- Категория
- Лекарства
Фармстрахование стартует в начале 2022 года – к чему готовиться пациентам, врачам и аптекам
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
773
По оценкам Минздрава, ежегодно украинцы оставляют в аптеках около 60 млрд грн, и более 50% из них тратят на лекарства без доказанной эффективности и согласно необоснованным назначениям. Решит ли эту проблему фармацевтическое страхование, кого оно коснется, на какие лекарства распространится и облегчит ли бремя на бюджеты украинских семей?
О том, как будет работать новый механизм возмещения стоимости лекарств для всех участников этого процесса — наш разговор с заместителем Министра здравоохранения по европейской интеграции Алексеем ЯРЕМЕНКО.
Какие цели преследует фармстрахование
Удастся ли благодаря фармстрахованию наконец-то преодолеть проблему так называемых фуфломицинов?
– Для этого нужен системный подход. С одной стороны, следует разработать и внедрить клинические рекомендации в практику врача. С другой стороны, создать систему, которая будет контролировать назначение лекарств и помогать делать их правильно. В то же время необходимо обучение врачей и пациентов по использованию лекарственных средств. Его можно осуществлять через страховые компании. То есть одним из механизмов реализации этой идеи может быть введение добровольного фармацевтического страхования.
Первопроходцы уже на старте
Есть ли «добровольцы», готовые взять на себя решение этой задачи?
– Да, сейчас есть несколько страховых компаний, которые проявили готовность принять участие в пилоте по внедрению фармстрахования.
Проектом будет охвачено 6 городов – Киев, Одессу, Харьков, Запорожье, Сумы, Ровно.
И предусматривает он возмещение стоимости лекарственных средств, назначаемых врачами первичного звена в рамках Программы медицинских гарантий. Государство уже оплачивает стоимость части лекарственных средств в рамках реимбурсации. Те же препараты, которые не входят в программу «Доступные лекарства», могут быть «застрахованы».
Перечень лекарств будет формироваться прозрачно
Сколько их предполагается?
Ожидается, что страховые программы будут возмещать стоимость лекарств для терапии более 500 нозологий.
Сколько это будет средств, пока сказать не могу. В настоящее время этот перечень формируется и обсуждается страховыми компаниями. Безусловно, в перечне будут указаны не сами препараты, а их действующее вещество (как и в программе реимбурсации). Процесс формирования перечня будет публичным, поэтому граждане будут знать, на получение каких лекарств они могут рассчитывать по страховке.
Пилот продлится полгода, что дальше?
Когда начнется пилотный проект?
– Он уже охватывает 100 человек, но это только «пробы пера». Ожидается, что с января-февраля он распространится на упомянутые города. Пилот продлиться примерно 6 месяцев, в течение этого времени мы будем отслеживать процесс, собирать данные, анализировать эффективность проекта, удовлетворенность им врачей, пациентов и заинтересованность самих страховых компаний.
Выйдет ли он на общенациональный уровень?
– Если все будет устраивать, расширение не заставит себя ждать. Министерство очень заинтересовано в этом, поэтому будет всячески поддерживать пилотный проект. Если он удастся, сможем рассматривать перспективы его масштабного внедрения с привлечением других страховых компаний. Также возможно и расширение перечня лекарственных средств, подпадающих под такое страхование.
Меморандум о сотрудничестве государства и страховщиков уже подписан?
– Да, 7 декабря. Его подписантами стали Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, Минздрав Украины, Национальная ассоциация страховщиков Украины, Лига страховых организаций Украины, Ассоциация «Страховой бизнес» и АО «ПриватБанк». Впрочем, меморандум будет открытым, чтобы и другие заинтересованные стороны, в частности, страховые компании могли к нему в дальнейшем присоединиться.
Кто и как оплатит фармстраховку?
Как именно будет происходить страхование граждан?
– Во-первых, для этого пациент должен обязательно заключить декларацию с семейным врачом (в рамках пилота мы будем тестировать сочетание государственного страхования в рамках ПМГ и добровольного медицинского страхования на лекарственные средства). Во-вторых, мы ожидаем, что большинство пациентов будут сами оплачивать страховку, но я не вижу никаких препятствий присоединения к этому процессу работодателей. Хотя в рамках пилота такие инициативы, пожалуй, маловероятны, однако время покажет.
Какая стоимость страхового полиса и на какую сумму возмещения можно рассчитывать?
Ожидается, что стоимость полиса будет составлять около 120 грн в месяц с покрытием в 20 тыс. грн в год.
Технически процедура возмещения очень похожа на ту, которая работает по программе «Доступные лекарства». Пациент, желающий получить лекарство по страховке, должен сначала получить рецепт у своего врача, где указано только МНН. Ему отправят смс с кодом, который необходимо предоставить в аптеке. Препараты, входящие в программу фармстрахования, автоматически бронируются в аптеке (информацию о заведении, где можно забрать лекарство, пациент также получит). Его стоимость страховая компания оплачивает автоматически, не привлекая врача или пациента. Выбор торгового наименования также автоматизирован и действует на принципах доступности и цены.
