Не все выдерживают испытание медными трубами. Так случилось и с Олегом Мусием, чье лицо засветилось на столичных рекламных щитах больше месяца назад – задолго до начала агитационной кампании по выборам в местные органы власти.
Олег Мусий стал широко известен стране после того, как его много и охотно показывали во время Майдана. Вместе с «медицинской сотней» от помогал протестующим. Эта известность и сделала из него политика. Однако, как оказалось, здесь четко сработал один из принципов Питера – «каждый делает карьеру до уровня своей некомпетентности». То есть человек шагает по карьерной лестнице до той ступеньки, на которой он уже не в состоянии справляться со своими обязанностями. Сильные в такой ситуации либо уходят в отставку, либо начинают активно повышать свой уровень, заодно находя эффективных соратников, способных подстраховать отсутствие тех или иных знаний либо умений. Совсем не то оказалось в нашем случае. Но лучше по порядку.
Сразу после Майдана Мусия, что было довольно ожидаемо, назначили министром здравоохранения. С ним за этот пост конкурировала Ольга Богомолец, но у той не хватило политической поддержки, а вот связей с «бывшим» отмечался явный избыток (а кто их не имел, тех связей?).
Свое сидение в минздравовском кресле Олег Мусий начал с назначения на посты своих заместителей людей, которые не имели отношения к здравоохранению. Это Наталья Лисневская – юрист, преподаватель одной из юридических кафедр Авиауниверситета (была уволена решением Кабмина в марте 2015 года «по собственному желанию»). А также Юрий Савко – экс-политолог, экс-программист, а до недавнего времени – директор Ассоциации производителей инновационных препаратов. Конфликт интересов? Не, не слыхали. Хотя оснований усмотреть тут признаки нелегального лоббирования – выше головы. Возможно, именно поэтому Савко был уволен даже до Лисневской – в конце января 2015 года. И тоже – «по собственному желанию».
В принципе, отсутствие нужного объема медицинско-управленческих компетенций у Мусия вполне объяснимо, хотя он и закончил мединститут. Ведь он только 2 года после интернатуры проработал врачом – до 1992 года. Затем его официальная биография в Wiki имеет длинное белое пятно – следующая информация датирована 2008 годом, когда он отправился получать последипломное образование в сфере управления здравоохранением. А вот не вполне официальные источники говорят о том, что между 1992 и 2008 годом он активно занимался околомедицинским бизнесом (медикаменты, медоборудование и т.п.), а также основал Всеукраинское врачебное общество.
Реформы в Минздраве Мусий начал с того, что легализовал сомнительную операцию своих предшественников. Он настолько быстро начал распределять по регионам закупленные его предшественниками машины скорой помощи, что правительство так и не смогло оспорить эту закупку, совершенную в 2013 году по неприлично задранным ценам. Операция случилась настолько быстро, что отыгрывать назад было поздно.
Дальше были скандалы со странным назначением руководителя Государственной санэпидслужбы, еще более странное назначение нового директора госпредприятия «Индар» (производитель инсулина для диабетиков и ряд других жизненно важных препаратов).
А к началу осени 2014 года у Мусия стало не складываться с подготовкой огромных тендеров по закупке медицинского оборудования, лекарственных средств и многого другого. Он регулярно получал выговоры за то, что не начинал предварительные переговоры с компаниями-производителями, особенно – отечественными. В конечном итоге, тендеры отодвигались или проходили с более узким кругом участников, что негативно сказывалось на конкуренции, а значит – на ценах и параметрах закупок. Например, известный скандал с закупками антивирусных препаратов для лечения гепатита С по тендеру, который состоялся уже после уходя Мусия, но готовился еще в бытность его министром. В том скандале громко засветились господа Петр Багрий (известный фармбизнесмен, его фирмы лидируют по победам в минздравовских тендерах) и Дмитрий Шерембей (один из лидеров организации «Пациенты Украины»). Тогда по странному стечению обстоятельств одна из компаний Багрия получила госзаказ на приобретение препарата, исключительное использование которого лоббировал Шерембей, опиравшийся на авторитет «Пациентов Украины».
Деятельность Мусия на посту министра закончилась громкой выволочкой со стороны Премьера – за некомпетентность и отсутствие результатов реформ – и смещением с этого поста в начале октября 2014 года.
Уходя, он организовал мощную публичную кампанию, обвиняя всех и вся в коррупции – в том числе, в возглавляемом им ведомстве. Но вот что интересно: Мусий так и не инициировал в собственном министерстве ни одного служебного расследования, не составил ни одного протокола о коррупционных действиях.
Зато Олег Мусий успел практически молниеносно зарегистрироваться в кандидаты по выборам в Верховную Раду осенью 2014 года и пройти по мажоритарному округу №124, который расположен во Львовской области (входят такие города, как Сокаль, Червоноград). Злые языки утверждают, что этот округ является вотчиной Игоря Кривецкого (народный депутат, часто ему приписывают псевдоним «Пупс»). И они же – злые языки – утверждают, что без содействия Пупса выборы бы не то что выиграть нельзя, а даже и провести. Косвенно эту версию подтверждает то, в какой политсиле всплыл Олег Мусий, когда в августе 2015 года вышел из фракции БПП после девятимесячного пребывания в ней.
В том, что Мусий выиграл выборы по мажоритарному округу в 2014 году благодаря щедрой спонсорской помощи, нет никаких сомнений. Его доход за два года (2013 и 2014 гг.) в сумме что-то около 600 тыс. грн (за счет продажи недвижимости, как указано в его налоговой декларации). За такие деньги ($40 тыс. по курсу ноября 2014 года) не то что кампанию не провести на мажоритарном округе, даже штаб не оплатить по рыночным ценам.
Свою службу участие во фракции БПП Мусию сослужило – это позволило ему активно атаковать своего преемника в Минздраве. На что не раз жаловался действующий министр здравоохранения. Например, 18 сентября в эфире 5 канала министр здравоохранения Александр Квиташвили заявил: «С этим комитетом я работать не смогу. И если у Парламента есть желание оставить меня в этой должности, то нужно менять состав комитета. Если этого не случится, то я физически просто не смогу ничего сделать, потому, что или все блокируется (профильным комитетом – ред.), или идут такие инициативы, которые не дают ничего сделать». «Это не саботаж против меня, а саботаж против страны и против реформы. Если Украина не начнет в этом году изменения, то это затянет реформу на многие если не годы, то месяцы точно», – добавил министр.
Как известно, возглавляет комитет Ольга Богомолец, а один из ее заместителей – Олег Мусий.
Но, как уже было сказано, в августе 2015 года Мусий получил предложение, от которого не смог отказаться – и воспользовался им. Он хлопнул дверью в БПП и перепрыгнул в партию «Народный контроль» – от ее имени он и светится сейчас на столичных рекламных щитах. Свежеиспеченную политсилу спонсирует, по данным издания «Левый берег», все тот же Игорь Кривецкий. Если это так, то на его деньги закуплены вереницы рекламных щитов на улицах Киева – с лицом Мусия и символикой «Нарконтроля».
В каком качестве и где вынырнет Олег Мусий? Ради чего оплачена рекламная кампания, соперничающая по размаху с рекламной кампанией действующего столичного мэра? Ответ явно надо искать где-то между фармбизнесом, фармлоббированием и большой политикой.