Изменения в НПР могут затронуть финансирование, начисление баллов и деятельность провайдеров

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Академик НАНПО Украины, первый доктор медицинских наук по специальности «Общая практика – семейная медицина»

Нынешний год для НПР – особенный: в связи с военным положением приостановлена ​​аттестация, баллы стали необязательными, командировки для повышения квалификации не рекомендованы. Однако спрос на новые знания у медиков и фармацевтов вырос.

Справится ли с этим парадоксом система, выиграли ли от этого слушатели и какие изменения их ждут в следующем году, — рассказывает профессор Национального университета здравоохранения Украины им. П.Л. Шупика Виктория ТКАЧЕНКО.

Фото из личного архива

Обучение – только в свободное от работы время

Какие препятствия в прохождении НПР существуют сегодня для врачей и фармацевтов, учитывая условия военного положения и без них?

— Основным препятствием в проведении и прохождении НПР, особенно мероприятий, которые согласно Постановлению КМУ № 725 требуют непосредственного участия слушателей (симуляционный тренинг, тренинг по обработке практических навыков), является опасность ракетных обстрелов. Отсутствие обустроенных для обучения в условиях войны помещений (с соответствующей вентиляцией, оборудованием, интернетом и т.п.) влияет на возможности организации очных мероприятий. Поэтому чаще провайдеры вообще отказываются от них и проводят дистанционные – профессиональные школы, семинары, мастер-классы. Таким образом, слушатели испытывают дефицит возможностей отработать практические навыки, особенно требующие командной работы.

Следующее препятствие: согласно указаниям Минздрава и в связи с дефицитом медицинских кадров, командировки на повышение квалификации, в том числе и НПР, на период военного положения не рекомендуются. Но даже дистанционные мероприятия предусматривают отрыв от производства, а большинство из них проходит именно в рабочее время слушателей.

На сегодняшний день Постановлением КМУ № 725 указано, что они должны участвовать в дистанционных мероприятиях НПР только в режиме реального времени, а это невозможно, если время проведения мероприятия и работы врача совпадает. Поэтому часто слушатель только формально присутствует на занятиях, и таким образом цель повышения его квалификации не достигается.

Еще одним препятствием в условиях военного положения можно назвать изменения в приказ Минздрава № 446, которыми отменена обязательность получения баллов НПР в 2022 году. Поэтому руководители и отделы кадров медучреждений на данный момент не способствуют повышению квалификации работников. Хотя условия военного положения наоборот диктуют необходимость повышения знаний, в частности, по оказанию помощи во время войны и военной медицине. Такие возможности должно обеспечить врачам государство.

И главное препятствие в целом, независимо от военного положения: в Постановлении КМУ № 725 указано, что все врачи и фармацевты обязательно должны получать 50 баллов НПР ежегодно. Тогда почему государство не обеспечивает их возможностью выполнить такое обязательство бесплатно и слушатель или заведение должны платить за это из собственного кармана?

Планируется ли что-либо изменить в этом и других направлениях в ближайшее время?

— В октябре 2022 года Минздрав анонсировал разработку (при поддержке USAID) пакета изменений ко всем нормативным документам по НПР, прежде всего Постановлению № 725. Эти изменения запланировано внедрить до 01.01.2023 г., поэтому правила игры могут существенно поменять. Среди анонсированного: возможность государственного финансирования для получения 50 баллов НПР медикам и фармацевтам, возможность проходить НПР в свободное от работы время, а также зачисление баллов за просмотр предварительно записанных видеоматериалов при подтвержденной регистрации и участии в мероприятии. Также планируется пересмотреть таблицы количества баллов НПР и внести определенные изменения в деятельности провайдеров.

Как усовершенствовать дистанционное образование

А что уже сегодня изменено в связи с введением военного положения?

— С введением военного положения Минздрав Украины внес изменения в приказ № 446 об особенностях получения и зачисления баллов НПР. А именно, в п. 5 указано, что:

  • минимальное их количество, которое должно быть подтверждено за год, в 2022 году необязательно;
  • для аттестации в 2023 году необходимо подать не менее 100 баллов НПР, полученных в 2020-2022 гг.;
  • для аттестации в 2024 году — не менее 100 баллов, полученных в 2020-2021 гг., и не менее 50, полученных в 2022-2023 гг.

Также в п. 11 приказа указано, что:

  • срок действия удостоверений о квалификационной категории и сертификатов врача-специалиста, который истекает в период военного положения и в течение 60 дней со дня его прекращения или отмены, продляется на один год;
  • ограничение доли баллов профессионального развития дистанционный формы обучения, предусмотренные п. 2.4 приложения 4 к Порядку проведения аттестации врачей, утвержденного приказом 446, не распространяются на обязательный ежегодный минимум баллов для очередной аттестации до 2024 года.

Дистанционные мероприятия – это вынужденный шаг на период войны или перспективная составляющая НПР?

