МЗУ трансформируется в агентство обеспечения: что изменится для заказчиков и поставщиков

генеральный директор Медицинских закупок Украины. Фото /ГП МЗУ
генеральный директор Медицинских закупок Украины. Фото ГП МЗУ

Основным успехом Медзакупок Украины называли экономию бюджетных средств. Однако времена меняются, а с ними и приоритеты.

На что переориентирует свою деятельность МЗУ, чего ожидать в сфере медзакупок в ближайшее время, какие новые возможности и правила игры получат больницы и производители, – рассказал генеральный директор Медицинских закупок Украины Эдем АДАМАНОВ.

Приоритеты сместились на обеспеченность лекарствами

Если раньше мы акцентировали внимание на эффективности самих закупок, экономии и т.д., то в этом году начали фокусироваться на наличии лекарств в больницах. Это для нас приоритет №1. На сегодняшний день мы уже законтрактовали 92% номенклатуры (лекарства и оборудования) – на около 7 млрд грн. Это рекордный показатель за все годы деятельности МЗУ.

Нынешний год подходит к концу. Каким он выдался для МЗУ?

Мне он кажется более результативным, чем 2022. Во-первых, в прошлом году из-за полномасштабного вторжения было много вызовов – потеря части кадров из-за миграции, нарушение логистики и т.д. Но к 2023 году мы адаптировались, несколько стабилизировался и рынок. Остается единственное препятствие – иногда меняется закупочное законодательство, хотя уже не так часто. Также настораживают возможные колебания курса валют, но будем надеяться, что следующий год мы пройдем со стабильным курсом, хотя прогнозируем, что в январе он может измениться.

Что изменилось в принципах работы?

Если раньше мы акцентировали внимание на эффективности самих закупок, экономии и т.д., то в этом году начали фокусироваться на наличии лекарств в больницах. Это для нас приоритет №1. На сегодняшний день мы уже законтрактовали 92% номенклатуры (лекарства и оборудования) – на около 7 млрд грн. Это рекордный показатель за все годы деятельности МЗУ.

К тому же, во времена, когда закупки осуществлялись через международные организации, все, что было закуплено за текущий бюджетный год, больницы получали только в следующем году. Мы долго пытались разорвать этот порочный круг и, наконец, это удалось! Почти половину лекарств,  законтрактованных в 2023 году, мы получили на склад, а на 1,6 млрд грн – развезли в больницы. Этот показатель в 6 раз выше, чем за все предыдущие годы. И мы этим очень гордимся. Конечно, под такую «оперативность» попадают не все лекарства, некоторые из них изготавливаются долго – 6-8 месяцев, а вакцины нужно вообще заказывать за год. Однако подавляющее количество молекул, используемых в терапии онкоболезней, гемофилии, орфанных заболеваний, мы закупили за средства  этого года и уже развозим в больницы.

Приоритет обеспеченности лекарствами — это  ответ на события начала года, когда возник дефицит онкопрепаратов?

В ответ на упомянутый кризис вышло Постановление, позволяющее нам хранить неснижаемый запас остатков и распределять товары не только в соответствии с заявками о потребностях учреждений здравоохранения, но и на основании их реального потребления, которые мы постоянно отслеживаем. Поэтому больницы стали понимать: если они не внесли корректные данные, то и не получат необходимого. Не могу сказать, что 100% больниц начали подавать идеальные данные, но уже гораздо больше из них относятся к этому процессу более ответственно. Это инструменты, которые позволяют нам предотвратить подобные кризисы. Ведь часть поставки, которую мы оставляем на складе, в случае критической ситуации можно довезти в больницы.

Сэкономленные средства не вернут в бюджет, а сразу используют

Экономия на закупках всегда числилась важным достижением работы закупочной организации.

Да. Но мы считаем большим успехом, когда эта экономия возникает не в конце декабря, а в сентябре-октябре, чтобы можно было ее использовать и закупить дополнительные лекарства. Поэтому гордимся тем, что в этом году успели завершить основной закупочный цикл за 9 месяцев. И на данный момент продолжаются закупки на сэкономленные за этот периоды средства – лекарств, которых прогнозируемо может не хватить больницам, и оборудования, в котором возникает потребность. Если все будет хорошо с ликвидностью казначейского счета, мы успеем все оплатить и впервые в истории МЗУ экономия будет использована в текущем году, а не возвращена в бюджет.

