Лечение атаксии Фридрейха: фармкомпании предлагают свои варианты

Лечение атаксии Фридрейха: фармкомпании предлагают свои варианты /freepik

Вопреки многолетним усилиям самых амбициозных и нестандартно мыслящих ученых, до сих пор не создано лекарств, обеспечивающих функциональное излечение атаксии Фридрейха – инвалидизирующего наследственного нервно-мышечного заболевания. Хотя благодаря стараниям небольших биофармацевтических компаний ситуация, кажется, все-таки сдвинулась с мертвой точки.

Патогенез атаксии Фридрейха связан с мутациями в генах (прежде всего, в FXN и ITPR1), отвечающих за синтез и транспортировку ферритина – белка, который участвует в метаболизме железа в клетках и управлении окислительным стрессом. В случае мутации генов, ответственных за белок ферритин, в ЦНС накапливаются избыток железа, что приводит к повреждению и смерти нервных клеток. В частности, страдают структуры спинного мозга, которые отвечают за передачу чувствительных сигналов от периферии к головному мозгу, а также мозжечок, который контролирует координацию и равновесие. Болезнь манифестирует в детстве и распространена в основном среди лиц западноевропейского происхождения.

Лечение атаксии Фридрейха: ведет Reata Pharmaceuticals

Недавно было утверждено первое средство для лечения этого заболевания – Skyclarys (омавелоксолон). Хотя оно не обеспечивает функциональное излечение (как уже удалось добиться в случае СМА, например), омавелоксолон помогает замедлить прогрессирование этой изнурительной болезни.

Омавелоксолон – низкомолекулярный препарата Reata Pharmaceuticals – превзошел все ожидания, одержав победу во второй части испытания Moxie.

Пока Skyclarys разрешен в США для лечения взрослых и подростков в возрасте от 16 лет, хотя пока на рынке он еще не появился. Действие этого перорального препарата направлено на улучшение митохондриальной функции и снижение уровня общего воспаления в организме, что достигается через активацию синтеза белка Nrf2.

Проекты по лечению атаксии Фридрейха, находящиеся в клинической разработке

Впрочем, если посмотреть на портфель разработок других биотехнологических компаний, надежда на скорую победу над атаксией Фридрейха усиливается.

Хотя большинство из таких кандидатов все еще находятся на разных стадиях клинических испытаний и их эффективность и безопасность в лечении атаксии Фридрейха не были достаточно исследованы, в ближайшие год или два должны быть опубликованы данные по некторым многообещающим активам.

Например, ожидаются данные от Retrotope и от PTC Therapeutics, которым удалось довести свои проекты до финальной фазы разработки.

Кандидат Retrotope относится к классу дейтерированных синтетических полиненасыщенных жирных кислот и предназначен для сохранения и восстановления митохондриальной функции не только при атаксии Фридрейха, но и при ряде других орфанных нейродегенеративных заболеваний, в том числе БАС.

Ватихинон (PTC Therapeutics) представляет собой небольшую молекулу для перорального введения, которая блокирует активность 15-липоксигеназы — ключевой оксидоредуктазы, регулирующей окислительный стресс и нейровоспаление. Поскольку это небольшая молекула, она может преодолевать гематоэнцефалический барьер, т.е. способна влиять на ЦНС.

Проекты в клинической разработке
Проект Компания Описание Детали КИ
Омавелоксолон Reata Pharmaceuticals Стимулятор синтеза Nrf2  Второе опорное испытание Moxie; III фаза
RT001 Retrotope Стабилизированная линолевая кислота - полиненасыщенная жирная кислота, предназначенная для защиты митохондрий от окислительного стресса. Исследование II фазы
Ватихинон (EPI-743) PTC Therapeutics Ингибитор 15-липооксигеназы Move-FA, III фаза, должно закончиться в июле 2023-го 
Лериглитазон (MIN-102) Minoryx Therapeutics Селективный агонист гамма-рецептора, активируемого пролифератором пероксисом (PPAR-gamma) Frames; II фаза; были опубликованы «неубедительные» результаты
CTI-1601 Larimar Therapeutics Рекомбинантный фузоген. В отличие от многих других разрабатываемых лекарств, CTI-1601 нацелен на основную причину атаксии Фридрейха – снижение выработки митохондриального белка фратаксина. Ph1 MAD; I фаза
IXC-109 Ixchel Pharma Пролекарство монометил фумарат Отсутствует в базе данных КИ; I фаза; есть сообщения о потенциальной токсичности
Источники: Evaluate Pharma, данные разработчиков

Еще одним примечательным проектом, SBT-550, располагает компания Stealth BioTherapeutics, однако он не включен в таблицу, поскольку находится только на доклинической стадии развития (хотя уже анонсировано первое испытание с участием людей).

В разработке также находится пара препаратов генной терапии, предназначенных для доставки здоровой копии гена FXN — GT-FA от PTC Therapeutics и VY-FXN01 от Voyager / Neurocrine, но они пока тоже «застряли» на доклинической стадии развития.

Одна из самых перспективных мишеней, которая изучается разработчиками лекарств от атаксии Фридрейха – это фратаксин, белок, опосредующий важнейшие функции митохондрий, который кодирует ген FXN. В отсутствие фратаксина избыток железа вызывает образование свободных радикалов и повреждения. Фратаксин кодируется геном FXN, который расположен на 9-ой хромосоме длинного плеча, мутантном при этом заболевании.