— Действительно, с введением военного положения основное количество учебных мероприятий происходит преимущественно дистанционно. Впрочем, эта форма обучения официально введена в Украине более 10 лет назад, а наибольший опыт приобретен во время пандемии COVID-19. Поэтому в настоящее время увеличение объемов дистанционного обучения не повлекло за собой дополнительных вызовов. Однако оно имеет свои ограничения: невозможно предоставить необходимый объем знаний по определенной тематике только «на расстоянии», особенно это касается практических аспектов. Да и самому слушателю лучше отработать новые знания в группе, на собственном опыте, под наблюдением преподавателя, что тоже не всегда удается онлайн.

Поэтому дистанционное обучение не заменит очного, оно лишь станет его эффективным дополнением. Развитие информационных технологий и цифровизация требуют от нас привлечения современных новейших средств и подходов в образовании, поэтому это не только вынужденный шаг, но и перспектива. Однако говоря о ней, прежде всего, нужно заботиться об обеспечении качества дистанционного образования.

В частности, техническое обеспечение дистанционных мероприятий НПР должно отвечать надлежащим требованиям. Не все провайдеры проводят такие мероприятия на высоком технологическом уровне, от чего страдает качество обучения. С другой стороны мы видим, что провайдеры не всегда могут проконтролировать активное участие слушателей, их внимание и реакцию во время такого обучения. К тому же, не все слушатели и преподаватели хорошо владеют навыками применения технических возможностей и информационных технологий, что не позволяет объективно оценить усвоение полученных во время дистанционного обучения знаний.

Всегда ли «больше» означает «лучше»

Существуют ли действенные рычаги влияния и контроля за качеством НПР в целом?

— Сегодня к провайдерам, являющимся заведениями высшего и последипломного образования, предъявлено очень много требований по обеспечению качества дистанционного обучения, — они прописаны в нормативных документах, в том числе в требованиях к лицензированию, аккредитации, квалификации преподавателей, оснащению и т.д.

Существуют и определенные структуры, периодически проверяющие соответствие этим требованиям — МОН, Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования, дополнительные организации по контролю системы управления качеством за стандартами ISO, EFQM и т.д. Следовательно, за качество дистанционного обучения, в том числе НПР, у таких провайдеров можно не беспокоиться.

Однако, согласно постановлению КМУ, в качестве провайдеров НПР сегодня могут выступать любые организации (ассоциации, частные компании и т.п.), которых действующее законодательство не обязывает получать лицензии на образовательную деятельность, проходить аккредитацию, подтверждать квалификацию и профессионализм преподавателей/лекторов/тренеров, квалификацию проведения дистанционного обучения, подтверждать соответствие требованиям к оснащению. К тому же они не имеют определенных юридических ограничений относительно своей деятельности и финансовых потоков, в отличие от учебных заведений.

При этом в нашем государстве пока не созданы контролирующие органы по примеру Аккредитационных Советов непрерывного медицинского образования в Европе и США, поэтому качество НПР от деятельности таких провайдеров может значительно пострадать, особенно при дистанционной форме обучения.

Поэтому перспективами развития дистанционного обучения в системе НПР в этом аспекте является, во-первых, создание единых требований и одинаковых подходов для всех провайдеров (любой формы организации), включая соблюдение требований по дистанционному образованию, во-вторых, создание дополнительной организации контроля качества НПР. Ибо неравные условия конкуренции создают большой риск потери высокопрофессиональных провайдеров.

Путь к обеспечению качества последипломного образования и НПР один – четкие требования и правила игры, градация провайдеров и объективный контроль их деятельности.

Инструкция по выбору провайдера: на что ориентироваться

Свободны ли врачи и фармацевты в выборе провайдера и как советуете проверить его «надежность», чтобы не выбросить деньги «на ветер».

— На сегодняшний день все провайдеры, выполнившие требования Постановления КМУ № 725, включены в официальный реестр Минздрава, который размещен на сайте Центра тестирования Минздрава Украины. Поэтому, если хотите быть уверены, что получите баллы НПР за мероприятие, сделайте несколько шагов:

  1. Просмотрите этот реестр, чтобы убедиться, что в нем есть хотя бы один из организаторов мероприятия. Кстати, запланированными со следующего года изменениями предусмотрено обновлять реестр провайдеров ежегодно, будьте внимательны.
  2. Просмотрите на том же сайте реестр мероприятий НПР, есть ли в нем то, которое вы собираетесь посетить.
  3. Выбирайте провайдера, который уже имеет хорошую репутацию в сфере медицинского/профессионального образования, доказал качество деятельности. Или же выбирайте мероприятие с авторитетными спикерами.

Сейчас Минздрав совершенствует электронную систему реестров, поэтому планируется упрощение первых двух шагов. А в случае прохождения всех троих, может быть уверены, что баллы НПР вы получите. Получите ли вы при этом качественные знания – вопрос более сложный, опять же из-за отсутствия на государственном уровне требований и системы контроля по обеспечению качества образования в отношении мероприятий БПР , а также соответствующей контролирующей организации. Поэтому врач или фармацевт должен понимать отличия между провайдерами, когда делает свой выбор, чтобы получить качественные знания, а не выбросить деньги «на ветер».

