- Категория
- Бизнес
Становление фарм-индустрии: с чего всё начиналось
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
5119
Современная фармацевтическая промышленность прошла сравнительно недолгий, но насыщенный открытиями путь от истоков аптечного дела, чтобы стать пионером в развитии инноваций и внедрении биотехнологий.
Первые аптеки, которые занимались и назначением, и изготовлением, и продажей лекарственных средств, появились всего пару столетий назад. Но было бы несправедливым отрицать более долгую историю собственно фармации, которая развивалась параллельно с древней медициной. Множество лекарей, знахарей и эскулапов, которые еще в средние века занимались врачеванием, уже тогда прибегали к природным лекарственным средствам и умели готовить исцеляющие снадобья, основываясь на многовековых знаниях и приумножая их собственными наблюдениями и практическим опытом.
Отцы-основатели современной фармацевтики
Фармацевтическая индустрия, какой мы понимаем ее сегодня, действительно берет свое начало во второй половине XIX столетия. Научная революция XVII века распространила идеи рационализма и экспериментов. Спустя столетие промышленная революция кардинально изменила процессы производства товаров, но объединение этих двух концепций на благо здоровья человека получило сравнительно позднее развитие.
Немецкая Merck, возможно, была первой компанией, которая начала двигаться в этом направлении. Одна из крупнейших в фармацевтическом бизнесе транснациональная компания Merck&Co была основана в 1668 году, когда Якоб Фридрих Мерк (Jacob Friedrich Merck) приобрел первую аптеку Engel-Apotheke (Angel Pharmacy) в городе Дармштадте (Германия). Семейный бизнес постепенно расширялся.
В 1816 году дело возглавил потомок основателя Генрих Эмануэль Мерк — аптекарь, получивший образование в Берлине и Вене. Сфера его профессиональных интересов, кроме управления бизнесом, охватывала исследование химического состава растительного материала. Ему удалось обнаружить алкалоиды и выделить их в чистом виде из органического сырья. Это было знаковое открытие, определившее дальнейший успех компании: в 1827 году Генрих Эмануэль Мерк запустил массовое производство лекарственных препаратов тонкого органического синтеза. Его компания E. Merck (позднее названная Merck KGaA), стала крупнейшим производителем и поставщиком алкалоидов — морфина, кодеина, кокаина.
Уже в 19-м веке лекарства от Merck пересекли океан: компания активно экспортировала свою продукцию в США. Правда, недобросовестность дистрибьюторов, которые принялись предлагать низкокачественные лекарства, используя имя Merck, стимулировала компанию открыть официальное представительство в Нью-Йорке в 1887 году, чтобы защитить свою репутацию и наращивать объемы продаж.
История будущей GlaxoSmithKline берет отсчет еще в 1715 году, когда Сильванус Беван открыл первую аптеку Plough Court в Лондоне. Но только в середине XIX века другой английский предприниматель, Томас Бичем – бывший пастух и еще один из отцов-основателей GSK – разработал рецепт слабительного препарата и занялся промышленным производством запатентованных в 1842 году «Пилюль Бичема». Благодаря активной рекламной кампании препарат вскоре стал популярным лекарственным средством, рекомендуемым медицинским факультетом как «самое лучшее и безопасное лекарство для всей семьи». Среди показаний к употреблению Beecham’s ls в рекламных проспектах указывались и нарушения пищеварения, и нервные расстройства, и головная боль, и «женские боли».
Тем временем в США двумя немецкими иммигрантами, двоюродными братьями Чарльзом Пфайзером и Чарльзом Эрхартом была основана компания Pfizer. Предприятие начало работу в 1849 году и изначально занималось производством исключительно химических средств. Первый фармацевтический продукт принес химику Пфайзеру и кондитеру Эрхарту огромный успех – противопаразитарное средство на основе карамельной ириски с ароматом миндаля. В XIX веке лекарство было крайне востребованным, а приятный вкус нового препарата выделил его среди конкурентов.
Быстро масштабировать бизнес компании Pfizer удалось в годы Гражданской войны в США, когда резко возрос спрос на обезболивающие, консерванты, дезинфицирующие средства и антисептики. К 1868 году доходы Pfizer удвоились по сравнению с периодом до начала войны, штат компании вырос до 150 сотрудников, а производственные линии и портфолио продуктов значительно расширились.
Пока Pfizer развивала производственные мощности, чтобы обеспечить йодом, морфином, хлороформом, винной кислотой и камнем солдат союзной армии, молодой командующий кавалерии полковник Илай Лилли (Eli Lilly) служил в ее рядах. Фармацевт по образованию, военный врач и ветеран Гражданской войны, Лилли был типичным представителем архетипа динамичного, целеустремленного и талантливого американского бизнесмена XIX века. Вернувшись в родной Индианаполис по окончании военной карьеры, он сначала попробовал силы в торговле, но бизнес просуществовал лишь несколько лет. Следующая его бизнес-инициатива была связана с сельским хозяйством и тоже потерпела фиаско. Наконец, в третьей попытке, он решил воспользоваться своими знаниями, опытом и специальностью и приобрел аптеку в 1876 году.
Прорывом в фармацевтическом бизнесе Лилли стало уникальное по тем временам новшество — производство медикаментов в желатиновых капсулах. Лекарства, которые не имели горького вкуса и неприятного запаха, значительно увеличили количество покупателей в аптеке бывшего военного.
Илай Лилли стал пионером внедрения новых методов в фармацевтической отрасли: его компания одной из первых открыла научную лабораторию, сосредоточилась на исследованиях и разработках, а также развивала промышленное производство лекарственных средств.
Eli Lilly and Company известна как первая компания, начавшая промышленное производство инсулина в 1923 году, неизменно сохраняя по нему лидерство в США.
