действенная служба как FDI в США, допускающая на рынок только те лекарства, которые отвечают самым высоким мировым стандартам. Другие страны также заботятся о здоровье и безопасности своего населения. Во время визита в Южную Корею я был впечатлен их подходом в этом вопросе: чтобы лекарство попало на рынок этой страны, оно должно соответствовать почти 100 критериям! И, кстати, его цена – один из последних критериев. Поэтому Гослекслужбу нужно обеспечить достаточным финансированием и наделить правом строгого контроля, а также дать возможность осуществлять внеплановые проверки и контрольные закупки без предупреждений, накладывая значительные штрафы за нарушения. Тогда можно будет ждать результата. Иначе это все – болтовня. На данный момент в нашем государстве не работает система контроля качества и эффективности лечения, а соответственно и лекарств.

Стоимость лекарств завышена в разы

О балансе «цена – качество» тоже не приходится говорить?

– Какой баланс! Если, например, один из онкопрепаратов, стоимость 1 флакона которого у производителя 7 долларов, в украинских аптеках продается за 64 доллара. В целом мы отследили, что стоимость лекарств, которую предлагают производители, и их цена в аптеке отличаются в среднем в 2,5 раза. И этого никто «не видит», украинцам либо не объясняют, почему лекарства дорогие и становятся еще дороже, либо приводят «аргументы», которые те проверить не могут. Только когда едут в Европу, то своими глазами убеждаются, что много лекарств там дешевле, чем у них дома.

ОО «ВФП» неоднократно вносила предложение правительству о необходимости обязательного декларирования производителями (как резидентами, так и не резидентами Украины) заводских цен на их препараты.

Олег Климов Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата»

Тогда не будет накруток на ввозных (таможенных) ценах, а дистрибьюторы должны получать только средства за логистические услуги. Так происходит в Польше, Германии и других странах, где производители декларируют свои цены на лекарства дважды в год, а в случае отсутствия информации об индикативных ценах, их никто не растаможит. У нас тоже можно навести в этом порядок, достаточно издать несколько соответствующих постановлений Кабмина.

Маркетинговые сделки – кому выгодно

Можно ли росчерком пера заставить бизнес уступить свои интересы?

– Во всем мире фармрынок является одним из наиболее регулируемых и государство выстраивает четкие правила, которым должен следовать бизнес, чтобы не пострадало население. К примеру, в странах Запада запрещены маркетинговые соглашения на продвижение лекарств. В частности, в Польше, Германии, если доказано, что врач назначает, а фармацевт продает маркетингово мотивированный лекарственный препарат – предусмотрена уголовная ответственность в виде 7 лет заключения. У нас же маркетинговые сделки преуспевают и отражаются на ценах на лекарства, повышая их на 60%. На наше письмо Антимонопольному комитету Украины мы получили ответ, не требующий комментариев: реализация лекарственных средств с применением маркетинговых соглашений является постоянной распространенной практикой и по своей сути является финансовым стимулированием продаж аптек с целью оживления товарооборота, где конечной целью является получение экономического эффекта, что есть разумной экономической целью.

Монополии – это крах экономики

Но ведь рыночная конкуренция должна положительно влиять на цены.

– Дело в том, что в Украине сформировалась монополия на рынке розничной реализации лекарственных средств. В Европе владельцем аптеки может быть только фармацевт. Это во-первых. Во-вторых, он не может содержать сеть аптек, например, во Франции их может быть только две, в Венгрии – одна. Сами понимаете, в таких условиях монополия невозможна. А у нас она укоренилась, диктует цены на лекарственные средства, уродует статус аптек как учреждений здравоохранения и навязывает свою политику.

Государству или обществу?

– Всем. Ценовые условия монополисты диктуют даже производителям и поставщикам лекарств. И те терпят, платят, ведь это единственный шанс попасть на полки аптек со своей продукцией. Сейчас даже наши отечественные производители открывают свои производства в Словении, Польше, Узбекистане, Таджикистане, то есть переходят на другие рынки. Думаете, от хорошей жизни в собственном государстве? Нет. А кто-то подумал о том, что будет через 3-4 года, когда эти производители укрепятся на тех рынках? Будут ли они работать в Украине, непригодной для прозрачного бизнеса?

Ведь у производителей нет коррупции, они вкладывают средства в производство, сами их зарабатывают. Почему они должны терпеть коррупцию по отношению к себе?

Олег Климов Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата»

Во всем мире знают, что монополии – это крах экономики. И только в Украине этого не желают признавать.