Почему некоторые больницы значительно экономят на закупках, а другим это не удается?

На центральном уровне удалось достичь идеального баланса – Минздрав определяет, что покупать, а МЗУ самостоятельно выбирает, каким образом, через какие инструменты. Это золотой стандарт закупок. У больниц, к сожалению, другая ситуация – они сами формируют закупочную политику и реализуют ее по своему усмотрению. К сожалению, мало кто из них на практике учитывает базовые правила закупок, хотя они элементарны.

К примеру, если ты хочешь что-то приобрести, очень важно провести рыночные консультации. В частности, убедиться в том, что минимум 2-3 поставщика соглашаются на твои условия, и они между собой не связаны (тогда будет обеспечена конкуренция и ты получишь выгодную цену и качество, то есть успешный контракт). Многие больницы обычно получают какое-то одно предложение и настраивают под него все свои требования – поставки, ожидаемую стоимость и технические задания. 

Кстати, Киевская школа экономики провела интересное исследование: 92% заказчиков в системе Prozorro – это заказчики с маленькими бюджетами, где работают буквально 1-2 закупщика; 4% – заказчики со средними бюджетами, имеющие хотя бы отдел или более 3-х закупщиков. И очень малый процент крупных заказчиков с мощными бюджетами и огромными отделами закупок. Так вот, в штате подавляющего большинства мелких заказчиков нет ни категорийных менеджеров, ни экспертов, ни аналитики. Им очень сложно. И именно для них разрабатывался е-каталог Prozorro Market, где за них в МЗУ уже подготовили профиль (техническое задание), квалифицировали поставщиков, сделали минимальную аналитику. Все, что остается в больнице – зайти в систему и, потратив минимальные административные ресурсы, объявить закупку. Это лучший вариант для учреждений, которые проводят не более 100 тендеров в год, а таких, напомню, 92%. Крупные заказчики со специфическими условиями, имеющие свои системы и процедуры, могут пользоваться разными закупочными инструментами.

Экономия или качество: когда появятся неценовые критерии

Скептики утверждают, что в погоне за экономией может теряться качество закупок.

После того, как закупки определенных медицинских товаров через Prozorro Market стали обязательными для больниц, мы услышали множество вопросов. Хотя мы проанализировали и выяснили, что проблемы, на которые сейчас сетуют больницы, были и в открытых торгах. Но когда закупки централизовались, стали максимально прозрачными и появилась единственная организация, на которую можно указать пальцем, все «всплыло на поверхность».

Система Prozorro была разработана 8 лет назад и единственным критерием оценки была определена самая низкая цена. Возможно, для каких товаров этого достаточно, но не для медицинских. Врачам важно качество, а не цена. Однако за один день критерии системы изменить невозможно. Этот путь проходила Европа, сейчас она использует неценовые критерии. Я надеюсь, что в ближайшие 1-2 года в Украине также популяризируют этот инструмент (неценовые критерии сейчас есть в открытых торгах, но никто ими не пользовался и не умеет пользоваться). Будем стараться внедрить эту практику в е-каталоге.

К примеру, больница хочет купить перчатки, но выдвигает дополнительное требование – наличие европейского сертификата на них. Тогда товар, который дешевле, но не  имеет такого документа, проиграет, поскольку не отвечает требованиям больницы. В свое время на этапе популяризации этого инструмента в некоторых странах ЕС у заказчиков требовали, чтобы половина тендеров проводилась по неценовым критериям. Я не уверен, что это возможно в Украине в условиях ограниченности ресурсов и войны. Но некоторые вещи нужно внедоять, чтобы не было перекосов: потеря качества за счет выгодной цены.

Больницы жалуются, что в Prozorro Market нельзя приобрести все необходимое, например, многих медизделий, лабораторного оборудования или реактивов.

