- Категория
- Бизнес
Догоняя Европу. Интервью с и.о. Министра здравоохранения Виктором Шафранским
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
2111
Виктор Шафранский надеется реформировать экстренную медицину и решить вопрос с лекарствами и вакцинами.
Алиса Светлакова, Корреспондент
Виктору Шафранскому, в данный момент исполняющему обязанности Министра здравоохранения, в ближайшее время доверят руководить медициной без приставки «и. о.». Перспектива, безусловно, рискованная — ни один министр, включая Премьера, не пробовал устоять под таким шквалом критики, заслуженной или нет, как [Александр] Квиташвили, Министр здравоохранения. Причины разные, но главная в том, что медицина — сфера, касающаяся каждого. И переживает она сейчас не самые лучшие времена. Под силу ли новому руководителю улучшить ситуацию и имидж украинской медицины?
— Уровень доступности медицины в сёлах, да и во многих городах, сомнителен, мягко говоря. Каким вы видите выход?
— Доступность медицинской помощи для всех, не зависимо от того, где живёт пациент, — конституционное право каждого украинца. Именно поэтому мы внедряем программу «Национальная сеть амбулаторий семейной медицины».
В данный момент таких амбулаторий в стране 5100-5200, в ближайшее время их планируется дооснастить современным оборудованием и кадрами. Также в планах создание ещё 2000 недостающих амбулаторий. Идея подобных центров заключается в том, чтобы пациент, почувствовав малейшее недомогание, сразу звонил семейному доктору. А тот, зная анамнез и всю семью этого человека, мог бы сразу сделать необходимые выводы, взять первоочередные анализы, проконсультировать.
Важно, чтобы такой вид медицины стал доступным, ведь в Европе, к примеру, 80% обращений к врачу обрабатывают семейные врачи. Подобная система уже работает в Польше, Литве, сейчас активно внедряется в Молдове.
Кстати, в Полтавской, Днепропетровской областях и на Волыни уже работают первые кабинеты амбулаторной медицины. Хорошие результаты показывает Винница — Владимир Гройсман, будучи мэром этого города, внедрил практику семейных амбулаторий в своём областном центре. Поэтому сейчас он оказывает полную поддержку в развитии этой инициативы в национальных масштабах.
— Лекарства в аптеках стали недоступны из-за своей дороговизны. Есть ли в планах Минздрава какая-то программа по контролю за ценообразованием?
— Отдельным пунктом программы нового Правительства является дерегуляция рынка препаратов. Сейчас в процессе утверждения и согласования находятся несколько законопроектов, нацеленных на снижение стоимости медикаментов минимум на 20-25%.
Кроме того, в процессе принятия находится закон об упрощении процедуры регистрации лекарств, который позволит существенно снизить затраты на их выведение в продажу и конечную стоимость в розничных сетях. Также упрощённая регистрация позволит расширить перечень представленных на рынке Украины зарубежных фармкомпаний, что создаст здоровую конкуренцию и также повлияет на снижение цен.
Мы завершаем ещё одну работу, связанную с оптимизацией ценообразования: составляем национальный перечень из порядка 800 лекарственных средств, конечная стоимость которых будет рассчитываться референтно, исходя из среднего арифметического цен, взятых в пяти соседних государствах. Это позволит зафиксировать стоимость основных препаратов и не допускать их удорожания.
— Какие меры предпринимает Минздрав для закупки недостающих вакцин и сывороток?
— В данный момент Минздрав аккумулировал максимум ресурса для создания Национального резерва вакцин и сывороток с целью предотвращения их дефицита. С начала мая мы поэтапно завозим десять самых жизненно важных вакцин (КПК, БЦЖ и др.).
К примеру, вакцины от КПК (корь, паротит, краснуха) мы уже развезли по областям 4-6 мая. Согласно графику некоторые вакцины (коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит) получим к концу мая, а вакцины от БЦЖ — в июне. Параллельно ежеквартально будут завозиться препараты, которые составят тот самый национальный резерв сывороток, создание которого я считаю приоритетным.
Есть ещё один сложный момент: Минздрав сейчас находится в поисках вакцин для редких заболеваний, таких как укусы змей, ботулизм, бешенство, укус паука каракурта и т. д. Здесь важно понимать, что мы одновременно стремимся закрыть как насущную потребность в вакцинах, так и создать резерв. Так, уже к концу текущего года мы начнём организовывать новые закупки на 2017 год. Однако на данный момент самое главное то, что международные организации предоставили нам чёткий график поставок. И я его контролирую ежедневно.
— Планируется ли какая-то реорганизация в предоставлении услуг экстренной медицины населению?
— Да, в данный момент реорганизация экстренной медицины — также одно из приоритетных направлений.
Так, если в странах Европы смертность «догоспитальных» пациентов на каждые 100 000 населения составляет 30-40 человек, то в Украине эта цифра 110-120 человек.
Выходом из ситуации является создание и оборудование оперативно координационных диспетчерских пунктов экстренной медицины, а также дооснащение существующих карет скорой помощи. Цель — сократить до минимума время между обращением пациента и его доставкой в больницу и уже в процессе транспортировки предоставить первичную медицинскую помощь.
И процесс идёт. Так, в Харьковской, Днепропетровской и Киевской областях данная программа уже внедрена и показывает хорошие результаты, а в остальных регионах страны, где есть действующие пункты, они ждут дооборудования необходимой современной техникой. Что касается финансирования, то этот вопрос будет решён в ближайшее время.
— В Украине очень высокий показатель смертности от инфарктов. Существует ли программа, нацеленная на решение проблемы?
— Программа «Борьба с болезнями сердца и инфарктами» есть. Она тесно связана с вопросом развития экстренной медицины. Мы намерены оснастить все без исключения автомобили скорой помощи электрокардиографами и системами мгновенной передачи результатов кардиограмм оперирующему хирургу.
Если кардиограмма покажет инфаркт, пациенту мгновенно введут тромболитик [препарат для растворения тромба в закупоренной артерии, провоцирующего заболевание]. Эти меры позволят спасать пациентов ещё до госпитализации, и это очень важно.
По статистике, ежегодно у 40 000 украинцев случаются инфаркты, а смертность составляет порядка 15%. При этом в Европе летальность не превышает 5%. Наша задача в ближайший год снизить показатель до европейского.
Материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 27 мая 2016 года.