- Категория
- Бизнес
Грядут ли изменения в сегменте дженериков?
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
2794
Teva, Sandoz и Mylan пока являются ключевыми игроками в сегменте.
Инна Бурбан, по материалам Bloomberg и BioPharmaDive
В настоящий момент сделка между Teva и Allergan, по условиям которой Teva согласилась приобрести дженериковые активы американской компании за 40,5 млрд долл., является одной из самых крупных в сегменте дженериков. Она имеет необходимый потенциал для того, чтобы изменить правила игры в индустрии производителей более дешевых версий ЛС, считают эксперты.
Этот шаг Teva Pharmaceutical Industries является ответом на консолидацию среди дистрибуторов, которые заинтересованы в закупке дешевых версий брендированных препаратов. Чтобы получить преимущество в переговорах с дистрибуторами, дженериковым производителям придется действовать быстро и эффективно — объединять усилия. На рынке США есть четыре крупных компании по оптовым закупкам дженериков — McKesson Corp., CVS Health Corp. (через сотрудничество с Cardinal Health Inc.); Walgreens Boots Alliance Inc. (через сотрудничество с Amerisource Bergen Corp.); и Wal-Mart Stores Inc. Недавно McKesson приобрела портфель активов Celesio за 5 млрд долл. в 2014 г., чтобы обеспечить господство на этом рынке в сфере дистрибуции ЛС. CVS и Walgreens также не теряли времени зря, и в прошлом году заключили соглашение о сотрудничестве. В Allergan отметили, что, конечно, эти тенденции развития рынка сыграли важную роль в принятии решения о продаже части активов. Однако стоит учесть и то, что Teva смогла сделать привлекательное коммерческое предложение (сумма предложенных выплат наличными средствам и стоимость акций).
Есть и другие причины, почему дженериковые компании решили двигаться в направлении объединения бизнеса с другими игроками. Американские регуляторы продолжают принимать жесткие меры, чтобы обеспечить соблюдение стандартов качества производственной практики. Это влияет на увеличение статей расходов производителей дженериков. Все меньше препаратов, которые успели получить мировое признание и стать блокбастерами, теряют патенты, что ограничивает возможности для дальнейшего роста компаний, занимающихся производством и распространением более дешевых версий брендированных ЛС.
Teva и Allergan планируют завершить сделку в начале следующего года, если сумеют получить соответствующее одобрение регулирующих органов. За счет объединения активов этих двух компаний на дженериковом рынке появится один из крупнейших игроков. Ежегодные продажи подразделения Sandoz, которое принадлежит швейцарской Novartis, составляют 9,56 млрд долл., тогда как этот показатель у Mylan достигает 6,52 млрд долл. Эти две компании являются основными конкурентами Teva в сегменте дженериков. За ними следуют более мелкие компании.
Одним из последних громких заявлений в сегменте M&A на этом рынке было то, что Shire согласилась заплатить 30 млрд долл. за бизнес компании Baxalta, специализирующейся на разработке препаратов для лечения редких заболеваний. Есть среди дженериковых производителей и очевидные лидеры по слияниям/поглощениям — Endo International, у которой огромные амбиции, и она этого не скрывает. Ранее она сделала ставку на активы Salix Pharmaceuticals Ltd., но после того, как попытка покупки портфеля этой компании завершилась не совсем удачно, заинтересовалась портфелем Par Pharmaceutical Holdings Inc. Руководство последней согласилось продать бизнес за 8,05 млрд долл. Endo заключает такие сделки с единственной целью — стать крупнее, о чем сообщает портфельный менеджер Gabelli Funds Джефф Джонас (Jeff Jonas). Правление компании пока присматривается к Akorn Inc. Сумма сделки может составить 5,3 млрд долл. Gabelli Funds имеет долю как в Endo, так и Akorn. Impax Laboratories Inc., Lannett Co. и Sagent Pharmaceuticals Inc. являются привлекательными объектами для дальнейшего приобретения, отмечает аналитик Тим Чьянг (Tim Chiang) из BTIG.
Крупные мировые компании также не стоят на месте. Mylan находится в процессе приобретения Perrigo Co., производителя безрецептурных и дженериковых препаратов, за 33 млрд долл. И пока неизвестно, чем это все закончится.
Эти M&A-сделки могут спровоцировать рост цен на препараты. Вашингтон и некоторые объединения потребителей уже начинают привлекать внимание общественности к этой проблеме. Тем не менее, сделка между Allergan и Teva, скорее всего, будет одобрена регулирующими органами США. Аналитик Evercore ISI Умер Раффат (Umer Raffat) заявил, что на рынке есть гигант — Teva, на периферии маячат Sandoz и Mylan. Даже не четверка, а тройка крупнейших компаний. Раффат отметил, что такое положение дел в индустрии подогревает интерес к компаниям, которые готовы занять ведущую роль. Интересно следить за тем, как новый крупный игрок появляется на рынке, добавил он.
Эксперты подчеркивают, что одним из важных аспектов сделки между Teva и Allergan является присутствие «фокус-фактора». Для Allergan это означает следующее: компания направила усилия на развитие бизнеса в сегменте брендированных и специализированных фармацевтических препаратов. Руководство приняло решение отбросить ненужные активы, а именно дженерикового подразделения, чтобы развиваться быстрее в стратегически важном для компании направлении. Генеральный директор Allergan Брент Сондерс (Brent Saunders) заявил, что главная цель этой сделки — ускорить эволюцию бизнеса Allergan в сегменте брендированных препаратов.
Что же касается Teva, то она как раз наоборот — сфокусируется на развитии дженерикового бизнеса. Она планирует занять место одного из крупнейших дженериковых производителей в мире. Кроме того, израильская компания стремится сократить объем расходов в связи с потерей патентов на ключевые ЛС, в том числе препарата-блокбастера для лечения рассеянного склероза Copaxone. Объем продаж этого ЛС составляет 5,5 млрд долл.