Гипербарическая оксигенотерапия: сила кислорода

Гипербарическая оксигенотерапия: сила кислорода

Оксигенотерапия привлекает внимание ученых уже более ста лет, и развитие этого метода полно научных поисков, драматических событий, больших надежд и глубокого уныния. Сто лет – долгий путь, который начался с использования «оксигенированных» продуктов в конце XIX века и фактически свернул в тупик уже после середины XXI века после многочисленных попыток внутрижелудочного и внутрикишечного введения кислорода с целью лечения самых разных болезней.

Эра кислорода

Кислород был выделен в 1775 году, и уже в течение 1800-х годов этот газ уже стал широко известен как панацея. Lancet и British Medical Journal опубликовали тогда многие статьи, в которых воспевались многочисленные «добродетели» кислорода. Например, первое издание в 1869 году пропагандировало использование… кислородного хлеба и воды.

В течение XIX века кислородная терапия фактически не получила какой-либо внятной научной базы (что и неудивительно), однако была доступна для широкой общественности. До наших дней дошло немало рекламных материалов на основе кислорода – чаще всего это были смеси закиси азота с карбонатом железа в сочетании хлоратом калия – покупатели получали цветной газ, и сам цвет убеждал их в эффективности рекламируемого средства.

Первая мировая война изменила настроение публики на более серьезное, и это отразилось на всех отраслях медицины. Собственно, прогресс в терапии кислородом резко ускорился частично из-за ужасов отравления газом в окопах войны и частично из-за достижения фундаментальной медицины. В то время кислород в основном использовался для лечения отравления фосгеном, который в высоких дозах вызывал отек легких через 6-10 часов после вдыхания, что приводило к острому респираторному дистресс-синдрому.

На тему применения кислорода в таких обстоятельствах был опубликован доклад в British Medical Journal. Ну, а первым ученым, построившим научный фундамент для кислородной терапии, считается шотландец Джон Скотт Холдейн (1860–1936), изучавший медицину в Эдинбургском университете и преподававший физиологию в Оксфорде. Холдейн уделял большое значение вентиляции легких при определенных патологических состояниях и опубликовал в начале 1917 года книгу «Терапевтическое применение кислорода», научившую генерацию врачей рациональному использованию этого газа в лечебных целях.

Естественно, его работа не уберегла последующие поколения от множества ошибок либо даже откровенного халатности в клиническом применении кислорода. Однако, как положительный, так и негативный опыт позволили накопить значительный объем информации для профессиональной оценки и углубленного анализа, по итогам которых можно сделать определенные умозаключения. И они еще далеки от однозначности.

В наши дни одни специалисты предлагают гипербарическую оксигенотерапию для неврологического восстановления для пациентов, пострадавших от сотрясения мозга, другие рассматривают целесообразность дополнительного лечения кислородом для некоторых категорий пациентов с онкологическими заболеваниями.

Неврологические преимущества

Большинство людей, пострадавших от сотрясения головного мозга, восстанавливаются до нормы, однако около 5% из них досаждают длительные симптомы – головные боли, головокружение, усталость, изменения настроения, различные когнитивные расстройства и т.д. Совокупность этих проявлений классифицируется как посткомоциональный синдром, в частности, он считается типичной проблемой спортсменов и военнослужащих. Такие симптомы в основном обусловлены повреждением кровеносных сосудов головного мозга, что затрудняет адекватную поставку кислорода в этот орган. Логично помочь этим пациентам, предоставив им дополнительный кислород.

Одно исследование показало, что лечение больных с посткомоционным синдромом чистым кислородом значительно улучшает их когнитивные функции и качество жизни. Как объяснили авторы этой работы, дополнительный кислород поступает в поврежденные участки и запускает в этих зонах процессы регенерации. По этим данным, дополнительный кислород помог регенерировать кровеносные сосуды и нервные волокна в мозге добровольцев. Израильские ученые подтвердили свои данные с помощью чувствительных техник МРТ. Они однозначно показали, что гипербарическая оксигенотерапия индуцировала ангиогенез в головном мозге и инициировала регенерацию нервных волокон в разных микроструктурах. В свою очередь, в тестах микроструктурные изменения коррелировали с улучшением когнитивных показателей.

Помощь в лечении опухолей

Еще один аргумент в пользу применения оксигенотерапии, правда, в другой форме нашли ученые из США. Они продемонстрировали, что кислородные микропузырьки при внутривенном введении способны улучшать эффективность лучевой терапии. Принцип следующий: гипоксия опухоли ограничивает чувствительность раковых клеток к радиации, а дозы кислорода, поданные локально в стабилизированных системах доставки под контролем ультразвука, снимают эту защиту с рака – восстанавливают чувствительность опухоли к радиации. Фокусируя энергию ультразвука на опухоль и инициируя разрушение микропузырьков, можно доставить кислород локально (микропузырьки циркулируют в системе кровоснабжения опухоли). Сначала разработчики доказали действенность этого подхода на модели мышей с опухолями молочной железы, но сейчас идет исследование с участием пациентов с развитой гепатоцеллюлярной карциномой и исследователи надеются достичь значительной сенсибилизации опухолей печени к радиации и у людей.

Также недавно была доказана эффективность гипербарической оксигенотерапии в лечении симптомов лучевого цистита.