Поставить к стенту: Чем Boston Scientific поплатилась за покупку десятилетней давности

Поставить к стенту: Чем Boston Scientific поплатилась за покупку десятилетней давности

Johnson&Johnson требует от Boston Scientific возмещения убытков в размере $7,23 млрд. Почти 10 лет назад ответчик сорвал сделку J&J по приобретению производителя медизделий Guidant и купил компанию сам. Эта покупка стала для Boston настоящей катастрофой.

Ольга Каныгина, журнал VADEMECUM

Федеральный суд Нью‑Йорка в декабре 2014 года возобновил рассмотрение иска Johnson&Johnson, требующей от американской Boston Scientific возмещения убытков в размере $7,23 млрд. Почти 10 лет назад ответчик в упорной борьбе сорвал сделку Johnson&Johnson по приобретению производителя медицинских изделий Guidant и купил компанию сам. Победа оказалась пирровой, сделка принесла Boston Scientific только убытки и огромные судебные иски.

Компания Guidant выросла из подразделения медицинских изделий и диагностики американской фармкомпании Eli Lilly. В начале 90‑х годов выручка подразделения достигала 20% от об­щей годовой выручки Eli Lilly, составлявшей $6 млрд, основным его товаром были дефи­брилляторы. В мае 1992 года Eli Lilly пришлось прекратить поставки некоторых моделей этих медизделий из‑за производственных неуря­диц. И это была не единственная проблема, с которой компания столкнулась тогда: многие ее блокбастеры потеряли патентную защиту, на зарубежных рынках Eli Lilly тес­нили конкуренты, рыночная стоимость стала падать. За полтора года капитализация ком­пании снизилась на треть, в результате чего генеральный директор Вон Брайсон лишился своего поста. Ставший его преемником Рэн­далл Тобиас понимал, что для ликвидации не­гативной тенденции необходимы решительные меры. Прислушавшись к мнению экспертов, в 1994 он провел спин‑офф, отделил в качестве самостоятельной бизнес‑единицы подразде­ление, которое специализировалось на медицинских изделиях и диагностике. Новая компания получила название Guidant и начала свою самостоятель­ную жизнь под управлением бывших топ‑менеджеров Eli Lilly.

Guidant бросила все силы на разработку новой продукции. Ежегодно компания тратила на проекты R&D около $160 млн. В ассорти­менте Guidant появилось немало медизделий для сердечно‑сосудистой хирургии: коронар­ные стенты, дефибрилляторы, кардиости­муляторы и катетеры. К концу 90‑х Guidant принадлежало уже 49% мирового рынка дефи­брилляторов и 50% рынка стентов, выручка приближалась к $1 млрд.

Главным конкурентом компании на рынке медизделий и медоборудования, который в середине 90‑х оценивался в $120 млрд, была Medtronic, выручка которой в 1996 году соста­вила $2,4 млрд.

В 2004 году Guidant получила от Johnson& Johnson, с которой ожесточенно конкуриро­вала по многим позициям (и даже за два года до того выплатила $425 млн за нарушение патентов J&J), предложение о покупке. Johnson&Johnson была готова заплатить $21,5 млрд. Чтобы избежать проблем с ан­тимонопольными службами, представите­ли обеих компаний договорились передать лицензию на Rapid Exchange, новейшую технологию Guidant по установке сосудистых стентов, третьей стороне – американской Abbott Laboratories. Компании уже приступили к процессу заключения сделки, однако в ноябре 2005 года в дело вмешалась Boston Scientific.

Ее менеджерам предстояло быстро урегули­ровать ту же проблему с антимонопольными органами, на решение которой J&J потратила 10 месяцев. У Boston столько времени не было, они пошли другим путем – сумели привлечь на свою сторону Abbott, пообещав в случае успеха отдать ей вместо одной лицензии весь процветающий бизнес Guidant по интервен­ционной кардиологии – научные разработки, систему сбыта и современное производство. Самой Guidant менеджеры Boston Scientific, страстно желавшие заключить сделку, пред­ложили существенно больше, чем J&J, в ходе торгов доведя свое предложение до $27 млрд.

При активной поддержке Abbott и Guidant проблемы с регуляторами были решены, и это принесло Boston Scientific победу – в январе 2006 года сделка была заключена.

Представители Johnson&Johnson заявили, что, по условиям заключенного между ними и Guidant соглашения, последняя не име­ла права даже рассматривать предложения от других компаний, а также вести переговоры с Abbott о передаче ей своего отдела интер­венционной кардиологии. Johnson&Johnson подала на Abbot и Guidant в суд и получила $705 млн в качестве неустойки.

Доставшаяся дорогой ценой покупка не при­несла Boston Scientific выгоды – уже во II квар­тале 2006 года компания потерпела убытки в размере $4,26 млрд в связи с отзывом с рынка продукции, разработанной в Guidant.

За минувшие с тех пор 10 лет рыночная сто­имость Johnson&Johnson выросла более чем на 80% – до $298 млрд, в то время как Boston Scientific из‑за проблем с продукцией, наобо­рот, потеряла 60% капитализации, ее рыночная оценка упала до $17 млрд, четыре из пяти по­следних лет были для компании убыточными.

В выигрыше осталась только Abbott, получив­шая выгодный бизнес и научные разработки Guidant, а также сумевшая отбиться в судах от претензий J&J.

А вот злоключения Boston Scientific еще не за­кончились – в ноябре 2014 года Johnson&Johnson снова обратилась в суд. На этот раз истец потребовал компенсации своих убытков и упущенной выгоды в размере $7,23 млрд. Это больше, чем выручка Boston Scientific за весь 2013 год (она со­ставила $7,14 млрд). Федеральный суд Нью‑Йор­ка 19 ноября приступил к рассмотрению дела. Предварительные слушания прошли в кон­це ноября. Рассмотрение по существу началось 15 декабря 2014 года, когда обе стороны предо­ставили все документы по сделке, совершенной почти 10 лет назад.

Стороны намерены биться отчаянно, что вид­но по выбору юристов.

Johnson&Johnson наняла Шона Коффи, знаме­нитого тем, что после скандального банкрот­ства WorldCom, американского телекоммуни­кационного оператора №2, он сумел отсудить свыше $6 млрд у нажившихся на этом банков с Уолл‑Стрит. Он уже успел обвинить Guidant и Boston Scientific в «разглашении конфиден­циальной информации, обмане и преднаме­ренном срыве сделки».

Команду юристов со стороны Boston Scientific возглавит Дэвид Бойе, известный по множе­ству громких дел, в том числе резонансному процессу «Перри против Шварценеггера», в ре­зультате которого Верховный суд США при­знал незаконным запрет на однополые браки в Калифорнии.

Адвокаты Boston уже заявили в суде, что требования компенсации упущенной выгоды необоснованны, потому что никакой выго­ды не было. Наоборот, приобретение Guidant стало для Boston настоящей «катастрофой» и большой удачей для Johnson&Johnson.

Похожие материалы