Лекарства в стационарах – отдельная тема
Почему будут возмещаться исключительно те лекарства, которые прописывает врач первички и касается ли это детского населения?
– Безусловно. Ведь пациенты чаще всего обращаются на первичный уровень – это 80% обращений населения за медицинской помощью, во время которых можно решить большинство проблем.
Если система фармстрахования докажет свою эффективность в рамках пилота, то в дальнейшем сможет распространиться и на специализированную медицинскую помощь.
Страховщики будут возмещать стоимость лекарства аптекам. Будет ли пациент доплачивать за дорогие препараты?
– Да, возмещение будут получать аптеки. А относительно того, придется ли пациенту доплачивать определенную ее долю и за какие именно препараты, этот вопрос еще не решен окончательно.
Обязательно или добровольно?
Планируется ли вводить общеобязательное фармацевтическое страхование?
– Таких планов точно нет. Ведь любое обязательное страхование – это дополнительные налоги для населения. В рамках оплаты государством уже работает программа реимбурсации, поэтому логичнее расширять именно ее.
Сейчас речь идет исключительно о добровольном фармстраховании.
Нужны ли изменения в законодательстве, чтобы оно работало на полную мощность?
– Действующее законодательство полностью готово к этому. Однако есть вопросы доступа страховых компаний к информации о пациенте и его возможности открыть им такую информацию. Эти пробелы в законодательстве сдерживают развитие добровольного страхования – как фармацевтического, так и медицинского. Поэтому оно больше сфокусировано на охвате работников крупных компаний (без доступа к информации о состоянии здоровья пациентов). Поэтому в рамках Меморандума мы со страховыми компаниями уточним эти детали. В частности, создаем отдельную рабочую группу развития добровольного медицинского страхования, чтобы более системно подойти к решению озвученных вопросов.
Какие ограничения неуместны
Врачи обеспокоены тем, что утвержденный перечень лекарств для фармстрахования ограничит их в назначениях.
– Клинические руководства – это путеводитель, туда попадают только лекарства с доказательной базой. И страховщики на них ориентируются. У врача есть определенная возможность (в зависимости от конкретного случая) принимать решения по назначению лекарств, не указанных в рекомендациях. И страховая компания ни в коем случае не может ограничить подобные назначения. Также, если лекарство указано в утвержденных клинических рекомендациях, страховая компания не может предлагать оплатить какие-либо другие. Вопрос в том, возместит ли она стоимость всех препаратов, назначенных врачом.
Однако в рамках ПМП, где практически все случаи лечения стандартизированы, вряд ли можно ожидать отказа страховщиков в выплатах
Эти вопросы могут возникнуть уже на уровне специализированной медицинской помощи. Клинические же рекомендации, которые Украина взяла для внедрения на уровне ПМП, позволяют выписать лекарства категорий А, В или С. По поводу препаратов с недоказанной эффективностью возникает вопрос к врачу: зачем он их назначает?
Реестры ЛС – локальные или национальные?
Возможно, с введением Е-реестра лекарства эта проблема вообще исчезнет?
– Реестры лекарственных средств могут быть разными. И необязательно утверждать единый реестр на уровне государства. Страховые компании сейчас имеют свои реестры, составляя их они проверяют, внесено ли каждое лекарственное средство в протоколы лечения.
Поэтому, прежде чем создавать национальный реестр ЛС, нужно определиться с целесообразностью и приоритетностью этого шага.
Искушение стимулами – будут ли доплачивать за «правильные назначения»?
В настоящее время озвучивается идея о том, что страховщики должны доплачивать врачам определенные проценты за назначение «нужных» лекарств.
– Выплачивать проценты из назначений недопустимо. Врач получает зарплату за свою работу и обязан назначать лекарства с доказательной эффективностью, соблюдать протоколы. Другое дело – обсуждать целесообразность доплат со стороны страховых компаний учреждениям здравоохранения, например, за размещение информации для пациентов о возможности застраховаться и получить возмещение за лекарства. Однако и в этом плане еще не достигнуто окончательного решения. И еще один аспект: если допускать, что страховая компания может за что-то доплачивать врачам, не возникнет ли соблазн платить за сдерживание назначений пациентам с целью экономии выплат?
Тогда кто будет больше всего заинтересован в фармстраховании – страховщики, врачи, пациенты?
– Надеюсь, что пациенты. Ведь сейчас на лекарства тратится значительная доля доходов домохозяйств, в некоторых случаях это катастрофические для семей расходы. В частности, в Израиле, где введено обязательное страхование, 80% населения страхуется еще и на добровольной основе, чтобы чувствовать себя более защищенными.
Почему украинцы не верят страховщикам?
