- Категория
- Бизнес
Лоток свободы: Китайские власти думают, как лучше обставить либерализацию рынка лекарств
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1503
Пересмотр механизма ценообразования – часть реформы всей системы здравоохранения, которая проводится в Китае с 2009 года. На ее осуществление уже израсходовано 3 трлн юаней ($488 млн).
Евгения Журавлева, журнал VADEMECUM
Премьер‑министр КНР Ли Кэцян заявил 15 ноября на заседании Госсовета КНР, что в стране существует дисбаланс между низкими ценами на медуслуги и высокой стоимостью препаратов, в связи с чем ценообразование на лекарства нуждается в реформе. Более того, по данным китайской прессы, у Комиссии по развитию и реформам (бывший Госплан) уже готов соответствующий законопроект, который сейчас находится на стадии обсуждения с департаментами ценообразования провинций.
Пересмотр механизма ценообразования – часть реформы всей системы здравоохранения, которая проводится в Китае с 2009 года. На ее осуществление уже израсходовано 3 трлн юаней ($488 млн). В ходе реализации реформы все население страны было охвачено базовым медицинским страхованием, начал активно развиваться частный сектор в сфере здравоохранения, постепенно открывается доступ на рынок медицинских услуг для иностранных компаний.
Все нормы, касающиеся цен на лекарства, регламентируются несколькими законодательными актами: Законом о цене, Законом об управлении лекарственными средствами и Правилами исполнения Закона об управлении лекарственными средствами.
С точки зрения ценообразования все препараты в Китае делятся на три группы. В первой нет государственных ограничений, цены формируются на рыночной основе. Цены на вторую группу препаратов устанавливаются в процессе тендеров, торгов и централизованных госзакупок, зачастую стоимость таких медикаментов является результатом договоренности между государством и фармпроизводителем. Третья группа – это лекарства, попадающие в контролируемые государством перечни: Перечень страховых ЛС и Список основных препаратов.
Нельзя сказать, что китайское правительство так сильно зарегулировало отрасль – фактически более трех четвертей фармацевтического рынка работает в условиях свободной конкуренции. Фиксированная цена применяется для 100 наименований, которыми государство бесплатно обеспечивает население (это примерно 0,8% от всего фармрынка страны), и еще для 2 600 препаратов установлен потолок цен – это примерно 22% рынка, общий объем которого в 2012 году составлял 926,1 млрд юаней ($150,7 млрд).
Цены на препараты контролируются на двух уровнях: центральном (рецептурные) и провинциальном (безрецептурные ЛС). Стоимость 1 900 рецептурных препаратов, попадающих в Список основных препаратов и Перечень страховых ЛС, устанавливает Комиссия по развитию и реформам, остальные 800 – безрецептурные препараты из Перечня страховых ЛС и дополнительного списка страховых препаратов, который формируется каждой провинцией самостоятельно в зависимости от нужд региона. Нередко это приводит к коррупционным скандалам. В Комиссии по развитию и реформам полагают, что существующая система регулирования цен неэффективна, не имеет научного обоснования и не решает проблему высокой стоимости лекарственных средств, именно поэтому они планируют либерализацию цен.
Как сообщает китайское деловое издание Yicai, которому удалось ознакомиться с новым законопроектом, по инициативе комиссии в первую очередь планируется отпустить цены на продукты крови и вакцины для профилактической иммунизации, контрацептивы, психотропные препараты первого класса и анестетические ЛС, а также запатентованные оригинальные препараты. Сейчас все эти виды лекарственных средств строго контролируются властями не только в плане цены, но и в вопросах оборота, хранения и логистики.
По мнению аналитиков из Yicai, эти группы выбраны не случайно. Продукты крови из Перечня страховых ЛС в связи с развитием рынка и увеличением производственной базы легко можно будет заменить препаратами местного производства, а высокая конкуренция ограничит цены более эффективно, чем госрегулирование. Оборот и производство психотропных препаратов первого класса и анестетических препаратов весьма строго контролируются, а рынок и объемы их продаж невелики. Контрацептивы и вакцины для иммунизации, как правило, закупаются государством посредством тендеров, и цена формируется в результате договоренностей между финансовым ведомством страны и производителями. Продажи же запатентованных препаратов на территории КНР не очень высоки, зато либерализация их цен позитивно скажется на вложениях компаний в программы R&D. Помимо вопроса контроля над ценами, власти предлагают за ненадобностью ликвидировать региональные департаменты ценообразования.
Как и следовало ожидать, представители фармацевтической отрасли оценивают грядущую реформу в основном положительно. По мнению секретаря партийного комитета Китайского медицинского общества Жао Кэциня, без реформы цен на ЛС успешная реформа здравоохранения вообще невозможна.
≪Это явный признак либерализации контроля в области лекарственных средств. Несмотря на то что такого документа еще нет, курс на свободное формирование цены уже взят≫, – цитирует Yicai отраслевого эксперта, пожелавшего сохранить анонимность.
Есть у реформы и противники, это представители госпитального сектора, через который в КНР налажен сбыт более 80% препаратов. Либерализация может повлечь за собой резкое падение цен, что негативно скажется на доходах больниц, считает заместитель секретаря Китайской ассоциации больниц Чжуан Ицян. Дело в том, что, по закону, розничная наценка для лекарственных средств не может превышать 15% к цене поставки. Чем дешевле закупается препарат, тем меньше прибыль лечебного учреждения от его продажи.
Это приводит к тому, что в Китае не раз уже отмечались случаи завышения закупочных цен. Например, в 2010 году стало известно, что больница города Чанша закупала препарат традиционной китайской медицины Lusun Pian (основным ингредиентом которого является спаржа) по цене 185,2 юаня ($29,5) за флакон и продавала в розницу по 213 юаней ($34,6), притом что цена производителя составляла всего лишь 15,5 юаня ($2,5).
Одна только либерализация цен не решит проблем сектора, отмечают эксперты. По данным издания Guangmingwang (GMW), многие жители материкового Китая специально ездят за препаратами в Гонконг, потому что там цены существенно ниже. Например, онкопрепарат Эрбитукс обходится континентальным китайцам в 4 698 юаней ($764,5), а гонконгцам на 1 498 юаней ($243,7) дешевле, онкоблокбастер Нексавар стоит на материке 24 267 юаней ($3 949), а в Гонконге – 17 600 юаней ($2 864). В высоких ценах эксперты портала GMW винят коррупцию: по их мнению, фармпроизводители доплачивают врачам за выписку определенного препарата, закладывая эти расходы в конечную цену. Пока существуют такие финансовые связи, реформа по либерализации цен будет неэффективна, отмечает GMW.
Помимо этого, чтобы правильно и безболезненно для бюджета страны внедрить новый порядок ценового регулирования, необходимо будет либо пересмотреть законодательство, либо вовсе исключить ≪освобожденные≫ препараты из Перечня страховых ЛС. Регуляторам еще предстоит поломать голову над формулировками. Времени осталось не так уж много – ожидается, что документ будет готов к концу 2014 года и вступит в силу с января будущего года.