- Категория
- Бизнес
Сегодня контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов такой же, как при отпуске физраствора или воды для инъекций, - Владислав Онищенко
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
3885
Галина Черноморова, “Капитал”
В последние недели общественные организации пациентов подвергли более резкой критике условия продажи кодеинсодержащих препаратов в аптеках. О причинах такого внимания к проблеме рассказал председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко.
— Почему вы обратили внимание на условия продажи кодеинсодержащих препаратов?
— Проблема в том, что эти лекарства молодежь использует не для медицинских целей, а как источник получения наркотика кодеина. В интернете можно найти массу рецептов, как из этих препаратов убрать вспомогательные вещества, чтобы остался один кодеин. Эти лекарства продаются в украинских аптеках без какого‑либо фактического учета их реализации.
— То есть это безрецептурные препараты?
— Нет, они должны отпускаться только по рецепту врача. Но мы прекрасно знаем, что аптеки продают кодеинсодержащие препараты тем, у кого нет разрешения. Проверить в аптеках, продавались ли эти лекарства пациентам с рецептами или без, невозможно. Сегодня контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов такой же, как при отпуске физраствора или воды для инъекций.
— Нет никакого механизма наказания аптек в случае продажи рецептурных препаратов без разрешения?
— Контролировать работу аптек должна Государственная служба по лекарственным средствам. Чтобы зафиксировать продажу рецептурного препарата без соответствующего предписания, необходимо провести так называемую контрольную закупку. Но Гослекслужба не имеет права на подобные действия. Более того, о проведении проверки она должна предупредить аптеки за десять дней. Разумеется, при таком надзоре нарушений найти практически невозможно.
— Как можно решить проблему?
— Кодеинсодержашие препараты необходимо отнести к списку рецептурных препаратов, продажа которых подлежит предметно-количественному учету в аптеках. Если при продаже простых рецептурных препаратов провизор возвращает рецепт пациенту, то при продаже лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, документ остается в аптеке.
— Можно ли заставить аптеки продавать кодеинсодеражащие препараты только при наличии рецепта?
— Можно, но, видимо, кроме потребителя, это никому не интересно. Недавно министр здравоохранения Олег Мусий, общаясь с журналистами, подтвердил, что это наркотический препарат, но каких‑либо мер по контролю за отпуском таких препаратов предпринимать не будет. Мы обратились в Минздрав с требованием поставить кодеинсодержащие препараты на предметно-количественный учет. Из официального ответа следует, что министерство, прикрываясь итогами совместного совещания структур Минздрава с представителями фармбизнеса, не собирается менять ситуацию. Позволю себе процитировать Министерство здравоохранения: «По результатам совещания участники пришли к выводу, что риск злоупотреблений кодеинсодержащими лекарственными средствами намного ниже, нежели риск снижения доступа пациентов, в том числе хронически больных, к таким препаратам». Мы не понимаем, как может снизиться доступность, если всего лишь потребуется оставлять рецепт врача на эти препараты в аптеке. И абсолютно не понимаем, при каких хронических заболеваниях предусмотрены кодеинсодержащие препараты для устранения симптомов кашля? Следует отметить, за последние три года объем продаж только одного препарата «Кодтерпин» увеличился с 40 млн до 140 млн таблеток. Это что — так резко выросли медицинские показания у населения? Такого быть не может. Кроме того, в аптеках предлагается колоссальный спектр лекарственных средств от кашля.
— Какое ведомство должно отнести эти препараты к соответствующему списку?
— Министерство здравоохранения своим приказом. Вопрос в том, почему оно этого не делает. Внеся кодеинсодержащие препараты в вышеуказанный перечень, мы никоим образом не ограничим доступность этих препаратов для пациентов, которым он действительно прописан, и они не исчезнут из аптек. Просто продажа этих средств будет строго контролироваться, и отпускаться они будут исключительно по рецепту. Однако, вполне возможно, что руководство Минздрава не заинтересовано в подобном ужесточении.
Я, мягко говоря, удивлен позицией министерства в этом вопросе. Ведь всем известно, что в Украине практически не выполняется порядок отпуска рецептурных препаратов строго по медицинскому предписанию. Минздрав знает об этой проблеме, но не решает ее. А новое руководство не желает наводить порядок в организации рационального назначения и медицинского применения лекарственных средств.
Более того, из вышеуказанного письма в адрес нашей организации стало известно, что Минздрав не в силах собрать статистику о продажах кодеинсодеражащих препаратов, хотя этой информацией владеют специализированные исследовательские компании и у них можно без особых проблем запросить эти данные. Также Минздрав апеллирует к тому, что у органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков отсутствуют статистические данные о фактах массовых злоупотреблений такими препаратами. А откуда у этих структур могут быть данные, если кодеинсодержащие препараты на сегодняшний день по статусу ничем не отличаются от физраствора?
— Кодеинсодержащие препараты каких компаний сейчас представлены на рынке?
— Такие лекарства выпускают, например, украинские фармацевтические заводы — «Здоровье», «Интерхим», индийские — «Дженом Биотек», «Вивимед Лабс», «Белко Фарма». Наибольшие объемы продаж у компании «Интерхим», которая производит препарат «Кодтерпин IC».