Однако в Украине добровольное медицинское страхование не пользуется спросом и особым доверием населения.
– В том числе и по причине его высокой стоимости, больше чем в некоторых странах Европы! То есть, юридическая возможность добровольно застраховаться в Украине существует. Однако если к этому не приобщаются работодатели, стоимость медицинской страховки «неподъемная» почти для всего населения страны. Для того чтобы она была доступна пациентам, страховые компании должны быть заинтересованы в расширении рынка добровольного страхования.
Сейчас у нас застраховано около 1% населения, если через несколько лет мы сможем достичь показателя 5%, это будет хорошим толчком для развития рынка.
Чем больше людей застраховано, тем меньше стоимость страховки. Поэтому мы нацелены на ее уменьшение. Уже через несколько месяцев осуществим углубленный анализ препятствий на этом пути и изменим ситуацию.
Снова нужны изменения в законодательстве?
– В основном речь идет об изменениях нормативной базы, ведь до сих пор в этом направлении никто активно не работал. Сейчас это один из приоритетов Минздрава, поэтому подход будет системным. Также отсутствует полноценное сотрудничество между государственной системой здравоохранения и частными страховщиками. Поэтому начинаем налаживать связи, в рамках рабочей группы будем прорабатывать все вопросы, тормозящие развитие рынка добровольного страхования.
Медицинское страхование – какую модель избрало государство
А каковы перспективы внедрения общеобязательного медицинского страхования?
– Население Украины уже застраховано через механизм государственного солидарного медицинского страхования. Страховщик и заказчик услуг НСЗУ, покрывает медицинские расходы пациента в рамках Программы медицинских гарантий. Ожидается, что в 2022 году финансирование ПМД возрастет до 157,5 млрд грн, бюджет программы будет ежегодно увеличиваться.
Для запуска общеобязательного медицинского страхования следует ввести отдельный налог на работника или работодателя.
Мы подсчитали: чтобы достичь уровня покрытия, который обеспечен через ПМГ, нужно установить дополнительные налоги — примерно 8-12% на работника и столько же на работодателя.
То есть изменится только механизм налогообложения, а объем услуг останется прежним. Поэтому есть вопрос о целесообразности таких изменений, особенно на нынешнем этапе, когда значительная доля экономики находится в тени, а с введением новых налогов она может даже увеличиться. Поэтому в рамках национальной экономической стратегии, разработанной в начале года и утвержденной Правительством, важно и дальше развивать солидарное медицинское страхование, расширять программу медицинских гарантий, конкретизировать ее, более прозрачно формировать перечень гарантированных услуг и тарифов. По мнению ВОЗ, мы выбрали правильный путь – ежегодного увеличения процента общего бюджета на медицину. По такому пути идут большинство стран, даже те, где есть общеобязательное государственное страхование. В то же время мы понимаем, что тенденции в здравоохранении стремительно меняются, в том числе из-за пандемии, поэтому будем пересматривать свои позиции каждые пять лет.
В том числе и относительно судьбы фармстархования?
– Я считаю, что даже в случае введения общеобязательного медицинского страхования фармстрахование останется обособленным — такая модель работает во многих странах мира.
Куда добавить – на лекарства или на повышенные зарплаты
Хватит ли бюджета ПМГ на покрытие расширяющегося спектра услуг, если медицинское сообщество сомневается даже в том, что заложено достаточно средств на обещанное повышение зарплат?
– Существенное увеличение зарплат врачей и среднего медперсонала – наш приоритет. Сейчас средняя зарплата врачей составляет чуть меньше 14 тыс. грн, с нового года она планируется на уровне 24 тыс. грн (обязательный минимум – на уровне 20 тыс. грн). Это будет значительным толчком к признанию профессии врача и мощным шагом реформирования системы в целом, частично уменьшится теневой уровень неформальных платежей в системе здравоохранения, повысится ответственность врачей и внимание местных властей. По поводу того, хватит ли ресурсов ПМГ на увеличение зарплат медикам, мы провели расчеты отдельно для специализированного и первичного звеньев. Большинство заведений первички и специализированных заведений уже сейчас, получив выплаты по новым тарифам, смогут повысить зарплату. Что касается других — это уже вопрос менеджмента отдельных КНП, они должны сбалансировать свои расходы. О чем речь? Тарифы у всех одинаковы, но есть случаи, когда несколько завышают зарплату руководству: руководитель может получать более 100 тыс. грн при зарплате врача в 14 тыс. грн в месяц, есть и другие примеры. Мы работаем практически с каждым таким заведением, подсказываем, как оптимально использовать имеющиеся бюджеты. И это не о сокращении персонала – Минздрав против этого.
Но если на одного врача в заведении приходится 5 немедицинских работников, нужно хорошо подумать, прежде чем говорить, что средств у ПМГ не хватает.
Такие учреждения должны как можно быстрее перестроить свои внутренние бюджеты и расходы.