Коммунальные аптеки – уже раритет?

Может ли государство проводить свою лекарственную политику хотя бы через коммунальные аптеки?

– К сожалению, государство позволяет открытие аптек «дверь в дверь», чем практически уничтожает коммунальный сектор аптечных заведений, которые социально направлены, охватывают своими услугами сельское население и т.д. Точнее будет сказать охватывали, потому что таких аптек уже совсем мало.

По состоянию на 01.01.2022 года количество аптечных учреждений коммунальной формы собственности составляет около 9% от общего количества, а в некоторых регионах этот показатель не превышает и 3%.

Олег Климов Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата»

Одно потеряли, другое не получили?

Похоже, речь не только о количестве, но и о сути их деятельности?

– Безусловно, с уничтожением этих аптек мы потеряли очень много. С обретением независимости Украина получила в наследство мощную систему медикаментозного обеспечения населения. В начале 90-х годов прошлого века все аптечные учреждения были государственной формы собственности, в каждом районе было не менее 5-6 аптек по изготовлению лекарственных средств, в том числе и препаратов с наркотическими действующими веществами. Все аптеки обязаны были отпускать, а не продавать лекарства по льготным рецептам более чем по 80 нозологиям. Структура товарооборота того времени выглядела следующим образом: 80% — лекарственные средства рецептурной формы отпуска (60% — льготный отпуск, 40% — за наличные деньги), 15% — безрецептурный отпуск за наличные деньги, 5% — изделия медицинского назначения (за наличные деньги). Во всех аптеках 1-4 категорий существовало два отдела: рецептурный, где работали исключительно провизоры, и безрецептурный, где работали фармацевты. Получить рецептурное лекарство без рецепта было невозможно. Ответственными за изготовление внутриаптечных заготовок были дефектары-провизоры. Контроль качества лекарств осуществляли провизоры-аналитики. Один раз в пять лет аптека должна была подтвердить категорию, а при необходимости изменить ее. Государственные контролирующие органы проводили как плановые, так и внеплановые проверки аптек, контрольные закупки и т.д.

Что из этого сохранилось или наоборот исчезло?

– Ликвидирована категорийность аптек по видам деятельности, рецептурные и безрецептурные отделы в них, процедура аккредитации аптеки уже не является обязательной, отменены профессиональные требования к персоналу (за исключением Уполномоченного лица), лицензия аптекам выдается пожизненно по заявительному принципу (одна лицензия на все места осуществления деятельности), ликвидирована процедура подтверждения лицензии. Запрещены внеочередные проверки аптек и контрольные закупки.

Практически все лекарственные средства, за исключением программы «Доступные лекарства» и небольшого количества лекарственных средств, которые назначаются льготным категориям, оплачиваются из кармана пациента.

Олег Климов Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата»

Ни доплат, ни внимания

 Фармработники тоже потеряли социальные гарантии?

– Безусловно. Раньше к основному должностному окладу они получали доплаты за наличие квалификационной категории и за работу с фармацевтами-практикантами, а также двойной тариф за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а некоторые – диетическое питание за работу с опасными лекарственными средствами. В настоящее время владельцы аптек не берут на себя такие обязательства.

Одним – обязанность, другим – право?

И все же часть коммунальных заведений уцелела. Если нет надежды на возрождение мощной сети, смогут ли они удержать свой статус социальных аптек?

– Сегодня на аптечные учреждения коммунальной формы собственности возложена обязанность участвовать в государственных и региональных социальных программах по обеспечению лекарствами льготных категорий населения (лиц с инвалидностью, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, инсулинозависимых пациентов, нуждающихся в метадоновой терапии). Но они вынуждены участвовать в социальных программах (в отличие от частных аптек, для которых это не обязанность, а акт добровольный), поскольку этого требует их владелец – местная власть.

Аптеки и руководители – зависимы

Но ведь владелец должен не только требовать, но и поддерживать.

– Если бы! Сегодня основной проблемой аптек коммунальной формы собственности является то, что они находятся в административном подчинении территориальных общин, использующих эти учреждения исключительно для реализации своих политических амбиций и меркантильных интересов. При этом они не инвестируют в развитие аптек. Еще одна проблема таких учреждений – отсутствие экономической и политической свободы их непосредственных руководителей, поскольку они вынуждены выполнять прихоти собственника.

Куда не ступает нога аптекаря?

И куда же мы движемся в такой ситуации?

