Иммунитет к COVID-19 через инфекцию или вакцинацию: эквивалентен ли он?

Иммунитет к COVID-19 через инфекцию или вакцинацию: эквивалентен ли он?

На протяжении десятилетий врачи использовали анализы крови, чтобы определить, защищены ли люди от инфекционных заболеваний. Все было просто, как дважды два. Но с иммунитетом к ковиду, судя по жарким научным и юридическим дебатам, дела обстоят намного сложнее…

Беременные, например, проходят тестирование на антитела к вирусу краснухи – это гарантирует то, что плод не будет инфицирован этим коварным вирусом, вызывающим серьезные врожденные дефекты. Работников различных учреждений проверяют на наличие антител к кори и ветряной оспе, чтобы предотвратить распространение этих болезней. Но вот что касается COVID-19, то мнения по этому вопросу, мягко говоря, расходятся.

Переболеть или привиться?

Некоторые ученые свято уверены в том, что защита естественного иммунитета сейчас гораздо лучше, чем иммунитет, который обеспечивают вакцины. Другие – и медиа представляет их как формирующих «научный консенсус» – категорически отрицают такие заявления. При этом далеко не все из тех, кто настаивает на признании «валидности» перенесенной инфекции, являются критиками вакцин, фармкомпаний или участниками движения против ковидных вакцин.

Недавний анализ, например, показал, что «натуральная» инфекция обычно защищает выздоровевших в течение десяти или более месяцев, следовательно, как резюмируют его авторы, «отказывать в работе и поездках людям, выздоровевшим от инфекции, не имеет смысла с точки зрения общественного здравоохранения».

Впрочем, их результаты опровергаются другим исследованием вспышки «короны» в Бразилии, в которой обвинили гамма-вариант SARS-CoV-2. Согласно этим данным, предшествующее заражение коронавирусом не помогало защититься от новых вариантов.

Опять же, большое августовское исследование, проведенное в Израиле, показало более надежную защиту после естественной инфекции, чем от вакцинации.

Ну, а когда Энтони Фаучи – главному американскому эксперту по инфекционным заболеваниям – задали вопрос, защищены ли инфицированные люди так же хорошо, как вакцинированные, он уклонился от ответа.

Иммунитет к возбудителю COVID-19: антитела или В-лимфоциты

Как правило, в этом вопросе надежда возлагаются на циркулирующие в крови антителам и В-клетки.

  1. Когда в организм попадает какой-либо вирус, наш иммунитет немедленно производят орды антител – рядовых солдатов иммунной системы, которые сражаются на передовой и быстро гибнут (правда, с разной скоростью, в зависимости от патогенна, вакцины или других обстоятельств). Однако, так или иначе, их число со временем уменьшается, что делает возможным повторное заражение.
  2. К счастью, у иммунной системы есть запасной план: «элитные отряды» В-лимфоцитов, которые также известны как В-клетки памяти. Они переживают циркулирующие антитела и поддерживают долгосрочную защиту от инфекции. Например, при натуральной оспе В-клетки живут не менее 60 лет после вакцинации. И хотя В-клетки памяти необязательно предотвращают повторное заражение при всех инфекциях, они могут предотвратить тяжелое течение заболевания.

При ковиде В-лимфоциты, согласно исследованиям, более стабильны. С другой стороны, считается, что вакцинация все же стимулирует выработку большего количества циркулирующих антител, чем естественная инфекция.

Так антитела или В-клетки?

Хотя, в отличие от циркулирующих антител, пик которых наступает вскоре после иммунизации или заражения и исчезает через несколько месяцев, В-клетки формируют долгосрочную иммунную память – они могут оставаться в организме на десятилетия, предотвращая тяжелое заболевание. Также считается, что они лучше нейтрализуют вирус и способны лучше адаптироваться к вариантам SARS-CoV-2.

Впрочем, новые данные подчеркивают преимущество естественной «короны» по сравнению с прививками – недавнее исследование показывает, что не все В-клетки одинаково эффективны:

  • вакцинация «генерирует» В-клетки, которые накапливаются в течение нескольких недель,
  • в то время как естественная инфекция – В-клетки, которые продолжают действовать в течение нескольких месяцев.

Как заявляют авторы этой работы, в течение пяти месяцев после вакцинации или выздоровления от естественной инфекции у некоторых людей больше не остается достаточного количества циркулирующих антител, чтобы защитить от повторного COVID-19, – однако эту работу выполняют В-клетки. Правда, неизвестно, обеспечат ли вакцины столь же устойчивый титр В-клеток, как тот, что наблюдается после естественного заражения коронавирусом.

Исследователи перечисляют несколько вероятных причин, из-за которых можно ожидать, что В-клетки памяти, продуцируемые естественной инфекцией, превзойдут те, что вырабатываются после введения мРНК-вакцин.

