5 клинических исследований, за которыми следит весь мир

5 клинических исследований, за которыми следит весь мир /pexels

Модернизированная вакцина, лекарство от тяжелого неврологического расстройства, препараты от рака, ну и конечно, новые варианты терапии COVID-19… Эксперты отрасли выбрали пять ключевых испытаний, заканчивающихся до конца 2021 года, на которые стоит обратить внимание. 

Первая половина 2021 года считается исторической для отрасли и вот почему: американский регулятор одобрил новый препарат от болезни Альцгеймера – первый почти за два десятилетия. Но, хотя в самом препарате ничего революционного, спорное решение регулятора будет иметь далеко идущие последствия. И не только для фармотрасли, а и для систем здравоохранения в целом. С другой стороны, в ближайшие месяцы нас ждет еще много чего интересного. Например, нам предстоит узнать результаты ряда испытаний лекарств, преобразующих лечение серьезных заболеваний, не имеющих идеальных вариантов терапии. Вот пять важнейших клинических исследований, результатов которых, затаив дыхание, ждет весь мир.

1.    Merck \ Ridgeback Biotherapeutics: противовирусный препарат от COVID-19

Merck, один из ведущих разработчиков средств от инфекционных заболеваний, увы, не показала лучшие результаты во время пандемии коронавируса. Еще в начале года разочаровали научную общественность две из ее экспериментальных вакцин, а в апреле компания отказалась от лекарства для госпитализированных пациентов с COVID-19 после того, как регулятор потребовал провести дополнительные испытания.

Но противовирусное средство под названием молнупиравир может в корне изменить позиции компании – как и лечение коронавирусной инфекции.

Merck участвует в разработке многообещающей «противоковидной» таблетки совместно с Ridgeback Biotherapeutics, которая прикупила новую молекулу в Университете Эмори в прошлом году. После того, как ранних этапах клинической проверки молнупиравир продемонстрировал впечатляющие результаты в снижении симптомов COVID-19, американское правительство сделало предзаказ на его поставки, и Merck \ Ridgeback Biotherapeutics получили за это 1,2 миллиарда долларов США. С почином, так сказать.

И если финальная стадия клинической проверки покажет, что молнупиравир способен предотвращать худшие исходы COVID-19, он станет первым противовирусным средством в своем классе, а также более удобной альтернативой внутривенно вводимым коктейлям из антител от Regeneron, Eli Lilly и Vir Biotechnology.

Пероральные противовирусные препараты от COVID-19 также разрабатывают Pfizer, Atea Pharmaceuticals \ Roche, и Novartis \ Molecular Partners, однако все они здорово отстают от Merck, которая ждет результатов финального испытания к сентябрю 2021-го.

2.    Sanofi\ GlaxoSmithKline: вакцина от COVID-19

В первые дни пандемии коронавируса компании Sanofi и GlaxoSmithKline, два извечных соперника в нише вакцин, образовали необычный альянс – подписали соглашение о совместной разработке вакцины для профилактики COVID-19. (С другой стороны, ничего странного, ведь обе компании имеют многолетний опыт в создания вакцин.)

В разработке ковидной прививки партнеры полагались на хорошо зарекомендовавший себя метод создания вакцин и получили от американского правительства на это дело ни много ни мало, а целых два 2 миллиарда долларов США: это стало одной из крупнейших инвестиций Соединенных Штатов в разработчиков вакцин.

Но усилия Sanofi и GlaxoSmithKline пока не увенчались успехом: компании отказались от своей первой вакцины-кандидата, когда в декабре прошлого года выяснилось, что она слишком слаба для перевода на позднюю стадию разработки. Неудача тандема особенно удручает, поскольку резко контрастирует с успехами компаний Pfizer, Moderna, Johnson&Johnson и AstraZeneca.