– Я считаю, что перспектив эволюционного развития аптечных учреждений коммунальной формы собственности в Украине нет – из-за наличия коррупции в государственных органах власти всех уровней, которая работает в угоду бизнесу. Поэтому созданы неравные условия для деятельности коммерческого и коммунального секторов.

Коммунальные аптечные учреждения обязывают вести все убыточные виды деятельности, а частным это разрешено делать только по желанию. Таким образом социально направленные, сельские и малые аптеки обречены на банкротство.

Олег Климов Председатель правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата»

Соотношение аптек по месту ведения деятельности тоже не внушает оптимизма. Ведь в среднем по стране только 8 из 100 аптек расположены в сельской местности, остальные – в городах, поэтому значительное количество сельского населения не имеет доступа к медикаментозной терапии. В селах отсутствуют сетевые аптеки, там нет аптек , осуществляющих льготный отпуск лекарств, обеспечивающих инсулинами и наркосодержащими препаратами.

В чрезвычайной ситуации не исключена катастрофа с лекарствами

Кое-кто утверждает, что отсутствие доступа к безопасным, эффективным, качественным лекарственным средствам представляет угрозу национальной безопасности.

– Да у нас даже не замечают очевидной угрозы для медикаментозного обеспечения населения в нынешних условиях! Имею в виду растущую угрозу военных действий со стороны РФ. Ранее в каждом регионе обязательно был областной аптечный склад, где хранилась вся номенклатура товаров аптечного ассортимента (за исключением косметических средств), так называемый НЗ для нужд области на случай чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в государстве отсутствуют какие-либо меры, региональные, территориальные программы по обеспечению НЗ согласно перечню лекарственных средств на случай чрезвычайного периода, не определен даже источник финансирования для создания такого запаса. Также нет понимания того, какие субъекты хозяйственной деятельности должны обустроить НЗ, кто конкретно и на каком уровне должен за это отвечать персонально.

Что предлагаете?

– Прежде всего, Постановлением Кабмина следует обновить перечень лекарственных средств для создания НЗ. Срочно на всех уровнях, в том числе и на уровне ОТГ создать запасы медикаментов для оказания первичной медицинской помощи при массовых поражениях населения (за счет бюджетов общин). Также необходимо разработать и довести всем лицензированным субъектам предпринимательской деятельности Положение об их действиях в чрезвычайный период, чтобы предотвратить закрытие аптек их владельцами, а также квалифицировать такие действия как саботаж в случае введения чрезвычайного положения. Соответствующее постановление должно быть разработано КМУ.

Как моратории поменять местами

Готовность к чрезвычайным ситуациям не должна вытеснять решение текущих проблем. Какие меры, по-вашему, помогут с ними справиться?

– Если говорить о решении озвученных вопросов, то ОО «ВФП» предлагает ввести мораторий на открытие новых мест хозяйственной деятельности в сфере розничной реализации ЛС, за исключением аптек в сельской местности, по изготовлению лекарств в аптечных условиях и розничной реализации препаратов, в состав которых входят наркотические и психотропные вещества и прекурсоры.

Также предлагаем с целью уменьшения стоимости лекарства запретить заключение маркетинговых соглашений на продвижение лекарственных средств рецептурной формы отпуска и соглашений о допуске лекарств на полки аптечных заведений. И, безусловно, без должного контроля не стоит ожидать того, что все примут цивилизованные правила игры. Поэтому наше предложение – отменить мораторий на осуществление надзора за соблюдением лицензионных условий и контроля качества лекарственных средств в аптечной сети, а также обеспечить надлежащее финансирование Гослекслужбы для осуществления указанных мер. Эти вопросы мы также будем поднимать на первом социально-фармацевтическом форуме «Аптека – учреждение здравоохранения, а не место по продаже лекарств», организованном ОО «ВФП», ​​который состоится 24 февраля на базе Тернопольского НМУ имени И. Я. Горбачевского, и в котором примут участие представители Минздрава Украины и НСЗУ. Среди прочих в повестке дня форума – вопросы создания государством равных условий ведения фармацевтического бизнеса, стимуляции ведения фармацевтического дела, предотвращения дальнейшего уничтожения социально направленных, малых и сельских аптечных учреждений, а также предотвращения монополизации аптек. Речь пойдет и о роли ОТГ в улучшении доступности населения к эффективной, безопасной и качественной медикаментозной помощи. Надеемся на совместное принятие конструктивных решений, к выполнению которых присоединится власть.

Похожие материалы