Химическое оружие – проявление подлости, способное убить самого атакующего

Химическое оружие – проявление подлости, способное убить самого атакующего

Все чаще ведутся разговоры о химическом оружии, и, увы, для обсуждения этой темы есть все основания: буквально на днях оккупанты применили его против украинцев в Мариуполе. К счастью, не зарин или табун… Все же опасность использования российскими захватчиками смертельно опасных нервно-паралитических агентов существует. Хотя применение – неконвенциональное! – такого оружия может принять непредсказуемый оборот.

На самом деле все военное оружие — это оружие массового поражения, от пушек и бомб до штыков и стрел, ведь идея заключается в том, чтобы нанести смертельный урон как можно большему количеству людей «по ту сторону». Воюющие страны могут использовать что угодно, чтобы попытаться победить врага. Но химическое оружие считается самым подлым, самым коварным.

История учит тому, что никого ничему не учит

Всю неуправляемость, непредсказуемость химического оружия продемонстрировал первый же случай его использования. Немцы в апреле 1915 года выпустили волны газообразного хлора в битве при Ипре в Бельгии, но не учли направление ветра, и их оружие желтовато-зеленого цвета ударило по ним же самим. В этих первых атаках от ядовитых испарений погибло около тысячи немецких пехотинцев. Войска Германии не смогли продолжить боевые действия при Ипре.

В той битве, где было использовано 168 тонн (!) хлора, Германия не получила никакого преимущества, ни тактического, ни стратегического, а в политическом аспекте даже проиграла: страны Антанты сразу же заявили, что Германия нарушила принципы международного права. Тем не менее, химическое оружие начали использовать уже в той войне: горчичный газ и фосген применялись как немцами, так и англичанами.

Фото: Первое применение химического оружия в Первой мировой войне
Фото: Первое применение химического оружия в Первой мировой войне

Применение газа во время Первой мировой войны стало одним из преступлений против человечества и символом бессмысленного истребления людей. Это понимали уже тогда: немецкой программой разработки химического оружия руководил Фриц Габер. Когда его жена, химик Клара Иммервар, узнала, что он собирается использоваться газ для убийства людей, она застрелилась.

В той же войне появился люизит — «роса смерти», который был открыт американскими учеными и производился в Огайо. Люизит никогда не использовался в бою, но Соединенные Штаты выпускали его тоннами. В конце 1918 года его отправили по железной дороге на восток в Балтимор, где погрузили на суда, направлявшиеся во Францию. Война закончилась до того, как туда добрались корабли, и тонны люизита вылили в океан.

Каким бы ужасным ни было это оружие, химики продолжали поиск отравляющих веществ. Более токсичные нервно-паралитические агенты были разработаны накануне Второй мировой войны – Герхардом Шредером, работавшим на Bayer, недалеко от Рура в 1936 году.

К счастью, эти вещества не получили активного применения в театре боевых действий, хотя все страны наперегонки накапливали запасы таких токсинов. К тому времени, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, по всей стране работал химический корпус: считалось, что химическое оружие может понадобиться для завоевания Японии.

Химическое оружие: де-юре и де-факто

После окончания безумия Второй мировой многими странами были подписаны договоры о химическом оружии, по условиям которых запасы отравляющих веществ надлежит уничтожить. Стороны также обязались никогда не разрабатывать новые соединения. (На уничтожение американских запасов зарина, зомана и других нервно-паралитических веществ ушли годы.)

РФ подписала такой договор после распада СССР. И все же химическое оружие у России есть – мало того: она продолжала его разрабатывать! Все слышали о «новичке», нервно-паралитическом агенте, который 5-10 раз более смертоносен, чем зоман.

Вообще, в мире хранится значительный запас очень токсичных веществ, вопрос только в том, кто первым «нажмет на курок».

Россия уже на него нажимала, причем неоднократно. Последние задокументированные случаи были на Ближнем Востоке. Опыт Дамаска и Алеппо трагичен. Чтобы украинские города не повторили судьбу сирийских, несколько недель тому назад академия «Добробут» организовала тренинг «Медицинская помощь при химических, биологических и радиационных атаках», на котором сирийские врачи рассказали о контрмерах при химических атаках.

Среди прочего, специалисты из Сирии объяснили, как оказывать первую помощь пострадавшим, определять степень и характер повреждений, и, главное, как уберечь себя и коллег, чтобы медперсонал сохранил работоспособность и возможность спасти окружающих. В финале организаторы и участники выразили надежду, что полученные знания и опыт понадобятся украинцам только в теории. Но насколько оправдан такой оптимизм?

Ученый: химическое оружие не должно применяться в Украине

Химик-органик Дуглас Некерс — заслуженный профессор университета Макмастера и основатель Центра фотохимических наук в Государственном университете Боулинг-Грин — задается вопросом: применит ли РФ химическое оружие против Украины? Может ли это произойти сегодня? Может быть, снова будет использовано худшее оружие в истории человечества, и Путин применит химическое оружие именно против украинцев?

Это неизвестно. Что однозначно понятно, так это то, что с таким оружием война принимает «отвратительный оборот», — констатирует ученый.

Ожидать ли, что русские применят химическое оружие в Украине? Дуглас Некерс считает, что существует очень высокая вероятность именно такого варианта развития событий, поскольку вторжение «увязло», а моральные качества Путина уже даже и не обсуждаются.

Но все же ученый еще раз напоминает, что российские оккупанты не имеют права применять химическое оружие.