  • Организм по-другому реагирует на вирусы, попадающие через дыхательные пути, чем на патогены, которые вводятся в мышцу,
  • интактный (исходный) вирус воздействует на иммунную систему человека иначе, чем видоизмененный (или его субъединицы) из прививки,
  • возможно, дело в том, что при естественном заражении вирус циркулирует в организме в течение нескольких недель, что дает иммунитету больше времени для выработки надежной реакции. С другой стороны, вакцина выводится из организма через несколько дней после «запуска» иммунного ответа.

Независимо от причины, противоречия и их последствия, которые нам приходится сегодня наблюдать, очевидны.

Иммунитет против COVID-19: вопрос политики

Как и во многих спорах в период ковида, который уже, похоже, становится целой эпохой, неопределенный защитный эффект перенесенной инфекции спровоцировал информационный бум, практически не связанный с биологией или медициной. Шумиху усиливают судебные разбирательства, маркетинговые предложения и политические спекуляции.

Например, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Ирвине доктор Аарон Хериати считает, что ему не нужно делать прививку от «короны», потому что он переболел этой инфекцией в июле 2020 года. В августе он подал в суд, чтобы приостановить действие распоряжения университетской системы об обязательной вакцинации, заявляя, что «естественный» иммунитет дал ему и миллионам других людей лучшую защиту, чем любая вакцина. 28 сентября судья отклонил ходатайство Хериати, тот подал апелляцию, но юристы сомневаются, что его и аналогичные иски, рассматриваемые по всей стране, будут в конечном итоге удовлетворены.

Но как бы там ни было, у юристов накапливается все больше доказательств того, что заражение SARS-CoV-2 обычно так же эффективно в «настройке» иммунной системы для предотвращения болезни, как и вакцинация. Но госчиновники неохотно признают какую-либо эквивалентность, ссылаясь на «широкие различия» в иммунном ответе пациентов.

Неразрешимая неопределенность

FDA разрешило использовать для выявления перенесенной инфекции тесты на антитела к ковиду, которые могут стоить около 70 долларов. Некоторые тесты могут даже определить, являются ли антитела результатом инфекции или же вакцинации. Но ни FDA, ни Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) не рекомендовали использовать эти тесты для оценки невосприимчивости к коронавирусу. По мнению госрегуляторов, такие тесты «по сути бесполезны», потому что до сих пор нет консенсуса относительно количества или типов антител, свидетельствующих о защите от болезни.

«У нас еще нет полного понимания того, что наличие антител говорит нам об иммунитете», — заявила директор Американской ассоциации лабораторий общественного здравоохранения Келли Вроблевски. Точно так же эксперты расходятся во мнениях относительно степени защиты от инфекции.

Тем временем, люди, считающие, что вакцинация нарушает их гражданские свободы, утверждают, что иммунитет, приобретенный в результате инфекции, надежно защищает их и от носительства, и от инфицирования.

Правовые прецеденты

В Лос-Анджелесе шесть полицейских подали в суд на муниципальные власти, утверждая, что вакцинация – навязанная им услуга, поскольку обладают естественным иммунитетом. В августе профессор права Тод Зивицки заявил, что распоряжения об обязательной ковидной вакцинации (от университета, где он преподает) нарушают его конституционные права, поскольку он уже обзавелся естественным иммунитетом. Юрист предъявил в суде ряд тестов на антитела и медицинское заключение иммунолога о том, что вакцинация «не требуется с медицинской точки зрения». Все закончилось тем, что Зивицки отказался от иска после того, как университет предоставил ему медотвод, что, как он утверждает, не имело отношения к иску.

В США к этому крестовому походу присоединились республиканцы. Группа врачей, в которую входят члены этой партии, призвала людей, опасающихся вакцинации, вместо прививки пройти тест на антитела (что противоречит рекомендациям CDC и FDA).

Сенат штата Кентукки принял резолюцию о предоставлении равного иммунного (читай – гражданского) статуса тем, кто предъявил доказательства вакцинации, и тем, у кого положительный тест на антитела.

Некоторые медучреждения Пенсильвании позволили медицинскому персоналу отложить вакцинацию на год после положительного результата теста на COVID-19. Клиника в Мичигане разрешила сотрудникам отказаться от вакцинации, если они представят доказательства о перенесенной инфекции и положительный тест на антитела за последние три месяца. Правда, важно отметить, что научная истина тут ни при чем: на самом деле эти клиники пытаются таким образом избежать нехватки кадров – многие медработники, не согласные с «обязаловкой», попросту увольняются.

Тем временем, ученые тихо работают себе в «фоновом режиме», чтобы, наконец, разобраться во всех этих противоречивых фактах.