Сверхдоходы аптечных сетей — за счет пациентов и бюджета

Сверхдоходы аптечных сетей — за счет пациентов и бюджета /freepik.com

Пока идет реформа ценообразования на лекарства, государство пытается сдержать рост цен и нарабатывает решения, которые должны привести к снижению, игроки рынка своим поведением разоблачают свои истинные намерения – забота о пациенте или получение сверхприбылей. В то время как производители снизили цены на ТОП препараты, на данный момент вносят свои ЛС в Национальный каталог цен, ориентируются на результаты реферирования, предложенное государством, аптечные сети борются за выгодный им процент маркетинга, повысили наценки на препараты, вытесняют более дешевые лекарства более дорогими аналогами и на каждом шагу повторяют мантру об утрате рентабельности, угрозе закрытия точек продаж и риске «обвала» аптечного рынка.

Есть ли на самом деле такие риски, или это попытка удержать сверхдоходы аптек, которые они всегда получали в конечном итоге — из карманов пациентов?

Аптечные сети «теряют доходы» и… постоянно открывают новые точки продаж

Основной месседж аптечных сетей: из-за новых государственных ограничений тысячи аптек могут обанкротиться, потому что аптечный бизнес становится убыточным и теряет с каждым днем ожидания, когда же государство остановится в своих шагах, которые, по мнению аптечных сетей, ведут «не туда».

Что на самом деле?

Несмотря на то, что в Украине насчитывается 18 400 аптек на ~29 млн населения (такая концентрация почти вдвое выше евростандартов) и на их содержание нужны значительные средства, вместо того, чтобы по логике «обеднения» и реальной экономии уменьшать их количество в местах, где они размещены по несколько точек на каждом углу, аптечные сети демонстрируют ежемесячный рост: более 60 новых аптек открывается даже во время войны. Несмотря на отток населения и общий спад рынка в упаковках в 2025 году, ТОП-5 сетей увеличили количество аптек на 13% (данные аналитического отчета Proxima). По состоянию на апрель 2025 года, пять крупнейших сетей владеют 41% аптек страны и формируют 64% товарооборота. При этом юридическое дробление на десятки ФЛП и юрлиц (до 50+) позволяет избегать уплаты налогов, что также свидетельствует: убыточность — это не об аптеках, а о бюджете государства, и без того страдающем во время войны.

Аптеки выстраиваются в центре городов

Территориальное распределение точек продажи лекарств – это самый показательный маркер реальной заботы о пациенте. Но, несмотря на взрывной рост аптечных сетей на протяжении последних лет, сельская местность, отдаленные населенные пункты так и остались без доступа к лекарствам из-за отсутствия аптечных заведений вообще или в пределах физической доступности. Потому что аптечные сети никогда не спешили на такие территории, и в небольшие городки заходили разве что для того, чтобы вытеснить малые аптеки и на том остановиться. Если бы аптечные сети заботились о миллионах сельских жителей, государству не приходилось бы реализовать инициативы по мобильным аптечным пунктам, доставке лекарств через «Укрпочту», отпуску лекарства в ФАПах, подготовке медсестер по фармации для отпуска лекарств в сельской местности и на прифронтовых территориях. Теперь они будут выполнять функцию аптек как учреждений здравоохранения, в то время как аптечные сети и дальше планируют заниматься крупным бизнесом. Они заботятся о доходах в крупных городах, где гарантирован поток пациентов, и поток денег, которые они якобы катастрофически теряют, рассказывая при этом, что вынуждены будут закрыть те немногочисленные аптеки, которые функционируют на сельских и прифронтовых территориях. Конечно, там бизнес не выгоден.

Основная борьба – за маркетинг как «пропуск» на полку

Итак, потеряли ли аптечные сети в результате новых инициатив государства по регулированию аптечного рынка и ценообразования?

Если говорить о таком соблазнительном источнике их дохода, как маркетинг, то с 1 марта 2025 года в Украине запрещено заключать новые маркетинговые договоры между аптеками и производителями лекарств. А это был один из основных источников дохода аптек (по некоторым данным производители ежемесячно тратили на маркетинг около 2,5 млрд грн), сейчас же на протяжении уже нескольких месяцев эти деньги в аптеки не поступают. Поэтому понятно, почему аптечные сети требуют как можно быстрее вернуть маркетинг, да еще и в выгодных для них процентах (12-15 %, которые называют минимумом для выживания) и «привязкой» (не к производителю, который по сути сам должен решать, продвигать свой препарат или нет, а к обороту аптек, которые просто присутствуют на эти деньги). Маркетинговые аппетиты аптечных сетей ежегодно росли, так что «тормоза» им включить трудно. К тому же, существующие схемы маркетинга были непрозрачными: не фигурировали ни в чеках, ни в налоговых отчетах.

Неудивительно, что другие варианты регулирования маркетинга, просчитанные и предложенные Минздравом, лишающие легких и значительных доходов, вызывают у аптечных сетей яростное сопротивление. То есть производителям и дальше предлагают: хочешь быть на полке – платы, а пациенту – оплатить маркетинговые расходы из-за более высокой цены на препараты.