Фармацевтический рынок Америки в условиях налоговой инверсии

Фармацевтические компании не единственные, кто пытается убежать в страны с низкими налогами.

Мэтью Херпер, FORBES
Перевод и адаптация: Инна Бурбан

Американская фармацевтическая компания AbbVie приобретает ирландскую компанию Shire за $ 54 млрд. В результате фармацевтический гигант AbbVie сможет перенести место регистрации компании-налогоплательщика из штата Иллинойс, США, в Британию, что позволит значительно снизить корпоративный налог.

Неудачная попытка компании Pfizer приобрести активы конкурента AstraZeneca была связана как раз с вопросом выплаты налогов. В июне 2009 года крупная медицинская компания Medtronic планирует покупку ведущего мирового производителя медицинской продукции Covidien за $ 43 млрд., который, в свою очередь, переводит налоговую регистрацию с Бермудских островов в Ирландию. Чикагская компания Abbott продает дженериковый бизнес Mylan Pharmaceuticals, расположенный в Пенсильвании. Это позволило зарегистрировать налогоплательщика в Нидерландах.

В ближайшее время может состояться сделка, которая особенно беспокоит американских политиков: компания Walgreen, которая стала известной американской сеть аптек благодаря своей рекламе, планирует перенести юридический адрес компании в Швейцарию в рамках слияния с фармацевтической сетью Boots. Ричард Дурбин, сенатор штата Иллинойс от демократов, обвинил компанию в «предательстве США».

Смена адреса компании часто не связана с изменениями в структуре бизнеса. Главный офис и локация остаются прежними.

Как утверждает Рон Коэн, исполнительный директор американской биотехнической компании Acorda Therapeutics, конгресс США должен внести изменения в законодательство. Он также выступает за снижение корпоративных налогов в США, чтобы сравнять их с налогами в других странам.

Что будет с рынком? Налоговая инверсия является стремлением сократить налоговые выплаты в сфере здравоохранения, поскольку в Америке самые высокие налоги во всем мире, по сравнению, например, с той же Японией, Францией, Германией. И просто невозможно угнаться за остальным миром, где только за последнее время налоги значительно снизились. В отличие от других стран, доход американских компаний за пределами страны, а также иностранные счета, облагаются налогом, если компании используют их в собственной стране. Такие компании как General Electric, Microsoft, Pfizer и Apple, каждая из которых владеет состоянием в более чем $ 50 млрд., оказались в «ловушке» американских налоговых законов, так как они должны платить налог за использование денег на территории собственной страны.

Фармацевтические компании, конечно же, не единственные, кто пытается убежать в страны с низкими налогами. Chiquita Brands покупают Fyffes, вероятно, чтобы изменить юридический адрес на ирландский. Applied Materials «переезжают» в Нидерланды после приобретения Electron; и Pentair «переехал» в Швейцарию. Но больше всего сделок было именно в сфере здравоохранения, в том числе Actavis, Perrigo, Jazz, Alkermes и Endo Health. И все бегут в Ирландию.

Именно особенности использования интеллектуальной собственности дают возможность фармацевтическим и биотехнологическим компаниям осуществлять налоговую инверсию. Вамил Диван, аналитик в вопросах фармацевтической индустрии инвестиционного банка Credit Suisse, говорит, что они могут довольно быстро менять адрес за пределами США, и, в итоге, по возвращению, не оказываются в «ловушке» юрисдикций с низкими налогами. Как он подчеркивает, именно инверсия дает им доступ к наличным деньгам.

Конечно, есть вариант, что обеспокоенность среди представителей фармацевтической отрасли по поводу возможности прекращения налоговой инверсии усилиями американской власти увеличится, что подтолкнет компании действовать быстрее и быть более гибкими в условиях сложившейся ситуации. Марк Шоенебаум, ведущий аналитик в вопросах фармацевтической индустрии ISI Group, говорит, что «каждый это делает, поэтому каждый должен это делать, следуя инерции рынка».

В 2010 году Valeant Pharmaceuticals приобретает Biovail и переносит юридический адрес компании в Канаду. Низкие налоги позволили осуществить ряд важных сделок (более высокие доходы за счет снижения налогов позволяют проводить сделки по более высокой цене).

В сентябре 2011 года компания Jazz Pharmaceuticals, производитель препарата для лечения нарколепсии, расстройства сна, объявила о своих планах приобрести Azur Pharma и платить налоги уже в Ирландии. Тогда она приобрела EUSA Pharma за $ 650 млн. в 2012 году и Gentium в 2014 году. Акции компании увеличились в три раза, с того времени как сделка состоялась.

Успех небольших компаний, таких как Valeant и Jazz, привел к тому, что инвесторы и аналитики отрасли начали понимать, как работать в условиях налоговой инверсии. Когда Pfizer объявил о намерении приобрести AstraZeneca, это, возможно, и стало катализатором для «пробуждения» всего сегмента.

Тем временем Министр финансов США Джейкоб Льюис призвал Конгресс США ужесточить правила слияния и поглощения компаний, так как количество американских компаний, которые становятся налоговыми резидентами других стран за счет покупки других компаний, значительно увеличивается, пишет Financial Times. Но Коэн подчеркивает, что сделки не прекратятся, пока Конгресс и Обама не уменьшат налоги, что позволит компаниям быть более конкурентоспособными на уровне с другими странами. Демократы внесли в Конгресс законопроект, который предлагает поднять порог иностранного участия, необходимый для налоговой инверсии, с 20% до 50%. Но его не приняли из-за противодействия со стороны республиканцев. Сможет ли Конгресс принять быстрое решение в условиях роста темпов налоговой инверсии?

Некоторые сделки на рынке и вовсе не зависели от инверсионных факторов. Например, в основе приобретения AbbVie компании Shire лежат не только налоговые причины. На самом деле инвесторы компании опасались, что же произойдет после истечения строка патента на самый успешный препарат для лечения ревматизма и артрита Humina, продажа которого приносит компании годовую прибыль в $ 10,7 млрд. А приобретение Shire дает выход на прибыльный бизнес продажи препарата для лечения редкого заболевания.

Но при этом тяжело представить, чтобы Medtronic покупал Covidien, или Mylan приобретал препараты Abbott без возможности уменьшения налогов. Демократы будут продвигать новые законопроекты для компаний, которые пытаются сократить выплату налогов, используя инверсионные схемы. Республиканцы должны уступить. Пришло время решить проблему, пока еще больше компаний не попытались уйти от выплаты еще более высоких налогов. И как утверждает Коэн, если убедить компании вернуть деньги, которые они закрыли в иностранных счетах, в Америку, это действительно поможет улучшить состояние экономики.

Похожие материалы