Борщевик и растения-фотосенсибилизаторы: и яд, и лекарство

Борщевик и растения-фотосенсибилизаторы: и яд, и лекарство

Чем опасен борщевик? Как он выглядит? И настолько ли он ядовит, как описывают? И главное – какими препаратами лечить ожоги после борщевика? Что ж, вот фармопека, клинические кейсы и чуточку ботаники с биохимией, посвященные этому грозному сорняку!

Борщевик – широко известное «биологическое оружие», которое вопреки многолетним попыткам изничтожения, все еще часто встречается в Украине. Борщевик (Сосновского и другие его виды) можно найти даже в больших индустриальных городах! Наверное, все знают о том, что прикасаться к нему ни в коем случае не следует – такие контакты чреваты болезненными ожогами. Куда интереснее то, что фототоксичные соединения, обнаруживаемые в борщевике, используются в дерматологии как лекарства.

Да и о том, что похожие реакции на коже могут спровоцировать лаймы и другие цитрусовые или даже петрушка, упомянуть тоже стоит.

Оружие борщевика: защитные «ожоговые» вещества

Сразу спойлер: упомянутые выше растения роднит то, что все способны выделять сок, содержащий фуранокумарины, которые непосредственно провоцируют ожоги, индуцируемые ультрафиолетом – фотодерматиты.

В соке борщевика содержатся совершенно «убойные» фуранокумарины: бергаптен, метоксален, псорален. Именно это трио провоцирует ожоги на коже, которые потом превращаются в волдыри и долго не исчезающие отметки на коже. Вдобавок ко всему, эти фуранокумарины еще и признаны канцерогенами, и наиболее опасный из них метоксален. Правда, для того чтобы они проявили канцерогенные свойства, необходимо еще одно условие – облучение «длинноволновым» ультрафиолетом (UVA). (Механизм образования ожогов мы рассмотрим ниже.)

Есть гипотезы, что фуранокумарины выработались у растений для защиты от конкурирующих видов растений, травоядных животных, а также грибов. И если посмотреть на возможности этих фитосоединений, гипотеза кажется верной. Например, метаболиты, синтезируемые растением в ответ на стресс/контакт (те же псорален, бергаптен и метоксален), токсичны для большинства грибов.

Фурокумарины встречаются не только в инвазивном борщевике, но и в других, более приятных, растениях – например, семейства зонтичных, а также рутовых, тутовых и даже бобах и цитрусовых фруктах! Да-да, знакомые нам лимоны, апельсины и лайм содержат значительные количества фурокумаринов (в эфирных маслах). Больше всех обогащен фуранокумаринами лайм – у некоторых людей при контакте с эфирным маслом этого фрукта развивается фотодерматит, связанный с лаймом. Иногда это состояние в разговорной речи называют «болезнью лайма», но это не настоящая болезнь Лайма (т.е. боррелиоз).

Более тяжелые реакции (дерматит Берлока – бурые пятна разного размера и форм, возникающие после использования некоторых парфюмерных продуктов при воздействии ультрафиолета) может вызывать эфирное масло бергамотового апельсина, который лидирует по содержанию бергаптена.

Бергамотовый апельсин
Бергамотовый апельсин

Борщевик – зонтичное растение, а значит, он близкий родственник укропа, петрушки, сельдерея, фенхеля и моркови. В зелени всех этих приправ присутствуют фуранокумарины, концентрации которых в значительной степени варьируются в зависимости от условий выращивания и хранения.

Ну и, наконец, тутовые: среди них лидер по содержанию фуранокумаринов – инжир. К счастью, зрелые плоды инжира безобидны, опасаться нужно только сока листьев или зеленых фиг.

Как развиваются ожоги после борщевика

Фуранокумарины, которые мы упоминали выше, – мощные фотосенсибилизаторы, то есть они резко повышают чувствительность кожи к ультрафиолету. К слову, аналогичным образом «поступают» и некоторые лекарства.

В случае с борщевиком или другими фуранокумариновыми растениями, кожная реакция начинается после попадания сока на кожу с ее последующим облучением солнечным светом – фототоксичные вещества можно активировать только таким образом.