Здесь надо разделять: есть система Prozorro, где проходят все закупки, а есть отдельные инструменты, как е-каталог Prozorro Market. Так вот он вряд ли когда-нибудь станет условным «Эпицентром». Фокус каталога – стандартизированные товары, наиболее популярные и необходимые для оказания медпомощи. Прежде всего, это лекарства из Нацперечня и самые используемые медизделия. Зачем в каталог добавлять уникальные товары, которые однажды купит отдельная больница на 100 тыс. грн – на это должны быть обычные открытые торги. Хотя в некоторых европейских странах маркет насчитывает около 10 млн товаров. Но они до этого шли 10 лет. Мы также расширим ассортимент маркета. Но не все и не сразу, и не такое огромное количество.

Сейчас мы тестируем внутреннюю разработку – админпанель. С ее помощью поставщики будут подавать заявки, а мы — их рассматривать и добавлять товары в каталог. К тому же у каждого поставщика будет свой кабинет, куда он будет самостоятельно вносить необходимые товары. То есть если у производителя их 10 тысяч, он сразу их может добавить. И нам останется только верифицировать их соответствие техническому заданию. Таким образом, мы в десятки раз увеличиваем способность добавления товаров.

Как помочь «малым» заказчикам и поставщикам

Как фармпроизводители воспринимают е-каталог, что предлагают?

Мы неоднократно встречались с разными ассоциациями производителей лекарств, медизделий и оборудования и находимся в постоянном диалоге. Получаем как положительные, так и отрицательные отзывы. В частности, производители сетуют, что некоторые заказчики злоупотребляют, например, в проекте договора требуют того, что не было в техническом задании по принципу «я так хочу, потому что я плачу». Но так не будет, потому что публичные закупки – это о заблаговременном планировании и партнерстве.

Так же и от больниц получаем жалобы: поставщики им навязывают условия договора, или же после того, как выиграли тендер, предлагают не тот товар, который указан в договоре. И больница ничего не может сделать, потому что не имеет высококвалифицированных юристов, экспертизы. Я надеюсь, что благодаря Prozorro Market все эти проблемы максимально выкристаллизуются, их увидят правоохранители, а мы со своей стороны будем работать со всеми сторонами на их решение.

Учитывая замечания, МЗУ вместе с Минэкономики решили ввести стандартизированные договоры в е-каталоге, а Prozorro обещает, что к концу года они будут электронными, чтобы не было никаких манипуляций и можно было легко проверить всю информацию. В целом же рынок положительно отреагировал на этот инструмент. Ведь сейчас не надо, как раньше, на каждый тендер готовить пакет документов – поставщики квалифицируются раз в три года. И всем это очень нравится. Единственное, что иногда сложно конкурировать, когда нет неценового критерия. Поэтому мы будем работать в этом направлении.

Также я надеюсь, что Prozorro Market позволит участвовать в торгах небольшим местным компаниям, производителям, дистрибьюторам. Ибо у них тоже нет огромного штата юристов, чтобы готовить объемную тендерную документацию. Гораздо легче прийти в е-каталог, добавить цену и победить.

То есть проблемы остаются, но я надеюсь, что конкуренция сделает свое дело и рынок сбалансируется.

Правительство увеличило расходы на закупку лекарств и оборудования на следующий год. Как планируете распределить дополнительные средства?

Расходы увеличены не только потому, что будем покупать больше товаров, но и из-за инфляции. Чтобы и дальше покрывать потребность в лекарствах на 100%, нужно больше средств. Но по оборудованию надеемся (в настоящее время продолжаются переговоры между различными центральными органами исполнительной власти), что в 2024 году начнем покупать и устанавливать в некоторых больницах циклотроны, а в 2025 году – позитронно-эмиссионные компьютерные томографы (ПЭТ-КТ) для диагностики онкозаболеваний. К слову, в этом году мы приобрели 15 линейных ускорителей для инновационного лечения онкологии.

У Prozorro Market могут появиться услуги

А какие прогнозы развития е-каталога?

Надеемся, что в 2024 году весь Нацперечень лекарственных средств станет обязательным для закупки в е-каталоге (к нему уже добавлены все эти товары). Также есть идея добавить в Prozorro Market некоторые стандартизированные услуги, которые часто нужны больницам. К примеру, ремонт лифтов или клининг. Также в е-каталоге будет много новшеств, разрабатываемых вместе с электронными площадками. К примеру, можно будет как в интернет-магазине, отфильтровать все характеристики товара и система автоматически отберет те из них, которые соответствуют техническому заданию.

