Гордость и импортозамещение: фармацевтические мегаразработки РФ, которые заменят русским зарубежные лекарства

Гордость и импортозамещение: фармацевтические мегаразработки РФ, которые заменят русским зарубежные лекарства

Страна со «второй армией мира», по всей видимости, уже построила «первую» в мире фармотрасль. Именно такое впечатление создается, если прочесть в росСМИ хоть парочку бравурных заявлений об успехах своих разработчиков и производителей лекарств на ниве биотехнологий.

Наряду с сообщениями о дефиците лекарств, в которых нет-нет да зазвучат тревожные нотки, российские профильные ресурсы рапортуют о появлении сверхсовременных препаратов. Уникальность некоторых из них просто зашкаливает.

Нагенерировали «уникального»: 5 фармацевтических мегаразработок с русскими генами

В ответ на обеспокоенность народа по поводу нехватки препаратов и медоборудования российские чиновники твердят мантру про «импортозамещение». А чтобы потребители успокоились наверняка, им рассказывают про «самодостаточность»: способность изобрести и произвести что-нибудь толковое, а желательно и прорывное в области медицины и фармацевтики.

Мы выбрали только пять примеров «анксиолитических» новостей такого рода, на самом деле «уникальные разработки» множатся в России едва ли не в геометрической прогрессии. Остается только порадоваться, что нам ЭТИМ не лечиться.

1. Целительный хитозан

В Подмосковье начали выпускать уникальное средство для лечения ран. В особой экономической зоне «Дубна» запустили производство «уникального по своим свойствам» средства для заживления ран «Хитокол» от компании «Эверс».

«Ожидается, что продукция, выпускаемая на заводе в Дубне, поможет снизить зависимость от импорта», — сообщает нам ресурс «ХимРар», неосторожно раскрывая сверхсекретную формулу чудо-репаранта: «биологически активный» хитозан + коллаген + коллоидное серебро + антисептик (неизвестен) + анестетик (тоже неизвестен) + химотрипсин.

Обещано, что этот эликсир, изготовленный по принципу «Чем больше – тем лучше», может применяться на любом этапе раневого процесса. Применяться-то, наверное, может, но зачем? Ведь уже сама формулировка первого компонента намекает на то, что потребителю \ читателю предлагают скам. И вообще странно, что вещество, использующееся в цивилизованном мире как эксципиент указан в списке активных компонентов первым номером.

Что сделает с раной термоядерный микс из целых шести ингредиентов, можно только представить. Догадайтесь, зачем по показанию «Открытая рана неуточненной области тела» нужен протеолитический фермент, коим является химотрипсин? Наверное, чтобы объяснить присутствие в рецептуре анестетика?

Хотя, с другой стороны, помня о привычном для матушки-Рассеи воровстве, о судьбе раненных можно не беспокоиться: «инновационный» продукт абсолютно безопасен, поскольку АФИ там если и есть, то в следовых количествах. Да и бюджеты на освоение дали весьма скромные: на заводик с пятидесятью сотрудниками, запущенный в середине февраля, было выделено 350 миллионов рублей. Тем не менее, восхищайтесь: его «изделия не уступают по качеству импортным аналогам и имеют по сравнению с ними более конкурентную цену».

2. Доказано крысами

Российская ранозаживляющая мазь оказалась эффективнее зарубежных аналогов. Специалисты из Уральского федерального университета им. Б.Ельцина синтезировали вещество, «способное быстро заживлять поврежденную кожу». Разработчики утверждают, что их изобретение в доклинических исследованиях показывает себя лучше зарубежных аналогов и готовятся к получению патента.

Снова нас радует «ХимРар». Снова раны. Понятно, что актуально. Но эффективно ли? Уже с первых слов понятно, что нет: доклинические исследования – это максимум проверка на мышках, а не серьезные РКИ.

Тем не менее, уже сейчас говорится о превосходстве продукта над какими-то воображаемыми аналогами, хотя для этого нет и не может быть оснований – ведь уже нужны сравнительные клинисследования. А они проводятся, снова-таки, не на грызунах. Хотя эти правила для цивилизованного мира. В России же ученые сравнили свое достижение с солкосерилом, смазывая крыс, – и об этом беззастенчиво сообщается в новостях.

Но вернемся к самой «инновации». Основное действующее вещество предусмотрительно скрыли.

Согласно заявлению ученых-первооткрывателей, это загадочное «новое синтезированное вещество представляет собой гетероциклическое соединение класса триазолотиадиазинов. Оно воздействует главным образом на клетки фибробластов соединительной ткани, которые вырабатывают коллаген и активно участвуют в заживлении ран».