Таблицу баллов БПР планируется усовершенствовать

Существует мнение, что начисление баллов за разные виды мероприятий несправедливо. Что необходимо урегулировать?

— Дискутировать по поводу значимости тех или иных видов и мероприятий НПР можно долго. Я считаю наибольшей несправедливостью то, что при этом не учитывается статус и рейтинг провайдера. Также нечетко определено понятие «1 день обучения» – должно быть указано, сколько это часов. Не понятно, сколько баллов засчитывать, если мероприятие длится менее 1-го дня, то есть сколько баллов за 1 час обучения. К тому же 1 час астрономический отличается от академического.

Несправедливо и то, что для докладчиков/спикеров/тренеров за мероприятие начисляется меньше баллов, чем для слушателей. Ведь, чтобы подготовить доклад, нужно изучить большое количество литературы, проанализировать ее, разработать презентацию и изложить тему в понятном для слушателей формате, то есть овладеть темой досконально. Слушатель же обычно усваивает только часть полученной пассивно (на слух) информации. Поэтому докладчику за проведение такого мероприятия необходимо давать больше баллов. Но в случае, когда тренер обучен по готовым материалам, и лишь пересказывает информацию, ему справедливо засчитать меньше баллов, чем слушателям. Минздрав анонсировал внесение изменений в таблицу баллов НПР в приказе № 446, поэтому надеемся, что эти аспекты также будут учтены.

Упомянутым приказом рекомендовано приостановить аттестацию медицинских и фармацевтических работников. Как это повлияло на посещение слушателями мероприятий НПР и какие среди них самые популярные?

— Приостановление аттестации, как и необязательность баллов в 2022 году и рекомендации по ограничению командировок снизило активность получения баллов НПР, но не уменьшило спрос на новые знания, особенно касательно предоставления медицинской помощи в условиях военного положения. То есть именно сегодняшние вызовы (военные действия, оккупация, ограничение доступа к медпомощи, психоэмоциональные изменения, обострение хронических состояний, оказание неотложной помощи при огнестрельных ранениях, угрозах применения различных видов оружия и т.п.) стали наибольшим стимулом получения новых знаний.

Например, наш университет только в марте-июне провел 724 волонтерских мероприятия по такой тематике, их посетили более 45 тысяч слушателей! К сожалению, Минздрав такую ​​потребность не учел и, чтобы сэкономить бюджетные средства, отменил необходимость получения баллов НПР, что привело к сокращению финансирования учреждений медицинского образования, и к сокращению высокопрофессиональных кадров. Как будем восстанавливать кадровый потенциал, когда потребность после окончания военного положения снова вырастет – неизвестно.

По какому образцу выстраивается новая модель НПР в Украине, устарела ли существующая?

По сравнению с украинской системы НПР в странах Европы и США имеют незначительный опыт.

В Украине первые попытки внедрения НПР приходятся на конец 80-х годов ХІХ в., а в период украинской государственности (1917–1919 гг.) инициировано создание Клинического Института для усовершенствования врачей (сейчас Национальный университет здравоохранения Украины имени П.Л. Шупика), затем появились Харьковская и Запорожская академии последипломного образования, то есть сеть обеспечения НПР.

В США непрерывное медицинское образование начало зарождаться только в конце 20-х годов ХХ в., а обязательным стало в конце 60-х годов. Только в 1981 году была создана общая Ассоциация непрерывного образования и Совет по аккредитации непрерывного медицинского образования (ACCME®) для надзора за аккредитацией учреждений, обеспечивающих непрерывное медицинское образование и контроля соответствия мероприятий установленным стандартам.

На европейском уровне соответствующий Совет (EACCME) был создан в 1999 году – на фоне перехода от добровольного к обязательному НПР и на основании американского опыта. UEMS-EACCME® начала свою деятельность в январе 2000 года по аккредитации очных образовательных мероприятий путем присуждения европейских кредитов БПР, а в апреле 2009 года начала аккредитацию электронных учебных материалов.

Как видите, в Украине существовала более развитая система с более высоким уровнем качества НПР и последипломного образования, которая контролировалась на уровне государства (МОН и МЗ) по поводу соответствия международным требованиям и стандартам. За границей развитие НПР пошло другим путем. Посещая зарубежные конференции, некоторые из них трудно назвать качественными для получения новых полезных знаний, хотя они имеют аккредитацию EACCME и ACCME.

Поэтому, готовясь к евроинтеграции, важно сохранить ценность отечественного более чем 150-летнего опыта качественного НПР, обеспечить равные условия и требования ко всем провайдерам, или же ввести их градацию по уровню образования или соблюдению требований. А также создать отечественный Аккредитационный Совет непрерывного медицинского образования, который будет способствовать интеграции отечественной системы НПР с Европейской и Американской, что обеспечит возможность взаимозачета баллов/ кредитов.