Снижение цен на ТОП-препараты: производители теряют, пациенты не замечают, аптеки зарабатывают

Снижение цен на ТОП-препараты: производители теряют, пациенты не замечают, аптеки зарабатывают /freepik

Последние изменения, внедрённые государством в сфере ценообразования на рынке и его регулировании, давно ожидаемы и должны привести к наведению порядка, когда станут системными. Однако на сегодняшний день остаются нерешёнными некоторые аспекты, которые негативно влияют на ситуацию, а длительное отсутствие контроля над рынком и эффективного воздействия на нарушителей порождает у них стремление искать обходные пути и лазейки для получения сверхприбыли.

Нарушение правил ценообразования на лекарства приводит к искажению рынка

Первый шаг к снижению цен на лекарства сделали производители, которые сформировали соответствующий перечень ТОП-препаратов, наиболее часто приобретаемых украинцами. Так, по словам генерального директора фармацевтической компании «ИнтерХим» Анатолия Редера, «ИнтерХим» снизил цены на свои препараты, вошедшие в список ТОП-100 (54% объема реализации), на 30 и более процентов.

При этом цены на остальные препараты компании остались неизменными с 1 января по сегодняшний день. И это несмотря на инфляцию, которая затронула в том числе и фармпроизводство, удорожание сырья, закупаемого украинскими производителями за рубежом, рост цен на энергоносители и прочее.

Удешевление препаратов обошлось производителям в значительную сумму, поскольку пришлось компенсировать разницу в цене всем участникам цепи поставок – ведь на тот момент большое количество продукции уже находилось на складах, у дистрибьюторов и в аптечных сетях, чтобы обеспечить бесперебойные продажи. В частности, «ИнтерХим» потратил на это более полумиллиарда гривен. Однако производители (хотя и не все) пошли на этот шаг, поскольку общество ожидало от них подобного решения.

Как и от решения СНБО — снижения цен в аптеках в целом.

Однако аптеки начали «игру с наценками», увеличив их до максимума, объясняя это катастрофическими убытками из-за временной отмены маркетинговых программ. В том числе выросли аптечные наценки и на те лекарства, цены на которые были снижены производителями. Например, на Парацетамол-Дарница №10 аптечная наценка выросла с 15% до 30%. Таким образом, несмотря на снижение отпускной цены производителя, аптеки увеличили собственную прибыль с каждой упаковки. Логика проста – пациенты не замечают значительного удешевления, поэтому остаются недовольными реформой, при этом аптеки продолжают зарабатывать на потребителях. Более того, им навязывают гораздо более дорогие аналоги тех лекарств, цены на которые были снижены.

«У нас уровень эволюции за июнь – 84%. Это означает, что мы на 16% ниже рынка по сравнению с предыдущим периодом. И за весь период с 1 марта у нас эволюция ниже 100. Это означает, что компания растёт медленнее рынка», – сказал Анатолий Редер.

Более того, производителям сложно глобально проанализировать, по каким ценам продаются их препараты, поскольку владельцы аптечных сетей запретили обнародование такой информации для производителей. Мол, поскольку сейчас с производителями нет маркетинговых отношений, все данные о продажах для фармкомпаний будут закрыты.

Маркетинг сменил маску?

История с регулированием маркетинга также оказалась непростой. Аптечные сети долго боролись за максимально высокий его процент, а затем ещё активнее — против его «привязки» к производителю. Временный запрет на маркетинг они вообще описали как катастрофу, мол, из-за этого аптеки оказались на грани выживания, а дальше начнётся массовое закрытие аптек. Однако, по информации некоторых экспертов рынка, маркетинг после запрета проявился в новой ипостаси — некоторые производители продолжают выплачивать аптекам деньги, но уже как оплату за обучение персонала или в ином формате сотрудничества. Это не приобрело массового характера, но сам факт свидетельствует о том, насколько это выгодно аптекам, и что навести порядок в этом вопросе можно только комплексным подходом.

До сих пор не утихает борьба и за то, каким должен быть маркетинг после его официального разрешения. Даже при молчании на публику, большинство производителей неофициально всё же выступают за тот вариант, при котором маркетинг будет администрироваться производителем или импортером. Это понятно и прозрачно. «Если производитель или импортер заказывает маркетинг, он должен его администрировать. Но сопротивление со стороны аптек очень большое», — сообщил один из экспертов рынка. И объяснил: «Если маркетинг будет оплачиваться от объёма продаж всех лекарственных средств в сети или аптеке, произойдёт искажение рынка. Сети выберут компанию, которая будет готова платить столько, сколько они захотят, и пообещают ей вообще вывести из оборота продукцию конкурентов (соответственно, не требуя с последних и оплату за маркетинг). Это несёт огромные риски, прежде всего для пациента, ведь тогда некоторые препараты действительно исчезнут с полок. Поэтому все производители и импортеры заинтересованы в прозрачном маркетинге с администрированием со стороны производителя или импортёра. Но те, кто сегодня заявляют об этом открыто, уже сейчас попадают в немилость аптечных сетей — препараты таких производителей либо теряют позиции в продажах, либо вообще исчезают с полок, заменяясь аналогами (менее популярными или значительно более дорогими). То есть, «воспитывая» таким образом добросовестного производителя, аптеки ещё и успевают на этом заработать за счёт более высокой маржи. Ведь они договариваются с другим производителем, препараты которого менее известны, о значительно завышенных ценах, чтобы это было выгодно аптеке. «Сливки» делят между собой».

В итоге страдает пациент, который остаётся без доступа к доступным лекарствам.

После принятия Постановления КМУ № 895 появилась возможность положить предел доминированию аптечных сетей на рынке и их «диктату» условий, что в том числе приводило к деформации ценообразования на лекарства. Поэтому общество ожидает реальных шагов по выполнению этого важного документа, который даст возможность государству отслеживать реальную структуру аптечного рынка, исключит скрытые или дискриминационные схемы на всех этапах цепочки поставки лекарств и будет способствовать справедливому ценообразованию. Хотя достижение этой цели требует комплексных мер.