Счетная палата нашла факторы, содействующие появлению фальсифицированных и бракованных лекарств

Счетная палата нашла факторы, содействующие появлению фальсифицированных и бракованных лекарств

Госорган напоминает, что в течение 2021-2022 годов и девяти месяцев 2023 года фармотрасль поддерживалась посредством полного освобождения от налогообложения отдельных видов операций, а также сниженной ставки НДС в 7%.

Что касается последней, то осуществить обстоятельный анализ экономических последствий невозможно, поскольку ГНС не ведет отдельного учета поступлений НДС по операциям по снабжению лекарствами и медизделиями, как это предусмотрено Классификацией доходов бюджета. Кроме того, данные Казначейства о поступлениях НДС по операциям по ввозу указанной продукции за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (₴23,9 и ₴7,6 миллиардов) не согласуются с соответствующими налоговыми начислениями по таможенным декларациям Гостаможслужбы (₴5,1 и ₴4,9 миллиардов). Причина – включение в данные Казначейства НДС по операциям по ввозу горючего и нефти, которые с 17 марта 2022 года по 1 июля 2023 года также облагались налогом по ставке 7%. Гостаможслужба отреагировала на это только в январе 2023 года.

Аудит РП установил, что при отсутствии контроля Гостаможслужбы

  • в 2021 году почти 70% импортеров не имели лицензий на ввоз лекарств,
  • в 2022 году – 59%,
  • в январе-сентябре 2023 года – почти 51%.

Соответственно, таких предпринимателей Гослекслужба не проверяла.

Поэтому аудиторы указывают на риски производства и оборота фальсифицированных, некачественных, просроченных лекарств и медизделий, неправомерного применения налогоплательщиками налоговых льгот по НДС из-за того, что Минфин, Минздрав, ГНС, Гостаможслужба и Гослекслужба не контролировали взимание, полноту и своевременность поступления в операциях по снабжению и ввозу лекарств и медизделий, а также соблюдению законодательства предпринимателями, которые их производили и продавали.

СП также отмечает низкую результативность таможенного контроля операций по ввозу лекарств и медизделий и документальных выездных и невыездных проверок их импортеров, в 2021 году уплативших лишь 22,6% доначисленных таможенниками сумм НДС. С апреля 2022 г. таможенные органы не имели правовых оснований для проведения документальных проверок.

СП провела выборочные проверки таможенных деклараций на Волынской, Днепровской, Львовской и Одесской таможнях и установила 46 случаев необоснованного применения 7-процентной ставки НДС и безосновательного применения отдельных налоговых льгот по НДС, в результате чего в госбюджет не поступило почти 24 миллиона. А на Львовской таможне при налогообложении НДС ввозимых товаров по одинаковому коду применяли разные ставки – 7% и 20%. Следовательно, есть риск только по установленному факту недопоступления в госбюджет ₴70 миллионов.

Аудит установил, что ГНС и его территориальные органы не контролировали должным образом правомерность применения предпринимателями налоговых льгот, а также правильность отражения в декларациях по НДС.