Посетителю аптеки стало плохо: фармацевт обязан оказать ему первую помощь или только вызвать «скорую»?

Посетителю аптеки стало плохо: фармацевт обязан оказать ему первую помощь или только вызвать «скорую»?

С такой ситуацией сталкивается каждый работник аптеки. Но каждый ли провизор и фармацевт четко знает, как действовать?

Догоспитальная или домедицинская помощь– это действия, направленные на сохранения жизни человека при неотложном состоянии, осуществляемые, в том числе лицами без медицинского образования, но обученными необходимым навыкам. Так она определена в Основах законодательства о здравоохранении. Цель тоже понятна – сохранение жизни и минимизация возможных негативных последствий для здоровья человека.

Доврачебная помощь – это, во-первых, фармацевтическая опека, которая, как известно, подразумевает взаимодействие провизора/фармацевта с пациентом до того, как он обратится к врачу и/или взаимодействие провизора/фармацевта и врача в процессе лечения конкретного пациента. Последнее, к счастью, перестало быть редкостью, и специалисты отмечают позитивные результаты своей работы, когда такая коммуникация осуществляется на практике.

Но что делать, если человеку стало плохо просто на глазах провизора, в торговом зале? Это не так часто происходит, как можно было бы предположить, беря во внимание тот факт, что посетители аптек – это, в основном, люди нездоровые. С другой стороны, как отмечают сами аптекари, наши люди и лечиться привыкли в аптеке, и, когда чувствуют, что состояние здоровья ухудшается, тоже идут в ближайшую аптеку.

Первая помощь в аптеке: что думают практики?

Торговый зал аптечного учреждения не предусматривает проведение медицинских манипуляций, поэтому в некоторых случаях фармацевт просто не может сделать ничего, кроме как вызвать скорую помощь и поддержать пострадавшего до приезда врачей. Аптека – место отпуска лекарств, а не их применения. Провизор или фармацевт может дать квалифицированную консультацию о том или ином препарате, взаимодействии разных лекарств или их компонентов, побочных действиях и оптимальных – наиболее рациональных, а не индивидуальных (!) – режимах приема и дозировках. Но назначать и непосредственно применять их для людей – задача врача, а не специалиста фармации. В аптеке нельзя делать инъекции, проводить тестирование на инфекционные заболевания и прочее, поскольку это может представлять опасность для самих посетителей аптеки. Даже несмотря на то, что участники нашей Ассоциации постоянно стараются повышать качество и разнообразие своих услуг и расширять рамки фармацевтической опеки, стремясь соответствовать лучшим мировым стандартам фармацевтической практики GPP, существуют определенные требования к помещениям, где проводятся медицинские манипуляции. Они продиктованы, прежде всего, заботой о безопасности самого пациента.

Владимир Руденко
Владимир Руденко
Директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины, профессор, доктор фармацевтических наук

Но, что касается первой помощи, то в случае, когда состояние посетителя аптеки резко и внезапно ухудшилось, аптекарь, конечно не может игнорировать этот факт. Главная его задача – сделать все возможное, чтобы пациенту до приезда кареты скорой помощи, которую нужно вызвать незамедлительно, не стало еще хуже. Что конкретно можно предпринять, фармацевты хорошо знают еще со студенческой скамьи. Но экстренная ситуация – это всегда стресс, растеряться может и работник аптеки. Поэтому, помимо Протоколов для провизоров, в большинстве аптек есть еще и подробные инструкции о том, как действовать в различных внештатных ситуациях. Работа фармацевта – это постоянное обучение, поэтому, по возможности, владельцы и управляющие сетей организовывают и проводят для работников тренинги как силами самих сотрудников, так и при участии коучей, мобильных врачебных бригад (а такие есть и в Одессе, и в Киеве, да и в других городах – если захотеть, такие всегда можно найти), – уверен профессор Руденко.

Обязывает ли закон аптекаря оказывать первую помощь?

