- Категория
- Бизнес
Эффективная вакцина от COVID-19: что почем?
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
947
Новости о разработке и испытании вакцин от коронавируса напоминают новости с фронта: когда же наконец победа будет за нами? Такой ажиотаж часто подталкивает производителей делиться не всегда проверенной информацией.
Разработка вакцины от COVID-19 стала чем-то вроде соревнований сверхдержава в космосе – и эту идею подчеркивает даже название одной из вакцин! Предсказуемо первыми к финишу пришли кандидаты от «имперских» стран: их производители синхронно заявляют о поразительных защитных свойствах своих препаратов – почти каждая вакцина «эффективна более чем на 90%». Но… этого недостаточно. Да и само понятие «эффективная вакцина» не так однозначно: определение эффективности вакцины – это уравнение со множеством переменных, причем многое тут зависит от контекста.
Четыре первые вакцины от COVID-19: кто лучше? (Спойлер: пока неясно)
Производитель | Тип вакцины | Дозировка | Условия хранения |
AstraZeneca | На аденовирусном векторе | 2 дозы | Стандартная температура холодильника (от +2 до +8 С) |
Moderna Therapeutics | Содержащая РНК | 2 дозы | До 6 месяцев при температуре -20 С; до месяца – в обычном холодильнике |
Pfizer\ BioNTech | Содержащая РНК | 2 дозы | - 70 С |
Российский национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи | На двух аденовирусных векторах | 2 дозы | Стандартная температура холодильника |
Препараты от Moderna и Pfizer\ BioNTech (об инновации Moderna мы в свое время написали первыми, как только было запущено ее первое КИ) – представители принципиально нового поколения вакцин. В них внедрен РНК-код, который после попадания в организм человека вызывает синтез клетками хозяина копий белка SARS-CoV-2 (сам по себе он безвреден) с последующей стимуляцией иммунного ответа.
Обе вакцины практически одинаково эффективны: 94,5% у Moderna и 95% у Pfizer\ BioNTech. Вот только последняя требует самых строгих требований к хранению среди всех вакцин против Covid-19, что усложняет ее распространение в регионах, где трудно поддерживать температурную цепочку. У прививки Moderna в этом плане есть преимущество – более приемлемые условия хранения. После извлечения из холодильника препарат может храниться при комнатной температуре в течение 12-24 часов.
Вакцина, созданная AstraZeneca, на основе аденовирусного вектора – результат сотрудничества со специалистами из Оксфорда. Выяснилось, что при одном режиме применения препарат эффективен на 62%, при другом – уже на 90%. Комбинированный анализ результатов клинического исследования 3 фазы показал эффективность вакцины в 70%. Правда, возникли вопросы к профилю безопасности препарата, но производитель пообещал собирать эти данные в разных странах.
По всей видимости, более низкая (по сравнению с конкурентами) эффективность вакцины AstraZeneca разочаровала, поэтому ее создатели стали быстро искать преимущества. Им это удалось: обнаружилось, что вакцина стимулирует мощный иммунный ответ у людей пожилого возраста, который не отличается от такового у лиц в возрасте 18-55 лет. Другими преимуществами являются удобное хранение (при обычной температуре холодильника в диапазоне + 2-8 С) и низкая стоимость. Для нас такие моменты важны, особенно если представить реальность обеспечения непрерывной температурной цепочки.
«Спутник V» – тоже векторная вакцина, но уже содержит аж два аденовирусных вектора. Российский производитель даже предложил поделиться одним из двух своих аденовирусных векторов человека с AstraZeneca, мол, чтобы повысить эффективность британской вакцины. В первой половине ноября исследовательский центр заявил, что эффективность «Спутник V» после введения второй дозы составила 92%, а 24 ноября, на основании новых данных, – уже заговорили о 95% эффективности. Правда, единственной страной Европейского Союза, проявившей на сегодняшний день интерес к российской вакцине, стала Венгрия.
Эффективная вакцина от COVID-19: вопрос не только в препарате
На самом деле, это очень и очень предварительные результаты, поскольку критериев, определяющих эффективность вакцин, очень много. Это, прежде всего:
- способность препарата предупреждать заражение;
- способность предупреждать тяжелое течение инфекции \ смерть в результате инфекции;
- способность предупреждать передачу инфекции другим людям.
В исследованиях первых четырех вакцин, которые мы рассмотрели выше, речь идет лишь об уменьшении риска развития симптоматического заболевания, подтвержденного результатами ПЦР-диагностики. (Одна из неприятных особенностей SARS-CoV-2 заключается в том, что он может передаваться, вызывая недостаточно выраженные симптомы или вообще бессимптомно.)
Пока неизвестно, как долго длится защитный эффект, поэтому трудно получить ответ на вопрос, который волнует, наверное, каждого: смогут ли те, кто привился, больше не беспокоиться о заражении COVID-19?
Также, поскольку массовая вакцинация обеспечивает защиту от инфекции двумя путями, то понятие «эффективная вакцина» должно обязательно рассматриваться и в этом аспекте:
- прямая защита, которую получают те, кто вакцинировался;
- косвенная защита, которая достигается для тех, кто не привит, через коллективный иммунитет – через формирование достаточной прослойки вакцинированных людей, которые своей резистентностью к инфекции противодействуют распространению коронавируса.
Можно лишь приблизительно подсчитать, сколько именно людей должно вакцинироваться, чтобы сформировать коллективный иммунитет. С учетом факта, что нам мало известно об устойчивости приобретенного иммунитета к SARS-CoV-2, для достижения коллективного иммунитета доля вакцинировавшихся людей в популяции зависит в основном от двух факторов: базового репродукционного числа SARS-CoV-2 \ индекса репродукции инфекции (то есть, среднего количества людей, которых заражает один инфицированный человек), и эффективности вакцины.
Итак, если один человек инфицирует двух, что примерно соответствует самой оптимистичной модели SARS-CoV-2, а эффективность гипотетической вакцины составит 100%, для формирования коллективного иммунитета будет достаточно 50% вакцинированных в популяции. Вряд ли эти цифры – 100 и 50 – реалистичны. Но вывод все тот же, что и при других инфекциях: защита каждого будет зависеть от возможности или желания вакцинироваться большей части общества. С этим, похоже, проблемы: как реакция на новости об успешных испытаниях препаратов AstraZeneca-Oxford, Pfizer-BioNTech и Moderna в социальных сетях была зарегистрирована волна антипрививочной активности.
Вакцины от COVID-19: что еще предстоит выяснить?
Клинические исследования призваны ответить на множество вопросов, и эффективность – лишь один из них. Вакцины также должны соответствовать планке требований к безопасности, намного более высокой, чем для лекарственных средств. И радуясь объявленным в пресс-релизах результатам, не стоит забывать о нерешенных вопросах, основной из которых – как долго каждая конкретная вакцина защищает от SARS-CoV-2?
Также возможно, что люди, получившие вакцину, могли быть инфицированы коронавирусом, но не имели никаких симптомов, поэтому они могли не попасть в число подтвержденных случаев COVID-19. Известно, что AstraZeneca в рамках своего исследования еженедельно брала тест-мазки у добровольцев, помогавшие выявить легкие случаи инфекции. Но испытания Moderna и Pfizer-BioNTech учитывали только людей, у которых развились симптомы COVID-19, после чего ПЦР-диагностика подтвердила, что они инфицированы именно коронавирусом.
Кроме перечисленного, есть еще один важный момент: пока нет даже приблизительной оценки вероятности того, что SARS-CoV-2 мутирует таким образом, что вакцины, защищающие от этого возбудителя, перестанут работать.