Игроки лиги «Big Pharma»: кто вырос в I квартале?

Игроки лиги «Big Pharma»: кто вырос в I квартале? /freepik

Импульс, продемонстрированный фармацевтической отраслью в четвертом квартале 2023 года, сохранился до сих пор. Благодаря тому, что 18 из 25 лучших компаний отрасли увеличили выручку по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, первый квартал 2024 почти сравнялся с последним кварталом 2023-го, когда 21 из 25 лучших компаний фармотрасли сообщили о росте продаж.

Первые из лучших

Снова доминирующими в отрасли игроками стали обладатели суперпопулярных инкретинов – хитов для лечения диабета и ожирения. Правда, Novo Nordisk потеряла первое место, продемонстрировав увеличение прибыли на 22% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, тогда как Eli Lilly заняла ее позицию благодаря квартальному приросту на 28%.

Прогнозируется, что Eli Lilly может удерживать первое место еще долго. Недавно аналитики GlobalData спрогнозировали, что ее инкретин Mounjaro обойдет своего прямого конкурента от Novo Nordisk Ozempic, обеспечив выручку на уровне $34 миллиардов уже к 2029 году. Впрочем, в абсолютных цифрах лидирует все еще Novo Nordisk: в первом квартале продажи Ozempic составили $4,3 млрд, а Mounjaro – $1,8 млрд.

Несмотря на то, что 22-процентные темпы роста Novo Nordisk поставили ее в число ведущих компаний отрасли в первом квартале, эта регрессия по сравнению с 37-процентными темпами роста, которые компания показала в предыдущем квартале. Это было первое последовательное падение для Novo Nordisk с момента второго квартала 2022 года. По мнению аналитиков, оно указывает на то, что компания не наращивает свое производство достаточно быстро, чтобы удовлетворить колоссальный спрос на семаглутид. (правда, с этим не справляется и ее американский конкурент.)

Участники рейтинга и факторы успеха

Двухзначный рост доходов в первом квартале показали также семь других компаний, в том числе три из Японии:

  1. доходы Daiichi Sankyo выросли на 25%, что объясняют популярностью ее противоопухолевых конъюгатов,
  2. Astellas, отметившая увеличение дохода на 17% в квартале, должна благодаря этому успех органного препарата Izervay, который она получила из-за поглощения Iveric Bio стоимостью $5,9 миллиарда.
  3. доходы Takeda увеличились не так впечатляюще – на 10%, но она имеет потенциал для быстрого роста со своим уникальным портфелем орфанных препаратов.

Что касается других континентов, то продажи Amgen увеличились на 22%, и не в последнюю очередь компания должна обязана в этом портфеле недавно поглощенной Horizon Therapeutics.

Фармпроизводители, достигшие преимущественно органического двузначного роста – AstraZeneca (17%), Vertex (13%) и Novartis (10%). Первая имеет впечатляющий ассортимент блокбастров, которые находятся на пике своего коммерческого потенциала, как глифлозин Farxiga, орфанный препарат Ultomiris, противоопухолевые хиты Calquence, Imfinzi и Tagrisso. Со своей стороны Vertex продолжает совершенствовать свое лекарство от муковисцидоза, одновременно закладывая фундамент для лонча препарата генотерапии серповидно-клеточной анемии Casgevy.

Несколько фармгигантов показали однозначный рост доходов в первом квартале, в том числе Merck (MSD) – 9%, GSK – 6%, Bristol Myers Squibb – 5%, Gilead – 5%, Teva – 4%, Sanofi – 2%, Johnson & Johnson – 2% и AbbVie – 1%).

Показатели Merck ползли вверх параллельно с продолжением роста ее мегаблокбастера Keytruda, за квартал показавшего 20%+ и выручившего $6,9 миллиарда. Тем временем вакцина против ВПЧ Gardasil пошла в плюс на 14% – до $2,2 миллиарда. Итого эти два продукта обеспечили в первом квартале 58% дохода американского фармгиганта.

У GSK и Johnson & Johnson отметили положительную тенденцию после года, когда они избавились от потребительского бизнеса. В то же время 5-процентный рост Gilead объясняют увеличением продаж онкологических и гепатологических продуктов – на 18% и 9% соответственно.

Обратная тенденция

Среди фармпроизводителей, продажи которых за указанный период упали, неожиданно появилась Regeneron, показавшая минус 1%, несмотря на успех Dupixent. Снижение нью-йоркской биотехнологической компании в основном связывают с падением продаж офтальмологического блокбастера Eylea. Партнер Regeneron по продвижению Eylea вне США Bayer также показал снижение за первый квартал – на 3%. Немецкая компания переживает масштабную реструктуризацию под руководством нового генерального директора Билла Андерсона.

Единственной компанией в фармотрасли, зафиксировавшей двузначное снижение в первом квартале, стала Pfizer, просевшая на 19%. Понятно, что падение, конечно, связано с понижением спроса на ее COVID-продукты. Однако, без учета продаж продуктов, связанных с COVID, американский фармгигант вырос за последний квартал на 11%.

Две другие компании, у которых отмечалось падение продаж в первом квартале – Roche на 6% и Merck KGaA на 5% – также объяснили это потерей дохода от продуктов, связанных с COVID, и связанных с услугами. Снижению Roche не помешал даже стремительный рост продаж офтальмологического препарата Vabysmo, быстро отобравшего долю рынка у звездного продукта Eylea.

Другими крупными фармкомпаниями, пострадавшими от потери дохода, стали Biogen (на 7%) и Viatris (на 2%). Первая страдает падением продаж продуктов для лечения, а вот падением выручки Viatris также отражает общую тенденцию для этой компании, годовой доход которой ежегодно снижается, начиная с 2021 года – момента создания путем слияния двух производителей генерических лекарств, Mylan и Upjohn.