Экс-глава ДУСи Сергей Березенко проталкивает через Парламент законопроекты "о медреформе" для контроля над бюджетными деньгами

Экс-глава ДУСи Сергей Березенко проталкивает через Парламент законопроекты "о медреформе" для контроля над бюджетными деньгами

В 22 года Сергей Березенко стал советником мэра Киева Леонида Черновецкого, в 2014 году возглавил знаменитую ДУСю (Государственное управление делами), в 2015 году со скандалом победил на довыборах на Черниговщине, а теперь очень интересуется медреформой.

Сергей Березенко стал народным депутатом Украины 2 сентября 2015 года. Согласно данным официального веб-сайта Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, в 2015 году он посетил только 1 заседание профильного комитета. А сейчас экс-глава ДУС называет себя соавтором тех самых законопроектов Минздрава, преподносимых украинскому обществу как "медреформа". В чем же секрет столь возросшего интереса Сергея Березенко к здравоохранению?

Законопроект №6327 "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и обеспечения лекарственными средствами", зарегистрированный в Верховной Раде Минздравом Украины, вызвал бурную дискуссию: медицинское сообщество, профсоюзы, пациентские организации, народные депутаты и эксперты неоднократно обращали внимание на необходимость существенно доработать данный законопроект. Помимо глобального противоречия статье 49 Конституции Украины (о безоплатности медицинской помощи и запрете на сокращение количества лечебных учреждений), речь идет о путанице в терминологии, пропуске отдельных аспектов функционирования системы здравоохранения целиком и прочем. Неудивительно, что ко второму чтению было внесено 893 поправки.

Сергей Березенко в унисон с Минздравом Украины заявляет, что законопроект №6327 является частью медицинской реформы. Однако ни законопроект №6327, ни второй минздравовский законопроект №6604 не являются полноценными документами о реформировании отрасли. Это не концепция реформы и не стратегия реформирования. Оба документа регламентируют исключительно передел финансовых ресурсов внутри сферы здравоохранения, что следует даже из их названий (см. законопроекты №6327 и №6604 на сайте Верховной Рады).

При этом одна составляющая законопроекта №6327 волнует ее авторов больше всего. Она касается создания Национальной службы здоровья как единственного центра принятия финансовых решений в отрасли.

В 2018 году расходы на здравоохранение составят 86 млрд грн. Это один из крупнейших бюджетов по объему финансирования. Законопроект №6327 предусматривает, что распоряжаться им будет Национальная служба здоровья. Именно она будет решать, сколько бюджетных средств получит каждое медицинское учреждение страны. Если эту службу возглавят "нужные" люди, они получат бесконтрольный доступ к миллиардам бюджетных гривен и полную централизацию власти в своих руках. Тогда масштабы злоупотреблений превысят размах коррупционных скандалов в ДУСе в десятки или сотни раз.

Почему доступ будет бесконтрольным? Сергей Березенко и команда Ульяны Супрун уверяли, что не допустят коррупции в новом органе власти и создадут независимый орган для контроля за Национальной службой здоровья. Однако никаких законопроектов на этот счет в Раду не внесли.

Настораживает и другое: в 22 года Сергей Березенко уже стал советником мэра Киева Леонида Черновецкого, затем возглавил управление в КГГА, в 2014 году стал у руля знаменитой ДУСи (Государственного управления делами), в 2015 году со скандалом о подкупе избирателей победил на довыборах на Черниговщине, а теперь очень интересуется медреформой. Все действия Березенко в точности соотносятся с заявлениями и действиями нынешнего руководства Министерства здравоохранения Украины.

Да и может ли политик и экс-чиновник с такой богатой биографией претендовать на звание "искреннего и честного борца за здоровье граждан Украины и их достойное медицинское обслуживание"?

Украинцам законопроекты №6327 и №6604 преподносятся исключительно как "медреформа, призванная улучшить качество их жизни". Именно таких институционных реформ ожидают от нашей страны и ее международные партнеры. Ведь реформа системы здравоохранения не может сводиться сугубо к смене финансовой схемы распределения доли ВВП с ростом коррупционных рисков, как на этом настаивает политик с весьма неоднозначной репутацией.

Похожие материалы