Зато читателю рассказали про вспомогательные компоненты – любимый советский «полупроводник» димексид, а также еще более древние носители, вазелин или ланолин. Именно – «или». Что именно добавить, наверное, решит начальник смены уже непосредственно на месте производства.

Пока что за судьбу крыс не переживаем: согласно отчету уральских биотехнологов «на месте раны не оставалось рубца, который обычно образуется, если раны были глубокими».

3. Убийца диабета

Волгоградские ученые испытывают уникальную таблетку от диабета. По словам авторов «инновационной разработки», лекарство «Дипиарон», нормализующее уровень глюкозы в крови, эффективно против сахарного диабета, метаболического синдрома и ожирения. На данный момент «лекарство, не имеющее аналогов в мире», испытывают на грызунах, а к концу года (какой оптимизм!) планируется начать клинические испытания на людях.

Ура-ура, великие умы РФ уже вылечили диабет. Правда, еще РКИ не провели, но это не впервой, это по-русски – вещать о недостигнутых результатах на каждом углу. Хоть и лекарство вроде бы новое (спойлер: нет), песня росученых все одна и та же: «Это препарат оригинальный в своем классе, и за рубежом таких препаратов нет. Препарат стимулирует выработку инкретинов [гормонов] в кишечнике».

Бинго: и диабет вылечен, и ожирение спало, и конкуренты с прогнившего Запада плачут от зависти. И никого не смущает, что воздействие на синтез инкретинов – механизм уже довольно-таки устаревший, а сегодня ставку делают на совершенно другие подходы и классы препаратов.

4. Смертоносное оружие СССР

ООО «Восток» зарегистрировало уникальный антибиотик, разработанный… советскими учеными. Он будет называться (лучше присядьте, хотя нам к их театру абсурда не привыкать) «ГРАМИЦИДИНА С ГИДРОХЛОРИД (СОВЕТСКИЙ)»!

Прорывной советский препарат будет производиться в Омутнинске Кировской области на собственном заводе компании. Сразу же объясняется, что уникальность антибиотика заключается в способе его получения: «В отличие от существующих на рынке антибиотиков, его получают биотехнологическим методом, а продуцентом служит живая бактерия».

Некоторыми профильными СМИ это достижение преподносится еще забавнее: «Биотехнологии помогли воссоздать уникальный советский антибактериальный препарат». Биотехнологии – это, конечно же, отрасль палеонтологии.

«Оригинал появился в 1942 году», — хвастаются русские. Деды завещали, да.

Чего уж там, в наши дни куртка из рогожки, произведенной собственноручно на прабабушкином ткацком станке — тоже уникум. Дорого, дыряво, затратно по времени, но зато как самобытно! Хотя для любителей памперсов изо мха и всего натурально-посконного, пожалуй, самый раз.

Хоть в этой новости самое прекрасное – это советские скрепы, все же не стоит забывать то, что «простой» грамицидин относится к биосинтетическим антибиотикам (т.е. генерируемым микроорганизмами).

5. Честно украденное становится эффективным

Завершим наш рейтинг истинной сенсацией: там, где не удалось добиться успеха американским компаниям, развивавшим кандидатов против болезни Альцгеймера – преуспел инвестиционный проект «Роснано», фармкомпания «НоваМедика», которая не то что разработала, но уже даже и зарегистрировала «инновационный комбинированный препарат, объединяющий молекулы донепезила и мемантина, которые являются основой терапии деменции».

Жаль, что росученых перестают публиковать за рубежом, а то западным неврологам было бы очень интересно узнать, что же именно является «основой терапии деменции».

«Это первая подобная комбинация на российском рынке, а также в ЕАЭС и Европе» – пишет «Химрар». С ним соревнуются в гордости другие СМИ, возвещая о том, что «уникальный продукт» зарегистрирован под брендом МИОРЕОЛ®.

Правда, коллег подставило свое же, российское, издание Vademecum, сообщившее о том, что донепезил + мемантин – комбинация давно известная: препарат на основе этих ингредиентов Namzaric (от Forest Laboratories, сейчас входит в AbbVie) получил одобрение FDA еще в 2014 году. В РФ оригинальный препарат, естественно, не зарегистрирован. Да и зачем, ведь Namzaric не замедлял прогрессирование болезни Альцгеймера. Не удалось это и более современным препаратам. Однако глядишь, если повесить новую вывеску на старое украденное лекарство – сработает.

Кто верит в эти заявления-аутотренинги и сколько таких людей в РФ и за ее пределами, – вопрос десятый. На самом деле, куда более важно то, как вертко российские компании обходят санкции, чтобы заполучить действительно работающие лекарства и медустройства. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.