Тем не менее, Sanofi и GlaxoSmithKline все еще имеют шансы вырваться в лидеры в вакцинной гонке. Новая модернизированная вакцина оказалась достаточно мощной в исследовании второй фазы, и ее перевели на финальную стадию развития – соответствующее КИ с участием 35 000 человек запустили в конце мая. В случае успеха вакцина от Sanofi и GlaxoSmithKline будет использоваться как для первичной профилактики, так в качестве бустера.

3.    Arcus Biosciences \ Gilead: инновационное моноклональное антитело

Поиски идеального сочетания дали неоднозначные результаты, при этом наиболее эффективным партнером ингибиторов контрольных точек оставалась химиотерапия. Но продолжают появляться новые подходы, и один из них, получивший значительную популярность, — это класс антител, блокирующих рецепторный белок TIGIT. Успех нацеливания на эту мишень уже ранее подтвердили Roche и Merck показали, и похожие препараты также разрабатывают Bristol Myers Squibb, BeiGene, GlaxoSmithKline и другие, но домваналимаб, кандидат Arcus Biosciences, считается особенным.

Хотя домваналимаб сейчас проверяется только во 2 фазе КИ, причем в комбинированных режимах, его результаты ждут с особенным нетерпением: даже в своем инновационном классе кандидат отличается уникальным и многообещающим механизмом действия, и поэтому его успех (или провал) станут решающими для многих разработчиков, которые собираются нацелиться на TIGIT тем же образом. Осталось только дождаться данных по проекту Arcus Biosciences \ Gilead!

4.    UniQure: лекарство от болезни Хантингтона

В 2021 году с треском провалилось несколько экспериментальных средств, разрабатываемых для лечения этой тяжелой неврологической патологии. Особенно бросилась в глаза недавняя неудача Roche: ее экспериментальный препарат томинерсен, считался первым и ведущим кандидатом, модифицирующим течение болезни Хантингтона. Шутка ли – антисмысловой олигонуклеотид, первоначально разработанный Ionis и в 2017 году лицензированный Roche, достиг последней фазы развития! Все исследования вплоть до 3 фазы подтверждали, что он снижает уровень таргетного мутантного белка. Тем не менее, в испытании 3 фазы препарат подействовал хуже, чем плацебо, и до сих пор неизвестно, почему и что вообще это было.

Неудача швейцарского фармгиганта повысила ставки препарата генной терапии UniQure AMT-130. Как и томинерсен, кандидат UniQure снижает уровень того самого токсичного белка, но на другой манер – «глушит» экспрессию мутантных генов, не позволяя им таким образом производить белки.

В конце года году UniQure должна опубликовать предварительной результаты программы клинического развития AMT-130, которые должны подтверждаться данным томограмм головного мозга и других диагностических тестов. Они должны показать, работает ли лекарство так, как было задумано разработчиком.

5.    Mirati Therapeutics: ингибитор KRAS от рака легких

Низкомолекулярное соединение от малоизвестной компании из Сан-Диего относится к новейшему классу препаратов, являющих собой малые интерферирующие РНК, которые подавляют экспрессию одного из известнейших онкогенных протеинов. Оно не одно на рынке: в конце прошлого месяца Amgen получила одобрение FDA на первый препарат, ингибирующий экспрессию гена KRAS, наиболее часто мутирующего при канцерогенезе.

На протяжении десятилетий исследователи пытались разработать лекарства, которые могут блокировать белки, кодируемые этим геном, а теперь есть шанс, что онкологи получат сразу два таких препарата!

Считается, что кандидат Mirati Therapeutics успешно дойдет до финиша, ведь прошлой осенью компания обнародовала потрясающие результаты исследования этого препарата при запущенном немелкоклеточном раке легкого. Осталось только дождаться результатов КИ 3 фазы, которые станут основой для регистрационной заявки в FDA.

Кроме того, ожидается, что Mirati Therapeutics представит данные из отдельной группы пациентов, собранные в рамках этого же исследования, где ее препарат используют в комбинации с блокбастером Merck Keytruda. Успех такой комбинации считается критически важными для долгосрочного успеха ингибиторов KRAS первого поколения.