Гармония гормонов на фоне стресса: возможно ли?

Елена Добровинская, к.мед.н., эндокринолог, диетолог. /Фото из личного архива
Елена Добровинская, к.мед.н., эндокринолог, диетолог. Фото из личного архива

Что изменила сегодняшняя ситуация во взаимоотношениях врача с его пациентами, фармацевта и посетителей аптеки? В действительности очень много! Сейчас мы все чаще говорим не об услуге, а о заботе и помощи.

О том, какие нейроэндокринные нарушения провоцируют стресс, как эндокринная система реагирует на острый, а как на хронический стресс. А еще о том, почему именно сегодня так полезно (в том числе и для стройности) обниматься, рассказывает Елена ДОБРОВИНСКАЯ, к.мед.н., эндокринолог, диетолог.

Стандарты медпомощи в новых реалиях: стресс и продовольственная безопасность – часть анамнеза

Если когда-то стресс и страх защищали наших предков, помогали им выживать, то для современного человека пользы от стресса очень мало. Чаще всего, сейчас мы говорим о стрессе как триггере, как факторе риска развития заболеваний, как факторе, с которым необходимо бороться.

Конечно, мы и раньше знали, как стресс влияет на течение хронических заболеваний, в частности, эндокринологических. Но никогда раньше мы не видели такого количества соматической патологии, спровоцированной стрессом.

Одним из «признаков» нашего времени, например, является то, что во время визита/дистанционного общения со своими пациентами, эндокринолог теперь должен оценить не только соматическое, но и ментальное здоровье человека.

Многие врачи внедрили теперь для себя такое новое правило. Ведь, осматривая пациентов, мы видим значительное ухудшение их здоровья из-за перманентного длительного стресса, ПТСР, травматических событий и т.д. Особенно хорошо это осознаешь, поработав в тех местах, которые либо были в оккупации, либо находятся рядом с передовой. Таким образом, сегодня следует принимать во внимание не только историю болезни, но и множество других обстоятельств. В частности, находится ли наш пациент в продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность – это наличие достаточного количества безопасной и питательной пищи.

Ведь для людей, живущих с сахарным диабетом (СД) всех типов, адекватное питание очень важно, в противном случае, у них существенно повышаются риски неконтролируемой гипергликемии и тяжелой гипогликемии.

Причем речь идет не столько о количестве, сколько о качестве продуктов, которыми питаются люди с диабетом. Некачественные продукты, несоблюдение диеты – крайне важные причины ухудшения течения эндокринных заболеваний, согласно Стандартам медицинской помощи на 2023 год Американской диабетической ассоциации (ADA), среди которых также:

  • постоянное потребление обработанных продуктов, богатых быстрыми углеводами (такие пищевые продукты, как правило, самые доступные, самые дешевые);
  • переедание;
  • финансовые ограничения для лечения эндокринных заболеваний;
  • отсутствие необходимых лекарств.

Стойкость против травмы и стресса

Травма и ее последствия снижают нашу адаптивность

Травма/травматическое событие – это мощное стрессовое, часто опасное для жизни событие или целый ряд событий. Такой опыт может изменять нейронные реакции человека, которые, в свою очередь, снижают его способность эффективно преодолевать новые стрессовые ситуации, то есть снижают его адаптивные возможности.

Одна из самых тяжелых реакций на травму – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Это распространенное и изнурительное психиатрическое расстройство, которое может вызвать сильный страх, паника или беспомощность. ПТСР может развиться у любого индивидуума, независимо от возраста, пола и т.п. К сожалению, дети и подростки также находятся под угрозой развития этого расстройства.

Как стресс изменяет наш гомеостаз

Любой стресс – острый, а тем более хронический длительный – нарушает гомеостаз, воздействуя на гормональный баланс человека, вызывая зависимые друг от друга реакции автономной и эндокринной нервной системы:

Под влиянием острого или хронического стресса ↑ уровень сахара в крови, ↑ артериальное давление (АД), ↑ уровень холестерина, триглицеридов.

Таким образом, основной нейроэндокринной реакцией на стресс является активация т.н. гипоталамо-гипофизарно-надпочечной (ГГН) системы.

Гипоталамус – сверхважная структура, к которой относятся: зрительный перекресток, зрительный путь, серый холм, воронка, нейрогипофиз, сосочковые тела и, собственно, подталамический участок.

Гипоталамус координирует поведение, определяющее индивидуальное и коллективное выживание. Ведь объединяет соответствующие автономные и нейроэндокринные ответы для поддержки гомеостаза, будучи высокоинтегрированным сенсорным и моторным участком, контролирующим эндокринное, автономное и соматическое поведение. Здесь происходит оценка гомеостаза; происходящее сейчас событие мозг определяет, сравнивая с имеющимся опытом: это нормальная ситуация или стрессовая?

Надпочечники – конечный пункт работы гипоталамуса. Надпочечники вырабатывают крайне важные гормоны (адреналин, норадреналин, кортикостероиды, андрогены), регулирующие жизненно важные функции организма – АД, водно-солевой баланс, обмен веществ и т.д.