На этот счет статья 12 Закона об экстренной медицинской помощи прямо относит фармацевтических работников к лицам, обязанным предоставлять домедицинскую помощь людям в неотложных состояниях. Точно так же, как и спасатели аварийно-спасательных служб, работники государственной пожарной охраны, органов и подразделений полиции, фармацевты (это входит в их служебные обязанности) должны владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи. Но если для полицейского – это служебная обязанность, то для фармацевта, как для специалиста здравоохранения, это еще и профессиональная обязанность.

Наталия Петривская
Наталия Петривская
Юрист фармацевтического права

Соответствующими документами регламентируется Порядок подготовки, повышения квалификации для лиц, которые обязаны предоставлять домедицинскую помощь, он утверждается специальным постановлением КМУ.

Проводится подготовка и повышение квалификации на базе высших медицинских и фармацевтических учебных заведений I-IV уровня аккредитации независимо от формы собственности и подчинения, учебно-тренировочных отделов центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, учебно-тренировочных отделов Общества Красного Креста, других учебно-тренировочных подразделений, по программам, утвержденным Министерством здравоохранения и МОН.

Кроме того, в каждом аптечном учреждении должна быть аптечка для оказания домедицинской помощи. Её комплектация не регламентирована нормативными актами, но существует ряд требований к тому, где именно она должна находиться – в специальном шкафу, беспрепятственный доступ к которому должны иметь все работники аптеки. Они также должны быть поставлены в известность о том, что входит в ее комплектацию, чтобы аптечку не приходилось лишний раз открывать.

К чему же нужно быть готовым фармацевту?

Чаще всего, конечно, резкое ухудшение самочувствия происходит у людей пожилого возраста: из-за духоты, физической усталости (иногда дойти до аптеки для немолодого человека – уже серьёзная нагрузка) или скачков давления.

Кроме того, даже у молодого человека может случиться приступ астмы, стенокардии или эпилептический припадок. Реже, но бывает, что в помощи нуждается беременная женщина. Что делать? Вызывать ли скорую в каждом, из перечисленных случаев? Особенно сейчас, в условиях пандемии, этот вопрос очень важен. Ведь, с одной стороны, состояние может оказаться не настолько серьезным и простых похлопываний по щекам или нашатырного спирта будет достаточно. Но, с другой стороны, бывают ситуации, когда быстрая реакция и вовремя оказанная помощь (при развитии инфаркта или инсульта, к примеру) – для человека вопрос жизни или смерти.

Здесь нет готовых рецептов, но существуют некоторые особенности. Например, при эпилептическом приступе важно избежать серьёзных травм головы, поэтому, голову пациента нужно удерживать (лучше немного приподняв для беспрепятственного дыхания), а, когда приступ закончится, просто положить человека на бок. А вот разжимать рот и пытаться доставать язык не нужно. Не известно почему, но большинство «спасателей» обязательно пытаются это сделать.

Наталия Пешкова
Наталия Пешкова
Врач-терапевт высшей категории киевской городской клинической больницы № 6

Не нужно также совать нитроглицерин под язык человеку с сердечным приступом. Это довольно мощный препарат, способный резко снизить давление, чего нельзя допустить, если боль в сердце, на которую жалуется человек, не является следствием ишемии сосудов сердца при ИБС (ишемической болезни сердца). А если плохо стало беременной женщине, то следует немедленно вызывать бригаду скорой помощи, ведь речь идет о, как минимум, сразу двух жизнях. Кроме того, состояние беременной женщины может ухудшаться стремительно.

Конечно, мы желаем всем работникам аптек, чтобы им как можно реже приходилось сталкиваться с такими случаями. Но если все же такое случилось, то главное – не терять самообладания, действовать быстро и не допускать паники в помещении аптеки. На самом деле, мы, фармацевты и провизоры, все это знаем и умеем, именно поэтому, люди продолжают доверять работникам аптек. Мне сложно представить, чтобы фармацевт оставался безучастным к чужой боли. Но нужно всегда быть в форме, расширять свою профессиональную эрудицию, совершенствовать навыки. Наши сотрудники (и я в том числе) даже когда-то выучили язык жестов, чтобы понимать каждого, кто нуждается в нашей помощи.

Константин Холявчук
Константин Холявчук
Заместитель операционного директора ООО «Фармастор»

Похожие материалы