Исследование: фармпроизводители используют благотворительные фонды для продвижения дорогостоящих лекарств

Исследование: фармпроизводители используют благотворительные фонды для продвижения дорогостоящих лекарств

В определенных случаях фармкомпании помогают пациентам оплачивать дорогие лекарства – обычно такие операции проводятся через благотворительные фонды, финансируемые производителями лекарств. И часто это делается в обход правил.

Недавнее исследование американских экспертов показывает, насколько распространенной стала эта практика. Авторы отмечают «значительный и растущий» охват благотворительных организаций в помощи пациентам с 2010 по 2017 год и то, как «фармпроизводители эффективно содействуют покупке собственных лекарств, жертвуя в благотворительные фонды».

В настоящее время законы США позволяют компаниям делать не облагаемые налогом пожертвования благотворительным организациям, помогающим пациентам, которые не в состоянии оплачивать свои лекарства. Но в исследовании отмечается, что об этих пожертвованиях не сообщается публично.

«Мы считаем, что ведущим фармкомпаниям выгодно делать пожертвования таким благотворительным организациям, несмотря на ограничения… Существующих законодательных норм недостаточно для того, чтобы производители не получали откаты от своих пожертвований в фонды помощи пациентам», — пишут авторы, призывая разработать новые правила в отношении таких программ.

В качестве примера тесной взаимосвязи между фармкомпаниями и БО, они приводят синдром короткой кишки. По подсчетам исследователей, 99,6% всех расходов на лекарства в этом сегменте в 2017 году приходилось на Gattex (тедуглутид) от Takeda. В 2010 году благотворительной организации, занимающейся этим заболеванием, не существовало. Но авторы отмечают, что в течение десяти дней после одобрения Gattex FDA в декабре 2012 года на сайте Patient Access Network Foundation образовался фонд для лечения синдрома короткой кишки.

В исследовании не указывается, какие именно производители делали пожертвования, поскольку благотворительные организации, поддерживаемые фармкомпаниями, не раскрывают своих доноров.