Еще одним военнослужащим, который сделал весомый вклад в развитие фармацевтической индустрии, стал Эдвард Робинсон Сквибб (Edward Robinson Squibb) – врач военно-морских сил США. Во время Мексиканской войны (1846–1848 гг.) ему самому не раз доводилось просто выбрасывать за борт лекарства, которыми снабжали военно-морской флот, из-за их низкого качества. В 1858 году он основал фармацевтическую лабораторию в Бруклине, которая занималась разработкой лекарственных препаратов с минимальным содержанием ненужных примесей. И снова катализатором развития бизнеса послужила Гражданская война в США: в 1860 году военный врач предложил оптимальную походную аптечку для солдат армии Севера стоимостью всего 100 долларов. Это был компактный деревянный ящик, содержащий около 50 лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи прямо на поле боя. Так, аптечка Сквибба содержала эфир и хлороформ для анестезии при хирургических вмешательствах, лечении ранений или во время ампутаций конечностей, хинин и виски – от симптомов малярии, а также растительные препараты для лечения дизентерии и других распространенных инфекций, которые свирепствовали в солдатских лагерях в условиях военных действий. Это заложило прочную основу современной глобальной биофармацевтической компании «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb Company), которая избрала своей миссией разрабатывать и выпускать на рынок инновационные лекарственные препараты, помогающие пациентам преодолевать тяжелые заболевания, включая СПИД /ВИЧ, рак, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства, гепатит и ревматоидный артрит.
Швейцария также быстро развивала отечественную фармацевтическую промышленность во второй половине XIX века – на волне роста химической индустрии. Преуспев в торговле текстилем и красителями, швейцарские производители постепенно начали осознавать, что изготовляемые и используемые ими красители обладают антисептическими и другими «медицинскими» свойствами, и начали продавать их как лекарственные препараты — в отличие от изначально фармацевтического происхождения лекарственных средств от других производителей.
Полное отсутствие в Швейцарии патентного законодательства и регулирования в те годы привело к тому, что в Германском рейхе страну обвинили в том, что она является «пиратским государством». Sandoz, CIBA-Geigy, Roche и Basel – пул фармацевтических компаний, корни которых происходят к швейцарскому фармацевтическому буму того периода.
1900-е годы: жизнь фармы после открытия аспирина
Не только швейцарские фармацевтические компании стали «побочным продуктом» производства красителей и других химических средств. История компании Bayer началась в 1863 года с открытия небольшой, но инновационной фабрики по производству синтетических красителей в Бармене (сегодня – часть Вупперталя, Германия). Передовыми препаратами, которые появились на рынке благодаря химикам компании и принесли ей глобальную известность, были аспирин и героин — изначально бренды Bayer. Хотя лекарственные снадобья из богатых салицилатом растений были известны еще в древних цивилизациях, а отвар коры белой ивы широко применяли как жаропонижающее в народной медицине. Только в XIX веке развитие химической науки позволило впервые выделить салициловую кислоту из ивовой коры: в 1838 году итальянский химик Рафаэль Пириа достиг стабильной формы, доступной для очистки, в 1853 году эльзасский химик Шарль Фредерик Жерар впервые синтезировал вещество, а в 1859 году профессор химии из Маргбургского университета Герман Кольбе раскрыл химическую формулу препарата. Но первым в истории химиком, получившим в 1897 году салициловую кислоту чистой и в стабильной форме, пригодной для медицинского использования, был Феликс Хоффман – сотрудник лаборатории Bayer AG. Компания выпустила новый лекарственный препарат на рынок в 1899 году под торговой маркой Aspirin и успешно коммерциализировала продукт на рубеже XX века.
Aspirin от Bayer продавался по всему миру, на тот момент это был один из самых успешных фармацевтических препаратов — «лекарство века».
Отсутствие регуляторной политики относительно производства и распространения лекарственных препаратов в тот период послужило причиной гораздо менее строгих разграничений между «фармацевтической» и «химической» отраслями, в отличие от существующих в настоящее время. Поэтому некоторые компании в равной степени занимались, к примеру, промышленным производством масла печени трески, зубной пасты, лимонной кислоты для безалкогольных напитков и геля для волос, как и выпуском рецептурных лекарственных средств или синтезом героина.
На формировании фармацевтической индустрии в начале 20-го века сказались в большей степени не соперничество за покупателя и конкуренция на рынке, а политические конфликты. Катализатором для развивающейся отрасли стала Первая мировая война, которая в разы повысила спрос на эффективные лекарственные препараты и медицинские средства для нужд воюющих армий – всех сторон. Однако перераспределение сфер влияния на политической и экономической карте мира по завершении войны – отразилось на истории конкретных компаний. Активы компании Bayer, включая права на название компании и торговые марки, в том числе Aspirin, были конфискованы как часть репараций Соединенными Штатами, Канадой и некоторыми другими странами. Дочерняя компания Bayer в России была экспроприирована большевистской властью после революции. Тем временем «американская» Merck (сейчас – Merck & Co. в США или Merck Sharp & Dohme (MSD) в других странах) была принудительно отделена от своей материнской компании в Германии (сейчас – Merck KGaA).
Смещение Германии с позиции лидера в области фармацевтики в начале 20-го века означало, что другие страны, и в первую очередь США, получили относительное преимущество для развития внутреннего производства. Начало глобализации отрасли прослеживалось как до, так и после войны – импортные пошлины Соединенного Королевства стимулировали многие иностранные компании, включая Wyeth, Sandoz, CIBA, Eli Lilly и MSD, основать дочерние компании в Великобритании в послевоенный период.
Продолжение следует...
Автор: Наталия Кириленко.