Под воздействием ультрафиолета молекулы фуранокумаринов вступают в реакцию с некоторыми клеточными компонентами, содержащими двойную связь (например, азотистые основания ДНК в эпителии). Эти «отношения» выливаются в образование побочных продуктов с токсичными и имуногенными свойствами, запускающих каскад воспалительных реакций.

Результат проявляется на коже в виде красных пятен, зуда и жжения. Последовательное прогрессирование от эритемы до волдырей, эквивалентных ожоговым поражениям первой-второй степени, к гиперпигментации кожи – хорошо описанная клиническая триада.

Как правило, ожоги после борщевика проявляются в течение первых суток после воздействия и достигают пика через 2-3 суток после. Волдыри после ожогов образуются в течение двух суток. После волдырей на коже остаются цветные «отметки» (гиперпигментация), порой не исчезающие несколько (!) лет.

Крупный борщевик Сосновского крупным планом
Крупный борщевик Сосновского крупным планом

Прикосновение борщевика: профилактика и лечение фототоксичных реакций

Понятно, нужно избегать даже минимального контакта со столь опасным растением. Перед прогулкой в зонах произрастания опасного растения, нужно подобрать гардероб: никаких шортиков и маечек – только брюки и рубашки с длинным рукавом.

Если контакт все же случился, стоит знать, как обезвредить сок борщевика: он тщательно смывается обычной водой, желательно холодное, а еще лучше — водой со щелочным рН (например, с добавкой бикарбоната натрия) или просто соответствующей минералкой. Если воды нет, постарайтесь не «активировть» ожог: прикройте пораженную кожу от солнца и скрываете ее от ультрафиолета еще пару дней (как минимум плотной одеждой).

Стоит ли напоминать, что кожу вообще защищать от ультрафиолета всегда при помощи солнцезащитного крема (а его тоже нужно подбирать с умом, с фильтром против UVA). Участки кожи, подвергшиеся воздействию сока борщевика, необходимо смазывать санскрином с SPF 30 и выше.

Ожог после борщевика: чем лечить?

Если же защититься толком не удалось, и сок борщевика все же встретился с солнечным излучением, остается вариант симптоматической терапии. Неприятные симптомы снимают противовоспалительными и противозудными топическими препаратами.

Можно использовать топические кортикостероиды, но только коротким курсом и только на целостном кожном покрове. Чтобы снизить дозу стероида, лучше сочетать их с эмольентами – увлажняющими средствами, которые обычно регулярно применяют при экземе и сухости кожи.

Помогают холодные компрессы, которые прикладывают к ожогам на 20 минут 4-6 раз в день.

После заживления для устранения гиперпигментации можно применять отбеливающий крем.

Лекарства «из борщевика»

Напоследок справедливо бы сказать несколько хороших слов о «плохом борщевике». Вернее, о его фотосенсибилизаторах, ведь фурокумарины используют в медицине во благо уже несколько десятилетий (правда, с предельной осторожностью).

Борщевик может быть не только источником проблем!
Борщевик может быть не только источником проблем!
  1. Метоксален существует в виде отдельного лекарственного средства (МНН то же, метоксален), которое используют в лечении витилиго (он заполняет меланоцитами «пробелы» на коже, выравнивая пигментацию), а также псориазе, экземе.
  2. Псорален – в дерматологии, он является первой буквой в аббревиатуре фотодинамической терапии PUVA (псорален + волны UVA). Псорален наряду с другими фурокумаринами входит в состав топических и пероральных лекарств, используемых при витилиго и очаговой алопеции в комбинации с PUVA. Метаболиты псоралена обладают иммуномодулирующими свойствами.
  3. Бергаптен также используется в комбинированной терапии витилиго и псориаза. По некоторым данным, бергаптен безопаснее двух перечисленных фурокумаринов в плане побочных эффектов. Бергаптен также применяют для «тренировки» чувствительной кожи, повышая ее устойчивость к ультрафиолету. Есть научные работы, в которых бергаптен рассматривается как средство профилактики опухолей кожи, индуцируемых ультрафиолетом (например, вырастающих из актинических кератозов).