Состоят надпочечники из двух слоев: кора (производит стероидные гормоны) и мозговое вещество (производит катехоламины).

Итак, ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники при ПТСР выглядит следующим образом: мозг распознает стресс → гипоталамус активирует два пути: автономную нервную систему и ось ГГН → быстрее действует первый путь: АНС высвобождает адреналин и норадреналин → второй путь действует медленнее: высвобождаются глюкокортикоиды → возникает нарушение регуляции оси ГГН, которое ассоциируется с определенными психическими расстройствами (ПТСР, депрессия, шизофрения).

Адаптационные реакции на стресс: как это происходит

В ответ на стресс в гипоталамусе активно производится кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ) и вазопрессин. Попадая в портальный кровоток гипофиза, они стимулируют секрецию адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, стимулирует секрецию глюкокортикоидов (ГК).

ГК помогают контролировать ось ГГН, скорость метаболизма белков, жиров и сахаров. Они также очень важны для системной адаптации к стрессу, осуществляемого путем контроля поступления энергии через стимуляцию гликолиза, глюконеогенеза и протеолиза для поставок аминокислот – субстратов для глюконеогенеза. ГК модулируют синтез и действие ряда гормонов, подавляя иммунную систему; повышают уровень депрессии и влияют на репродуктивную систему, подавляя фертильность.

Секреция ГК имеет суточные ритмы с активацией днем и низким уровнем секреции ночью. При остром стрессе нормальной реакцией является быстрое повышение уровня ГК, который вскоре возвращается к своим исходным значениям. При патологической реакции на стресс уровень ГК не возвращается к норме. Но с течением времени происходит десенсибилизация – уровень отрицательного напряжения, страхов и тревоги снижается.

Какими могут быть последствия

«Инструменты» стресса против нейроэндокринной системы

Гипоталамо-гипофизарно-гонадная ось: в норме гормон киспептин-1 (регулятор репродукции) запускает секрецию гонадотропин-рилизинг гормона (ГРГ) и функцию гонад. Но под действием стресса стимуляция ГРГ угнетает выработку киспептина-1, соответственно и ГРГ и функции гонад. Тем временем на периферии высокий уровень ГК снижает функцию половых желез, что особенно критично в детском и подростковом возрасте.

Гипоталамо-гипофизарно-тиреоидная ось: высокий уровень ГК ингибирует продукцию тиреоид-рилизинг гормона (ТРГ). КРГ стимулирует выработку соматостатина, что угнетает выработку ТТГ (а также соматотропина), а ГК снижают превращение Т4 в Т3 путем ингибирования дейодиназы 2 в тканях (особенно в печени). Так, на фоне хронического стресса нарушается работа щитовидной железы.

Стресс и ось гипоталамус-гормон роста: острый стресс увеличивает секрецию соматотропина из-за прямого влияния ГК на транскрипцию и трансляцию гормона роста.

Хронический стресс ингибирует ось гормона роста через такие процессы как: увеличение синтеза КРГ во время стресса, стимулирующего секрецию соматотропина – мощного ингибитора гормона роста; высокие уровни ГК угнетают соматотропин-рилизинг гормон; ГК ухудшают передачу сигналов соматотропина путем угнетения продукции инсулиноподобного фактора роста (IGF1) в печени.

Опасные состояния, провоцируемые стрессом

Стресс-индуцированная гипергликемия – довольно частое явление сегодня, к сожалению. Это состояние отличается от СД: в таких случаях наблюдается высокий уровень глюкозы крови (до 10 ммоль/л), но уровень гликированного гемоглобина – в норме.

Во время острого стресса синтезируются также нейропептиды Y, A и ГПП-1, которые могут оказывать влияние на секрецию КТРГ, снижая его.

К слову, именно из-за высокого уровня нейропептида Y и ГПП-1 во время острого стресса человек почти теряет аппетит, а во время хронического – наоборот.

Стресс, воспаление, ожирение и СД. Пандемия ожирения, которую сегодня не удается остановить, кроме других факторов, способствующих ее распространению, имеет тесную связь со стрессом. Стресс и неспецифическое воспаление приводят к повышению уровня висцерального жира, секреции глюкагона в поджелудочной железе, инсулинорезистентности скелетных мышц и повышенному синтезу эндогенной глюкозы в печени. Все это приводит к набору веса, который трудно остановить. Поэтому рост в Украине количества пациентов с избыточной массой тела, ожирением во время войны, является хоть и неожиданным, но закономерным следствием длительного хронического стресса, который мы все переживаем сейчас. У некоторых таких пациентов манифестирует диабет, у других – диагностируем преддиабет.

Резюме

В любом случае, важно правильно установить причину проблем со здоровьем, прежде чем рекомендовать лечение. Ведь ни одна терапия не будет успешной на фоне стресса, если мы его игнорируем. А смягчить его влияние мы можем, в частности, стимулируя выработку эндорфинов – молекул счастья. Очень эффективно помогают в этом простые объятия, мечты и планирование счастливой жизни после нашей Победы.