Большая вода – большая беда: каких рисков еще ожидать и как их избежать

Елена Мошенец / /Facebook
Елена Мошенец / Facebook

Трагедия на Каховской ГЭС повлекла за собой многочисленные угрозы для здоровья населения, и не только на затопленных и обезвоженных территориях. Просчитаны ли возможные последствия для всего государства и кого они могут затронуть? Каких неожиданности нас подстерегают? Что актуально в плане безопасности сегодня, и на что настраиваться в перспективе?

Об этом рассказал руководитель отдела факторов производственной и окружающей среды Центра общественного здоровья Минздрава Анатолий ОПЕРЧУК.

Анатолий Оперчук
Анатолий Оперчук

Ситуация динамично меняется

Какие инфекционные угрозы после разрушения Каховской ГЭС ушли, а какие остались, и возможно ли их компетентно отследить?

Теракт на Каховской ГЭС произошел 6 июня, но и по сей день ситуация динамично меняется. В первые дни это была катастрофа с затоплением территорий, необходимо было спасать людей. Когда вода начала спадать, возникли другие проблемы. Поэтому уже на третий день после аварии в регион выехали специалисты Минздрава, в частности, ЦОЗ, которые оперативно проанализировали способность учреждений здравоохранения влиять на чрезвычайную ситуацию, а также предприняли несколько важных шагов.

Во-первых, в Херсоне удалось запустить в работу две лаборатории гигиенического профиля и три биологического профиля. Благодаря этому удалось вовремя приступить к отслеживанию биологических и гигиенических последствий катастрофы. Херсон недавно вышел из оккупации, помещения, в которых проводились такие исследования, попали под обстрелы. Но сейчас все восстановлено, оборудование установлено. Осталась одна огромная проблема – физически не хватает кадров. Подрыв Каховской ГЭС еще больше усложнил ситуацию, к тому же в городе продолжаются постоянные обстрелы, почти две трети работников выехали за пределы города, однако благодаря оставшимся на рабочих местах специалистам лаборатории работают на предусмотренную для них мощность. Коллеги из Николаева подставили свое плечо, другие областные центры контроля и профилактики болезней также помогают.

Кроме того, в Херсоне на полную мощность заработало инфекционное отделение больницы – с резервной базой коек на случай вспышек инфекционных болезней. Предусмотрена возможность перепрофилирования других отделений больниц в инфекционные.

Каково состояние инфекционной заболеваемости в наиболее пострадавших областях сегодня?

В настоящее время в Херсонской, Николаевской и Одесской областях нет угрожающей ситуации в этом плане.

Выживает кто как может

Несмотря на то, что вода крайне загрязнена?

К счастью, несмотря на то, что Херсон расположен на берегу Днепра, его жители не употребляют воду из Днепра, они снабжены ею из скважин. Относительно Николаева – там был водозабор из Днепра, но во время оккупации города он был перерезан оккупантами и областные власти вынуждены были бурить скважины. Сегодня жители Николаева также не пользуются водой из Днепра.

Гораздо более сложная ситуация на территории, находящейся выше Каховской дамбы, в населенных пунктах рядом с Каховским водохранилищем (Кривой Рог, Никополь, Марганец и Покровск). Южное водохранилище, которым пользовались жители Кривого Рога, практически осталось без воды, потому что наполнялось за счет ныне недействующего канала Днепр-Кривой Рог. Поэтому город обходится лишь одним не пострадавшим источником водоснабжения и перешел на жесткий режим экономии.

Относительно Никополя, Марганца, Покровска, Апостолова там наработан план бурения скважин, работают гидрогеологи, прогнозируют ситуацию с подземными водами, которая также изменится в связи с тем, что Каховское море «ушло». Пока что эти города выживают на привозной воде.

А какова ситуация на оккупированной территории?

Что касается левого берега – он нам неподконтролен совсем. К сожалению, информация поступающая оттуда, совсем неутешительна. Левый берег Херсона, Запорожская и часть Донецкой области остались практически без воды.

Вся «нецентрализованная»вода считается загрязненной

Что делать селам, ведь там столько «неконтролируемых» колодцев?

Там также работают гидрогеологи по бурению скважин, потому что колодцы, скорее всего, высохнут. Мы сотрудничаем с гидрогеологами в плане того, на какой глубине вода может быть пригодна для питья. Ведь вся вода в том регионе, которая поступает не из источников централизованного водоснабжения (в колодцах, реках или озерах), считается потенциально загрязненной. Поэтому мы ее даже не исследуем, на это не хватит ни человеческих, ни материальных ресурсов.

Как обходиться населению с такой водой?

