- Категория
- Лекарства
Лихорадка Оропуш: вирус распространяется все быстрее
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1003

Возбудитель болезни, вирус Оропуш (OROV), вызывает все большее беспокойство: по мере увеличения числа вспышек его подозревают в нейротропности. Что способствует быстрому географическому распространению лихорадки Оропуш?
«История болезни»
Впервые обнаруженный в Тринидаде и Тобаго в 1950-х годах и выделенный в Бразилии в 1960 году, OROV с тех пор распространился по Амазонке и другим частям Центральной и Южной Америки. Вспышки вызваны изменениями окружающей среды, вырубкой лесов, урбанизацией и мобильностью людей.
В 2024 году и начале 2025 года число инфекций вирусом Оропуш резко возросло — в Латинской Америке и Карибском бассейне было зарегистрировано почти 20 000 подтвержденных случаев, включая четыре летальных исхода. Наибольшая нагрузка наблюдалась в Бразилии, за которой следуют Перу и Куба. Этот внезапный всплеск привлек внимание специалистов общественного здравоохранения, которые обоснованно опасаются, что возбудитель распространится на другие континенты, ловко маневрируя в сложной сети векторов, позвоночных хозяев и все более благоприятных условий.
Отслеживая вспышки арбовирусов в последние годы, этот внезапный рост вызывает беспокойство не только из-за его масштабов, но и из-за его скрытности. Как и лихорадка денге, Зика и чикунгунья, OROV передается через укусы зараженных членистоногих.
Особенно коварным OROV делает его двойной цикл трансмиссии:
- Городской цикл, в котором преобладают мошки Culicoides paraensis.
- Лесной цикл, в котором участвуют комары, такие как Aedes serratus и Culex quinquefasciatus.
Перекрытие симптомов между лихорадкой Оропуш и другими арбовирусными инфекциями указывает на значительную недодиагностику случаев заражения OROV, что представляет серьезный вызов для систем здравоохранения.
Симптомы и последствия лихорадки Оропуш
С клинической точки зрения OROV проявляется подобно денге или чикунгунье: лихорадка, головная и мышечная боль, сыпь. При этом около 40% инфицированных не отмечают никаких симптомов, что затрудняет эпидемиологический надзор.
Хотя большинство симптоматических случаев лихорадки Оропуш проходят в течение двух недель, у больных могут возникнуть тяжелые неврологические осложнения, такие как менингит и энцефалит, хотя они встречаются реже, чем при боррелиозе.
В июле 2024 года Бразилия сообщила о первых в мире летальных случаях инфекции OROV, подчеркивая тяжесть заболевания и острую необходимость усиления эпиднадзора.
Факторы роста
Быстрое распространение OROV объясняется несколькими взаимосвязанными факторами. Значительную роль сыграли климатические изменения: глобальное повышение температуры, увеличение количества осадков и изменение уровня влажности создали оптимальные условия для размножения основных векторов вируса. Более теплый климат ускоряет жизненный цикл этих членистоногих, продлевает их активность и расширяет географический диапазон, что способствовало появлению вируса в неэндемичных регионах, таких как Карибский бассейн и юг США.
Вырубка лесов и урбанизация еще больше усилили распространение лихорадки Оропуш. Уничтожение тропических лесов в Бразилии, Колумбии и Перу приблизило человеческие популяции к лесным резервуарам вируса, включая приматов и ленивцев, которые являются промежуточными хозяевами OROV. Параллельно незапланированная урбанизация в Латинской Америке привела к увеличению искусственных водных резервуаров, создающих идеальные места для размножения переносчиков болезни.
Тем временем сельское население мигрирует в города, и риск устойчивой передачи инфекции от человека к человеку в густонаселенных районах возрастает.
Еще один ключевой фактор — рост мобильности людей и глобализация, которые значительно облегчили распространение OROV за пределы его исторически эндемичных зон. Импортированные случаи в США, Канаде и Европе демонстрируют, как инфицированные туристы переносят вирус в неэндемичные регионы, повышая вероятность локализованных вспышек.
Кроме того, недавние исследования показывают, что РНК OROV может сохраняться в семенной жидкости до 27 дней, вызывая беспокойство о возможной передаче половым путем. Хотя подтвержденных случаев передачи OROV половым путем пока не зафиксировано, устойчивость вирусной РНК в биологических жидкостях схожа с паттернами, обнаруженными у других вирусов этого таксона, таких как Зика.
Поскольку OROV продолжает быстро распространяться, вероятность его укоренения в новых регионах, устойчивой передачи и потенциальной адаптации к различным векторам вызывает все большую обеспокоенность.
Вакцинация против лихорадки Оропуш: кандидаты в разработке
Хотя в настоящее время нет утвержденных вакцин против OROV, текущие исследования создают основу для будущей профилактики лихорадки Оропуш. В этом направлении изучаются несколько подходов: живые аттенуированные вакцины, химически инактивированные вакцины, ДНК-вакцины и белковые субъединичные вакцины.
Перспективным кандидатом является живая аттенуированная вакцина, полученная из ослабленного штамма OROV BeAn19991, которая показала положительные результаты в исследованиях на животных и подтвердила безопасность и эффективность в испытании I фазы с здоровыми добровольцами, стимулируя сильный иммунный ответ.
Но разработка эффективной вакцины против лихорадки Оропуш осложняется генетическим разнообразием OROV и необходимостью широкого спектра защиты против нескольких штаммов вируса.
В ответ на нарастающую угрозу арбовирусных заболеваний Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запустила Глобальную инициативу по арбовирусам. Эта программа направлена на мониторинг и контроль заболеваний, вызываемых вирусами, переносимыми членистоногими, такими как денге, Зика, чикунгунья и желтая лихорадка, путем внедрения интегрированного подхода в различных секторах и дисциплинах.
Опасность лихорадки Оропуш: текущее состояние
В 2024 году наибольшая нагрузка инфекций OROV наблюдалась в Бразилии (13 785 случаев и все четыре смерти), Перу (1263) и на Кубе (626). В начале 2025 года было зарегистрировано дополнительно 3765 подтвержденных случаев лихорадки Оропуш, преимущественно в Бразилии (3678), с меньшим количеством в Панаме (79), на Кубе (4), в Перу (2) и изолированными импортированными случаями в Канаде, США и Гайане. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), случаи в США были связаны с путешествиями. Хотя отсутствие локальной передачи OROV несколько успокаивает, наличие компетентных векторов, таких как Culicoides paraensis, в нескольких южных штатах США вызывает беспокойство по поводу потенциальных будущих вспышек. CDC подчеркнули важность раннего выявления, клинической осведомленности и надзора за векторами для предотвращения локального укоренения OROV.