Общие закупки, открытая рамка DPS и другие новации

Ожидаете ли вы кардинальных изменений, которые существенно повлияют на работу МЗУ и процедуры закупок?

Да, есть интересные вещи, которые почувствуют и оценят все. Во-первых, ожидается новый инструмент закупок – открытая рамка DPS, когда в системе объявляется закупка на определенное количество товара, туда квалифицируются поставщики, а новый заказчик может присоединиться в любой момент. DPS существует в ЕС и запускается, к примеру, на 3-4 года.

Во-вторых, в законодательстве появится такой функционал, как совместные закупки. Это означает, что МЗУ, например, сможет объединить свои потребности с закупочным агентством Эстонии и вместе закупить необходимый товар, получив более выгодные условия, цены и т.п.

В-третьих, на уровне закона будет закреплена возможность агрегации закупок для ЦЗО, то есть при необходимости  несколько позиций могут быть объединены в один тендер.

И самое приятное, что многие нововведения, внесенные Постановлением Правительства № 1178, которые положительно восприняло сообщество (например, сокращение сроков для проведения открытых торгов, возможность исправлять ошибки за 24 часа и т.п.), перейдут в новый закон «О публичных закупках», который должен принять Парламент.

Наряду с централизованными существуют региональные закупки. Их не вытеснят?

Никто не собмрается централизовать все закупки, все понимают важность децентрализации. Поэтому наша миссия – создать максимально эффективные инструменты для учета остатков и достичь максимальной эффективности и прозрачности закупок. В то же время, если говорить об учете остатков, все системы должны быть интегрированы, чтобы видеть , что осталось в больницах из закупок за собственные средства и сопоставлять с поставками МЗУ. Сегодня такого инструмента нет, но надеюсь, что это нам обеспечит национальная система учета и распределения лекарств е-Stock.

Очень желательно, чтобы в течение следующих трех лет все региональные больницы полностью перешли на закупки через е-каталог Prozorro Market, а все основные, востребованные молекулы были переданы в реимбурсацию или в Программу медицинских гарантий. Тогда МЗУ смогут сфокусироваться на инновационных лекарственных средствах и медицинском оборудовании.

От сбора потребностей до поставок: как будет работать единая система

МЗУ планируют стать агентством полного цикла обеспечения. В чем преимущества и когда это ожидать?

Сейчас у нас завершается текущая трехлетняя стратегия и мы уже финализуем следующую, на протяжении которой предусматриваем трансформацию МЗУ как закупочного агентства в агентство обеспечения.

Что изменится? Планируем хранить определенный процент неснижаемых остатков на базе больниц, а часть – на нашем центральном складе.

Мы всегда отдавали на аутсорс всю свою логистику – склады, машины. Сейчас на финальном этапе присоединение склада Укрмедпостача к МЗУ и у нас будут собственные складские мощности и автомобили. Поэтому сможем самостоятельно сохранять стабильный запас важных лекарств для избежания дефицита.

Однако речь идет не только о логистике, но прежде всего об управлении данными – от сбора потребностей до поставки. И мы очень много в это инвестировали. Сейчас собираем потребность на почти половину номенклатуры через e-Stock, что гораздо быстрее, удобнее и обеспечивает более качественные данные. В последующие три года начнем оцифровывать все наши бизнес-процессы в одной системе, которая будет соединена с системами партнеров. В ней будут проходить сбор потребности, планирование закупок, категорийный менеджер будет проводить рыночные консультации, заказы будут передаваться в отдел закупок, закупщик будет объявлять тендер в Prozorro. В эту же систему возвращается победитель торгов и заключается электронный договор. Более того, поставщик на дашборде сможет увидеть, где уменьшились остатки, автоматически создается заявка на поставку, и он поставляет товары нам на склад. После проверки качества товар завозится в больницу.

То есть это огромная и сложная система, ядро которой – учет лекарственных средств, который должен быть максимально прозрачным. О достижении цели трансформации агентства будет свидетельствовать способность обеспечить неснижаемый запас остатков (по всей номенклатуре) в учреждениях здравоохранения на уровне 30% с периодичностью проверки раз в месяц. Это будет победой для Украины. А мы сможем говорить о полной трансформации агентства.