Лучше употреблять бутилированную воду. Благодаря волонтерам ее на Херсонщине и Николаевщине вполне достаточно. Но есть отдельные регионы, где ее не хватает. Поэтому мы рекомендуем в крайних случаях набрать воду, отстоять ее, отфильтровать (через несколько слоев марли, плотную ткань и т.п.), чтобы довести до состояния прозрачности, а затем добавить специальную таблетку для обеззараживания. На сегодняшний день практически во все территориальные общины, центры ПМСП такие таблетки розданы. Их достаточно для нужд населения. Единственная просьба – внимательно читать инструкцию и четко ее придерживаться, потому что производители могут быть разные, поэтому и указания, дозировка тоже. Неочищенную таким образом воду мы не рекомендуем даже для использования в хозяйстве (мыть посуду, овощи).

Кипячение тоже не вариант выхода?

Да. Ведь речь идет не только о биологической угрозе, но и о химической. Каховское водохранилище было последним резервуаром, где брали воду из Днепра для всего днепровского каскада. А по течению находятся промышленные города, где работали металлургические комбинаты, коксохимические, химические предприятия. Мы можем только догадываться, какие там были аварийные ситуации. Поэтому сегодня кроме бактериологического, проводится еще и химико-токсикологический мониторинг почвы и воды. Это довольно сложные анализы на соли тяжелых металлов и другие гигиенические показатели. На данный момент нестандартных проб по этим показателям мы не имеем, но еще не везде отошла высокая вода и мы не можем охватить всю территорию. Также наши центры отбирают и исследуют пробы по загрязнению почвы и воды пестицидами.

Опасность не только от воды, но и из-за ее отсутствия

Экологи правы, когда говорят, что эти земли потеряны для сельского хозяйства на десятилетие вперед?

Я считаю это очередным вбросом информации, которая только будоражит население. Для таких заявлений необходимы углубленные исследования и неопровержимые доказательства. В настоящее время такие прогнозы не подтверждены.

А то, что дно Каховского водохранилища высохнет, несет какие-то угрозы, кроме экологических?

К сожалению, да. Впереди лето, жара. И дно водохранилища становится потенциально опасным из-за того, что будет подниматься пыль с химическими частицами, какими-то опасными биологическими элементами, все это может попасть в атмосферный воздух и повлечь за собой ряд заболеваний. Но это пока только потенциальная опасность. Мы ее учитываем и над этим работаем. Пока ничего нештатного не происходит.

Не случится ли так, что угрозы «поползут» дальше, за пределы ныне актуальных регионов?

Вообще, под угрозой оказалось все Черное море. Эта угроза связана с его биологическим загрязнением, вследствие чего инфекционные заболевания могут возникать не только в Украине, но и в Болгарии, странах Средиземноморья. Такие риски не снимаются.

Готовиться ли к вспышке холеры

Вспышки каких заболеваний можно ожидать в связи с «водной» проблемой?

Прежде всего водным путем передается холера. Это угроза номер один. В южных регионах Украины даже в мирное время постоянно высевались непатогенные штаммы холеры. И сейчас они высеваются в Одессе. Сегодня мы понимаем, что вся вода (18 трлн кубов), которая вылилась из Каховского водохранилища, пошла в сторону Одессы, собирая на своем пути все опасности. Поэтому эпидситуация в Одесской области потенциально усложнилась. Само собой под большим риском Херсонщина и Николаевщина. Но мы постоянно держим ситуацию на контроле, специалисты работают в режиме 24/7.

Вторая группа риска – кишечные инфекции, энтериты, дизентерия и т.д.

Третья – группа заболеваний, вызванных патогенными ротавирусами и энтеровирусами, которые передаются водным путем, особенно вирусами гепатита типа А. Но их нам следует ожидать примерно через месяц, учитывая инкубационный период.

Также среди особо опасных инфекций – лептоспироз (очень много грызунов и маленьких озер, ушедших в поток воды). Может быть и брюшной тиф. Именно эти основные группы заболеваний направлены усилия наших специалистов.

Достаточно ли тестов на обнаружение холеры и стоит ли купить их в аптеке?

Регионы, наиболее пострадавшие от теракта на Каховской ГЭС, получили такие тесты еще и от других регионов, которых эта беда обошла. Поэтому я считаю, что населению не следует индивидуально запасаться тестами. Да и вообще в таких вопросах, и диагностики, и лечения, лучше довериться специалистам. А они на местах снабжены всем необходимым.

Лучше советую населению пополнить домашнюю аптечку дезинфектантами, чтобы обрабатывать руки, овощи и потребляемые фрукты. У нас уже есть такой опыт, приобретенный во время пандемии Covid-19. Поэтому и дальше его используем.

Что должно насторожить человека, побывавшего в зоне затопления?

Любой врач должен учесть этот факт при сборе анамнеза. Медицинская система в этом плане предупреждена и работает четко. Да и пациентам следует понимать – любое отклонение от привычного состояния здоровья может быть следствием пребывания в зоне бедствия, даже если вы волонтер или спасатель, и не находились там долго. Поэтому в случае любого недомогания – сразу к врачу!